15. Социально-экономическое развитие Тверской области
Тверская область расположена в северо-западной части Центрального федерального округа. Территория области составляет 84,2 тыс. кв. километров, численность населения (по состоянию на 1 января 2011 г.) - 1350,2 тыс. человек (из них 74,5 процента - городское население), административный центр - г. Тверь с населением 410,4 тыс. человек. Средняя плотность населения является одной из самых низких в Центральном федеральном округе - 17 человек на 1 кв. километр. Тверская область относится к зоне комфортных для жизни и отдыха климатических условий (умеренно континентальный климат).
Территория богата лесными и водными ресурсами, включая уникальные природно-рекреационные объекты (озеро Селигер, верховья Волги и Иваньковское водохранилище).
В недрах Тверской области залегают пласты бурого угля Подмосковного угольного бассейна. Запасы торфа составляют около 7 процентов запасов европейской части России. Распространены известняки, встречаются залежи легкоплавких и огнеупорных глин и кварцевого песка, сапропелей, многочисленны подземные пресные и минеральные водные пласты.
В структуре валового регионального продукта области промышленность составляет 27,8 процента, транспорт - 13 процентов, строительство - 7,7 процента, сельское хозяйство - 5,1 процента, рыночные услуги - 28,7 процента, нерыночные услуги - 17,7 процента.
Через Тверскую область проходит Европейский транспортный коридор N 9, включающий железнодорожный маршрут Санкт-Петербург - Москва и автомагистраль "Россия" Москва - Санкт-Петербург (М-10). Однопутные тепловозные линии Москва - Кашин - Санкт-Петербург и Москва - Рига, а также Ярославль - Бологое - Великие Луки обеспечивают межрегиональные и внутрирегиональные связи Тверской области.
Трасса "Балтия" Москва - Рига (М-9) является 2-й по значению автомобильной дорогой региона и обеспечивает преимущественно грузовые экспортно-импортные перевозки, связывающие Московский регион с портами Латвии и Литвы. Из внутренних автомобильных дорог наиболее значимы А111 Торжок - Осташков и А112 Тверь - Ржев.
Под г. Тверью находится международный аэропорт Мигалово, используемый Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и государственной авиационной компанией "Россия" для перевозки грузов, официальных лиц и делегаций, а также аэропорт местных линий Змеево.
Развито судоходство по р. Волге, речной порт Тверь с грузовым причалом для судов класса "река-море" с осадкой до 4 метров.
В структуре машиностроения преобладают:
производство транспортных средств и оборудования;
производство машин и оборудования;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Хорошо развиты пищевая, химическая, стекольная промышленность, обработка древесины и производство изделий из дерева, полиграфия.
В агропромышленном комплексе основными направлениями развития являются растениеводство, животноводство и перерабатывающая промышленность. Тверская область является одним из основных льносеющих регионов Российской Федерации.
Дальнейшее развитие экономики Тверской области будет базироваться на создании и развитии индустриальных парков для реализации новых инновационных и инвестиционных проектов.
На территории Тверской области действуют и находятся в стадии формирования на условиях государственно-частного партнерства 16 промышленных площадок и индустриальных парков.
В машиностроении одним из приоритетов является развитие индустрии энергосбережения (освоение серийного выпуска энергосберегающих световых приборов, освоение производства цилиндрических и эллипсоидных колб для производства натриевых ламп высокого давления). Также планируется организация производства современного металлорежущего оборудования для машиностроительного комплекса России.
В легкой промышленности имеет перспективы создание кластера замкнутого цикла от выращивания льна до выпуска конечной продукции углубленной переработки.
В деревообработке будет наращиваться выпуск клееного бруса и других строительных материалов, а также деревянных домов заводского изготовления.
Перспективы добывающей промышленности связаны с глубокой переработкой имеющихся в области запасов торфа.
Перспективы развития сельского хозяйства связаны со строительством крупных тепличных комплексов, комплекса по хранению, первичной переработке овощей, реконструкцией и строительством крупных современных свиноводческих и птицеводческих комплексов.
В транспортной сфере в ближайшие 10 лет будут реализованы масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры в пределах международного транспортного коридора N 9, проходящего по территории Тверской области. Наряду с высокой динамикой роста экономики гг. Москвы и Санкт-Петербурга и расширением их городских агломераций эти города усилят значение для Тверской области фактора экономико-географического положения и создадут новые возможности развития.
Важным направлением развития Тверской области в долгосрочной перспективе является создание аэропорта-дискаунтера, что позволит придать дополнительный импульс экономике области за счет формирующейся Большой московской агломерации (Московский регион).
Богатое историко-культурное наследие является наряду с природно-рекреационным потенциалом хорошей основой для развития туризма в Тверской области.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии