7. Строительный комплекс
Центральный федеральный округ располагает развитой строительной индустрией. В 2009 году в округе произведено более одной четвертой объема строительных работ, введено около одной третьей общей площади зданий жилого и нежилого назначения. При этом более одной третьей введенных в действие площадей пришлось на Московскую область, 16,9 процента - на г. Москву, 10,7 процента - на Белгородскую область.
Проектная мощность цементных заводов составляет 18 млн. тонн. В настоящее время на всех предприятиях проводится модернизация и реконструкция технологического оборудования. В 2007 году на этих предприятиях было выпущено 15,3 млн. тонн, что соответствует выпуску цемента на 1 человека - 405 килограммов. Это значение приближается к значению подушевого потребления в развитых странах - 438 килограмм. В 2010 году производство цемента составило 12,5 млн. тонн из-за снижения спроса со стороны строительного комплекса (консервация начатых объектов на стадии котлована, завершение строительства объектов с высокой степенью готовности). Подушевое потребление цемента в 2010 году снизилось до 337 килограммов.
По состоянию на 2009 год существующие в Центральном федеральном округе мощности по производству мягких кровельных и гидроизоляционных материалов составляют 485 млн. кв. метров, стеновых материалов - 8,71 млрд. штук условного кирпича, сборных железобетонных конструкций и изделий - 13,62 млн. куб. метров, панелей и других конструкций для панельного домостроения - 4,17 млн. куб. метров, теплоизоляционных материалов из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна - 17,95 млн. куб. метров, полимерных теплоизоляционных материалов - 4,79 млн. кв. метров, нерудных строительных материалов - 88,58 млн. куб. метров, стекла листового - 83,2 млн. кв. метров, асбестоцементных изделий - 650 млн. условных плиток.
На территории Центрального федерального округа по отношению к объему по России в целом производится 24,8 процента цемента, 34,5 процента сборных железобетонных конструкций, 53,5 процента листового стекла, 57,2 процента теплоизоляционных изделий из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна, 38,3 процента деревянных домов заводского изготовления.
Также ввиду сложной ситуации в строительном комплексе, вызванной комплексом причин, среди которых основными являются мировой финансово-экономической кризис, недостаток инженерной и социальной инфраструктуры, отсутствие в некоторых регионах градостроительной документации и схем территориального планирования, в 2009 году объем строительных работ составил 82,9 процента уровня 2008 года, причем наибольшее падение объемов имело место в Белгородской (74,5 процента уровня 2008 года), Костромской (71,8 процента уровня 2008 года), Орловской (65,8 процента уровня 2008 года) и Рязанской (67,1 процента уровня 2008 года) областях. Объемы строительных работ в г. Москве составили 81,5 процента уровня 2008 года. В Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях объем строительных работ вырос по сравнению с 2008 годом.
В Центральном федеральном округе сосредоточено около 24 процентов цементного производства России, действуют 9 цементных заводов в Московской, Липецкой, Брянской, Рязанской, Белгородской и Воронежской областях. При этом в округе складывается монополистический рынок.
Развитие массового жилищного строительства требует расширения промышленной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий. Это предполагает создание и обеспечение функционирования объектов производства строительных материалов, а также реализацию высококачественной конкурентоспособной продукции на российском и мировом рынках. Большинство действующих мощностей по производству цемента введены в 40 - 60-х годах прошлого века, что делает задачу модернизации отрасли еще более актуальной.
Основной задачей по увеличению объема и качества выпускаемой продукции является осуществление мероприятий по модернизации существующих мощностей предприятий с установкой современного оборудования.
Рост строительного производства будет обеспечиваться за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, производств и технологических линий с использованием имеющихся запасов полезных ископаемых, энергосберегающих и экологичных технологий, обеспечения финансовой и экономической устойчивости предприятий промышленности строительных материалов и усиления контроля качества выпускаемой продукции. Перспективы развития мощностей строительной индустрии связаны также с производством новых видов стеновых и отделочных материалов.
Прогнозируемый прирост объема потребления строительных материалов образует дефицит производственных мощностей в первую очередь в части производства цемента, строительных материалов, нерудных строительных материалов и листового стекла. Такой дефицит будет ликвидирован за счет ввода дополнительных производственных мощностей.
В Белгородской области производятся все виды строительных материалов, кроме стекла. В области предусматривается построить 3 крупных цементных завода, а также организовать производство керамического кирпича. В развитии жилищного строительства основной акцент необходимо сделать на строительстве индивидуальных домов усадебного типа.
Создание высокоэффективного промышленного кластера по производству строительных материалов и цемента в Брянской области позволит более полно использовать природно-ресурсный потенциал территории. В области получит развитие производство цемента, кирпича и других строительных материалов (в области предусматривается строительство кирпичного завода мощностью 30 млн. штук условного кирпича в год). В г. Карачеве (Брянская область) планируется создание современного импортозамещающего производства наноматериалов на основе крупнотоннажных полимеров. Здесь же планируется строительство домостроительного комбината.
Разведанные запасы глин, песков и карбонатных пород обеспечат длительное их использование для производства строительных материалов во Владимирской области.
Воронежская область располагает ресурсным, производственным и научным потенциалом для масштабного развития строительного комплекса области. Внедрение новых технологий в разработку месторождений кирпично-черепичного сырья (глины и суглинки легкоплавкие), строительных песков и мела позволит обеспечить внутренний рынок материалами, необходимыми для ведения строительных работ.
В развитии строительной индустрии Ивановской области основную роль сыграет перевооружение крупнейшего предприятия по выпуску железобетонных изделий области, а также строительство кирпичного завода.
На территории Калужской области созданы все предпосылки для формирования кластера строительных материалов, планируется строительство цементного завода. Большие возможности в строительном комплексе области также связаны с развитием малоэтажного строительства.
В Костромской области на базе собственного минерального сырья планируется организация нового цементного производства, а также развитие добычи нерудных строительных материалов.
В Курской области в предынвестиционной фазе находится проект по строительству цементного завода.
В особых экономических зонах федерального и регионального уровней Липецкой области реализуются инвестиционные проекты по производству керамического кирпича, стеновых панелей, несъемной опалубки и светопрозрачных конструкций из листового стекла.
Развитие строительного комплекса Московского региона ориентировано в основном на новое строительство. Сформировавшийся строительный комплекс из-за дефицита свободных территорий под застройку имеет избыточные в пределах г. Москвы мощности и будет продолжать наращивание объемов строительства за пределами города.
В настоящее время отрасль промышленности строительных материалов Московской области является крупнейшей в России. В среднесрочной и долгосрочной перспективе для обеспечения решения основных задач по наращиванию объемов строительства и производства строительных материалов будет проведена модернизация предприятий, снижены ресурсоемкость, энергетические и трудовые затраты на изготовление продукции. Наибольшее развитие получит производство теплоизоляционных материалов, термополированного стекла, эффективных стеновых материалов, отделочных материалов, в том числе керамических облицовочных плиток, изделий из бетона и железобетона.
В Орловской области развитие получит производство, использующее местную сырьевую базу, в частности производство цемента (мощность 1,8 млн. тонн), кирпича и других строительных материалов. Одним из крупнейших проектов является создание современного высокотехнологичного производства металлических строительных конструкций.
В перспективе увеличение объемов производства продукции строительной индустрии в Рязанской области будет осуществляться за счет ввода новых мощностей по производству цемента, реконструкции имеющихся производств и создания новых мощностей по выпуску кирпича, модернизации предприятия по добыче щебня, создания производств по добыче и обогащению стекольных песков, развития добычи и переработки гипса.
В Смоленской области дальнейшее развитие получит как производство традиционных строительных материалов (кирпича, керамической плитки, цемента, черепицы, стекла и керамзита), так и новых (легких) металлических конструкций для быстровозводимой современной малоэтажной застройки.
Будет сформирован кластер строительной индустрии в Тамбовской области, включающий инфраструктуру фундаментальных и прикладных научных исследований по направлениям деятельности строительной отрасли, инновационную инфраструктуру по внедрению разработок, высокотехнологичные предприятия по производству новых конкурентоспособных строительных материалов и выполнению строительных работ (по производству цемента, теплоизоляционных материалов, газосиликатных блоков, сухих строительных смесей и гипсокартона, переработке фосфогипса).
В Тверской области будет развиваться производство листового стекла, строительного и облицовочного кирпича, стеклохолста строительного назначения, возрастут мощности по производству конструкций для малоэтажного домостроения, мощности по добыче местных нерудных строительных материалов. В зависимости от потребностей рынка возможно создание производства цемента.
Развитие строительного комплекса Тульской области предполагается осуществлять с привлечением инвестиций на обновление основных фондов предприятий и их модернизацию с переходом на качественно новый уровень оснащения, ввод в действие новых мощностей с использованием высокоэффективных ресурсо- и энергосберегающих технологий производства строительных материалов и строительства. Получит дальнейшее развитие одно из самых крупных в мире производств гипсокартонных листов различных модификаций, расположенное на крупнейшем в Европе месторождении гипсового камня. Предусматривается ввести в эксплуатацию цементный завод и домостроительный комбинат, работающий по немецкой технологии, закончить реконструкцию кирпичного завода.
В строительном комплексе Ярославской области получат развитие тенденции наиболее полного использования существующих мощностей, а также создание нового производства строительных материалов. В настоящее время в Ярославской области развивается крупнопанельное домостроение и производство железобетонных конструкций, строятся современные кирпичные заводы, выпускается тротуарная плитка и геосинтетика для дорожного строительства, а также развивается деревообработка и сборка малоэтажных быстровозводимых зданий.
Суммарная номинальная производственная мощность планируемых к вводу на период до 2020 года предприятий по производству цемента превышает 11,5 млн. тонн в год. В результате рынок производства цемента уйдет от монопольной структуры, а снижение производственных затрат за счет использования современных технологий существенно повысит конкурентоспособность отрасли.
Кроме того, в Центральном федеральном округе прогнозируется суммарный ввод следующих производственных мощностей:
стеновые материалы - 650 млн. штук условного кирпича в год;
нерудные строительные материалы - 195 млн. куб. метров;
стекло листовое - 58 млн. кв. метров.
Стимулирующее воздействие на увеличение объемов выполнения строительных работ окажет обеспечение предназначенных под застройку земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, а также подготовка градостроительной документации и схем территориального планирования.
Таким образом, приоритетными направлениями развития строительного комплекса являются:
увеличение мощностей, поддержание и модернизация производства;
переход на энергосберегающие технологии;
снижение себестоимости выпускаемой продукции;
производство энергосберегающих, конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
проведение автоматизации производства, внедрение современных производственных процессов;
повышение контроля качества продукции и удовлетворение запросов потребителей;
увеличение экспорта энергосберегающих, конкурентоспособных строительных материалов;
уменьшение техногенной нагрузки и достижение требований норм влияния на окружающую среду;
снижение производственного травматизма, улучшение условий труда и отдыха;
решение вопросов кадрового обеспечения строительной отрасли, увеличение доли высокотехнологичных процессов и привлечение квалифицированных кадров;
максимальное использование технологических отходов других предприятий в производстве строительных материалов в целях дальнейшего снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Развитие строительного комплекса подразумевает проведение взвешенной экологической политики, включающей в себя:
сохранение природной среды в районах расположения производств строительных материалов;
переход на безвзрывной способ добычи полезных ископаемых, используемых для производства нерудных строительных материалов;
снижение объема сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты;
сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
совершенствование подвижного состава и перегрузочных комплексов, занятых в транспортировке экологически небезопасного сырья и строительных материалов.
Результатом развития строительного комплекса Центрального федерального округа станет повышение объемов вводимых площадей жилого и нежилого назначения, увеличение площади и комфортности жилья, обеспечение строительной индустрии преимущественно строительными материалами, производимыми в округе.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии