14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
Территория Тамбовской области составляет свыше 34,5 тыс. кв. километров, численность населения - 1090,1 тыс. человек (из них 58 процентов городское), административный центр области - г. Тамбов с населением 278,6 тыс. человек.
Земельные ресурсы Тамбовской области являются одними из лучших в России. Почвы в области представлены в основном черноземами. На их долю приходится 87 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий. На остальной площади расположены серые лесные, песчаные, луговые, болотные и прочие почвы.
Водные и лесные ресурсы области являются достаточными для обеспечения развития.
Наибольшее количество запасов полезных ископаемых приходится на титан-циркониевые, строительные и формовочные пески, фосфоритовые руды, легкоплавкие суглинки для производства кирпича и керамзита, карбонатные породы строительные.
Тамбовская область является агропромышленным регионом.
В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство составляет 15,7 процента, промышленность - 15,7 процента, строительство - 9,3 процента, транспорт - 10,6 процента, рыночные услуги - 31,2 процента, нерыночные услуги - 17,6 процента. Это свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики и является преимуществом для стабильного развития Тамбовской области.
Тамбовскую область пересекают автомагистраль федерального значения "Каспий" Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань (протяженность 239 километров) и 3 дороги федерального значения Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов (протяженность 87,6 километра), Воронеж - Тамбов (протяженность 102,3 километра), Тамбов - Пенза с северным и южным обходами г. Тамбова (протяженность 178,6 километра).
По территории Тамбовской области проходят магистрали Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорог и ряд дорог, имеющих региональное значение.
Основными потребителями природного газа и электроэнергии являются промышленные предприятия, находящиеся на территории Тамбовской области, что определяет отрасль промышленности как одну из самых энергоемких. Снижение энергоемкости промышленности является одним из главных направлений энергосбережения.
Обеспеченность электроэнергией Тамбовской области от собственных генерирующих мощностей составляет 35 - 40 процентов.
Динамику развития промышленности Тамбовской области определяют обрабатывающие производства. Важнейшими для области являются химическая промышленность, машиностроение, в том числе оборонной области, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство транспортных средств, электрооборудования, электронного, оптического оборудования, занимающие в общем объеме производства обрабатывающих производств около 80 процентов.
Инновационный сектор экономики области развивается по пути создания инновационных технологических центров и сети малых предприятий, кластеров в наукоемких отраслях. Приоритет отдается оборонно-промышленному и агропромышленному комплексам. Существенные предпосылки для инновационного развития имеются в машиностроительном, химическом и биотехнологическом промышленном производствах, что во многом определяется научно-исследовательской базой (включая высшие учебные заведения).
В области созданы и развиваются такие инвестиционные площадки, как индустриальный парк "Тамбов", инвестиционная площадка производственного типа "Салют-Инвест", а также инвестиционная площадка в сфере высоких биотехнологий "Агротехнопарк "Мичуринский".
Основными направлениями развития экономики Тамбовской области являются:
широкомасштабное привлечение в область негосударственных инвестиций для ускоренного технического перевооружения и модернизации производства, подготовка зон застройки для новых инвестиционных проектов (промышленных площадок), государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов;
структурная перестройка экономики, повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов области, в том числе на основе проведения на предприятиях активной энергосберегающей политики, создание и развитие производственных интегрированных структур;
содействие инновационному развитию экономики, разработке и производству новых видов высокотехнологичной наукоемкой продукции, в том числе на основе кластерной политики, технической и технологической модернизации производства, создания условий для формирования региональной инновационной системы, создания технопарков, бизнес-инкубаторов, совершенствования кадрового потенциала области путем вовлечения в развитие реального сектора экономики молодых инновационно ориентированных кадров.
Максимизировать эффект развития промышленности Тамбовской области призвано создание инновационных территориально-отраслевых промышленных кластеров и развитие в них сети малых инновационных предприятий, связанных с био- и агротехнологиями, химической промышленностью, радиотехникой и связью, нанотехнологиями, машиностроительной промышленностью, строительной индустрией. Интегрированные инновационные территориально-отраслевые промышленные кластеры помимо производственных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства включают потенциал высших учебных заведений области. При этом аграрная специализация будет развиваться в сахарной и зерновой отраслях переработки производимого в области сельскохозяйственного сырья.
Основная роль в создании условий для эффективного взаимодействия и взаимопроникновения участников инновационных кластеров возлагается на центр кластерного развития промышленности Тамбовской области, целью деятельности которого является обеспечение эффективного взаимодействия участников инновационных промышленных кластеров в контексте развития малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности.
Основным локомотивом роста экономики на перспективу является развитие аграрно-промышленного комплекса с проведением его глубокой структурной модернизации и экологизации производимой продукции. При этом получат развитие и сопряженные с ним производства.
К приоритетным направлениям развития промышленности относятся:
создание научно-технологического комплекса "Зеленая долина" в технопарке в сфере высоких биотехнологий на базе г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации. Это позволит осуществить создание в области индустрии здорового питания и продуктов нового поколения и развитие инновационных медицинских технологий;
разработка и освоение месторождения титан-циркониевых песков;
развитие кластера строительной индустрии путем расширения, модернизации и реконструкции действующих производств, а также строительства новых производств;
развитие кластера сахарной промышленности с повышением степени переработки сырья и созданием новых производств пищевых продуктов;
формирование кластеров в химической промышленности, машиностроении и наноиндустрии.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии