logo
центральный

9. Социальная защита населения

Под опекой социальных учреждений в Центральном федеральном округе находятся 18462 взрослых человека и 599 умственно отсталых детей. На постельном режиме в учреждениях социального обслуживания находятся 20937 взрослых людей и 1120 умственно отсталых детей. На очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания стоят 2905 взрослых людей и 130 умственно отсталых детей (из них более года - 1029 взрослых людей и 27 детей).

В 2009 году в Центральном федеральном округе действовало 415 стационарных учреждений социального обслуживания для лиц пожилого возраста и инвалидов (взрослых людей и детей), расположенных в 1008 зданиях, 33 дома-интерната для умственно отсталых детей, расположенных в 113 зданиях, и 2 интерната для детей с физическими недостатками, расположенных в 11 зданиях.

В целях приближения учреждений, предоставляющих услуги инвалидам к их месту жительства, а также повышения качества и эффективности деятельности органов государственной власти по реабилитации инвалидов и предоставлению услуг г. Москва, Воронежская и Рязанская области, а с 2011 года Брянская, Курская, Московская, Орловская и Тамбовская области берут на себя исполнение части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации.

Следует отметить, что показатель реабилитации инвалидов в Центральном федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, остается невысоким, колеблется от 1,7 процента (Липецкая область) до 11 процентов (Брянская область) и в среднем не превышает 4,7 процента.

На территории Центрального федерального округа расположено 20 федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляющих оказание реабилитационных услуг и услуг по обеспечению населения техническими средствами реабилитации. В структуре 13 предприятий имеются стационары сложного протезирования.

В целях повышения доступности и эффективности реабилитационных мероприятий и совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы предусматривается переход к новой классификации и критериям осуществления медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, развитию инфраструктуры реабилитации инвалидов путем модернизации функций реабилитационных учреждений в том числе на базе федеральных и региональных учреждений науки, образования, здравоохранения и государственной службы занятости за счет принятия мер по стимулированию негосударственного сектора реабилитационных учреждений и совершенствованию государственно-частного партнерства.

Кроме того, в сфере социальной защиты предполагается осуществление следующих мероприятий:

модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

вывод из эксплуатации ветхих и аварийных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также постепенное переселение проживающих в них людей в современные, благоустроенные помещения, обеспечивающие наиболее комфортные условия проживания;

развитие предоставления социальных услуг (в частности, на дому) негосударственными поставщиками услуг в рамках социального заказа, выработка механизмов мотивированного привлечения негосударственных (частных) учреждений к оказанию зависимым категориям граждан социальных услуг на конкурсной основе;

консолидация усилий по систематическому оказанию социальной и медицинской помощи ветеранам войны, вдовам и труженикам тыла.

Ожидаемыми результатами развития сферы социальной защиты населения Центрального федерального округа являются:

увеличение доли учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (до 35 процентов - в 2011 году, до 49 процентов - в 2015 году, до 75 процентов - в 2020 году);

увеличение доли реабилитированных инвалидов (со снятием инвалидности) в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (до 12,5 процента - в 2011 году, до 14,5 процента - в 2015 году, до 15 процентов - в 2020 году).

Увеличение численности населения пенсионного возраста до 10 млн. человек существенно повысит нагрузку на учреждения социальной сферы (особенно на учреждения здравоохранения и социальной защиты). В сфере организации социальной защиты и социального обслуживания населения предполагается развитие и укрепление материально-технической базы сети учреждений социального обслуживания - планируется открытие домов милосердия, создание государственных стационарных учреждений социального обслуживания для реабилитации инвалидов, а также открытие отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в районных центрах Центрального федерального округа.

В Центральном федеральном округе нет учреждений социального обслуживания, основанных на негосударственных формах собственности, несмотря на то, что в нем сосредоточено наибольшее количество коммерческих организаций и денежных средств. В связи с этим необходимо сформировать механизмы привлечения негосударственных (частных) организаций для осуществления социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста.

В сфере социального обслуживания предусматриваются следующие наиболее перспективные области реализации государственно-частного партнерства:

предоставление санаторно-курортных услуг;

оказание реабилитационных услуг;

предоставление социальных услуг в стационарных условиях и на дому.