1. Производство и распределение электроэнергии
В 2009 году суммарная выработка электроэнергии в Центральном федеральном округе составила 218,1 млрд. кВт·ч, что на 5 процентов меньше выработки 2008 года. Внутреннее потребление электроэнергии - 198,8 млрд. кВт·ч, или 90 процентов выработки, положительное сальдо экспорта и импорта электроэнергии - 19,2 млрд. кВт·ч, транзит электроэнергии через округ - около 101,9 млрд. кВт·ч. Таким образом, генерирующая мощность энергетики округа является избыточной при существующем уровне потребления электроэнергии. Производство и потребление теплоэнергии составило 112,4 млн. Гкал.
Электроэнергетическая отрасль Центрального федерального округа является высокоавтоматизированным комплексом электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением. В большинстве регионов округа ее роль в производстве валового внутреннего продукта больше среднемировой и среднеевропейской. Так, среднемировая электроемкость валового внутреннего продукта составляет 288 кВт·ч на 1000 долларов США, среднеевропейская - 226 кВт·ч на 1000 долларов США, среднероссийская - 456 кВт·ч на 1000 долларов США или 584,6 кВт·ч на 1000 долларов США без учета г. Москвы, а средняя электроемкость валового внутреннего продукта по округу без учета г. Москвы - 507,8 кВт·ч на 1000 долларов США. Зависимость российского валового внутреннего продукта от потребляемой электроэнергии более чем в 2 раза больше, чем в Европе.
Стратегическими приоритетами в сфере производства и распределения электроэнергии являются предложение потребителям электроэнергии по доступным ценам, соизмеримым с ценами на электроэнергию в развитых странах, а также повышение эффективности функционирования электроэнергетики, в том числе за счет:
снижения удельных расходов топлива на тепловых электростанциях путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования;
сокращения потерь электрической и тепловой энергии в сетях;
повышения коэффициентов использования установленной мощности;
совершенствования тарифного и антимонопольного регулирования;
внедрения энергосберегающих технологий в сфере энергопотребления;
совершенствования систем учета электроэнергии.
В целом в Центральном федеральном округе к 2020 году электропотребление достигнет уровня 262,7 млрд. кВт·ч.
При среднем приросте потребления электроэнергии по Центральному федеральному округу, составляющему 63,9 млрд. кВт·ч (32,1 процента к 2009 году), наибольший прирост на энергосистему Московского региона - 39,6 млрд. кВт·ч (43,3 процента, что составляет 62,6 процента всего прироста по округу), а также на Белгородскую и Липецкую области - 10,2 и 3,6 млрд. кВт·ч соответственно придется к 2020 году.
Прирост производства теплоэнергии будет значительно меньше и составит 11,64 процента, или 155,4 млн. Гкал.
Объединенная энергетическая система Центрального федерального округа выбрасывает 1229 тыс. тонн диоксида серы (28,6 процента источников загрязнений европейской части страны). В связи с этим намечено ужесточение экологических требований к объектам энергетики округа.
Обновлению устаревшего парка котельных и энергетических установок и обеспечению удаленных населенных пунктов Центрального федерального округа как электричеством, так и теплом за счет использования газа будет способствовать развитие системы средней и малой когенерации на основе газотурбинных и газопоршневых установок.
К положительным последствиям ожидаемых к 2015 году изменений климата можно в первую очередь отнести сокращение отопительного периода и значительную вследствие этого экономию топливно-энергетических ресурсов, ветровых нагрузок на линии электропередачи. В то же время отмечается уменьшение ветроэнергетического потенциала округа, что наложит ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и дальнейшее их развитие в Центральном федеральном округе.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии