3.3. Техника гибридизации
Проведение контролируемых скрещиваний лесных деревьев — очень дорогое и долговременное мероприятие. Поэтому прежде чем его проводить, составляют схему (план) скрещиваний, при разработке которой стараются сделать так, чтобы можно было одновременно достичь нескольких целей. Различают самоопыление, системы скрещиваний с неизвестными отцами (свободное опыление и поликросс) и системы скрещивания с известными отцами. Планы скрещиваний составляют, собственно говоря, только для последней группы скрещиваний. Различают полную схему диаллельных скрещиваний, модифицированную схему диаллельных скрещиваний, мистичные схемы диаллельных скрещиваний, факториальную схему скрещиваний, простые скрещивания (В. Zobel, J. Talbert, 1984, И. Ditlevsen, 1985).
Полная схема диаллельных скрещиваний (рис. 3.1) считается одной из лучших, поскольку включает все возможные варианты скрещивания и дает почти полную информацию о генетических характеристиках изучаемых клонов. Схема может давать информацию об ОКС и СКС и их дисперсиях. Материал также создает лучшую стартовую точку для отбора наилучших индивидуумов или пар клонов, подходящих для создания биклоновых плантаций. Схема, к сожалению, очень трудна для осуществления, особенно с экономической точки зрения. Например, для реализации полной диаллельной схемы для 20 клонов надо провести 400 контролируемых скрещиваний или 380, если исключить самоопыление. Поэтому в практике используют другие схемы (рис. 3.2-3.4).
Модифицированная схема диаллельных скрещиваний представляет собой ограниченную диаллельную схему скрещиваний. В этом случае из полной схемы исключаются реципрокные скрещивания и самоопыления (рис. 3.2), что значительно удешевляет реализацию схемы. Эта схема дает примерно такую же информацию, как и полная схема диаллельных скрещиваний, но ограничения, допущенные в схеме, не гарантируют такой же точности в опытах при определении параметров.
Частичная схема диаллельных скрещиваний может отличаться от полной и модифицированной схемы диаллельных скрещиваний настолько, что один клон не скрещивается со всеми другими клонами (рис. 3.3). Схема менее эффективна, чем схемы полных и модифицированных диаллельных скрещиваний. Однако это компенсируется тем, что большое количество потомства может быть испытано при довольно низких затратах. К сожалению, отсутствие оценок, которые нельзя получить в частичных схемах, значительно усложняют расчеты.
Матери | Отцы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
2 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
3 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
4 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
5 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
6 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
7 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
8 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
9 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
10 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Рис. 3.1. Полная схема диаллельных скрещиваний: X — самоопыление
Матери | Отцы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
2 | X |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | X | X |
|
|
|
|
|
|
|
4 | X | X | X |
|
|
|
|
|
|
5 | X | X | X | X |
|
|
|
|
|
6 | X | X | X | X | X |
|
|
|
|
7 | X | X | X | X | X | X |
|
|
|
8 | X | X | X | X | X | X | X |
|
|
9 | X | X | X | X | X | X | X | X |
|
10 | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Рис. 3.2. Модифицированная схема диаллельных скрещиваний
Матери | Отцы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 |
|
|
|
| X | X |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
| X | X |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
| X | X |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
| X | X |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
| X | X |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| X | X |
7 | X |
|
|
|
|
|
|
|
|
| X |
8 | X | X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
| X | X |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
| X | X |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
| X | X |
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.3. Частичная диаллельная схема Брауна
Факториальная схема скрещивания отличается тем, что в ней все материнские клоны скрещиваются с одними и теми же отцовскими клонами (рис. 3.4). Часто это может быть небольшое число отцовских растений, называемых также общими тестерами. Данная схема может также рассматриваться как разновидность полной диаллельной схемы, включающей все комбинации одной группы матерей и другой группы отцов. Схема очень распространена в США под названием Северо-Каролинская II. Нормально четыре различных отца используются для схемы скрещивания, но, как правило, число отцов в схеме зависит от значения специфических комбинационных эффектов. Так как схема часто включает очень немногое количество отцов и одни и те же клоны не являются одновременно материнскими и отцовскими, то трудно сравнить ОКС каждого родителя. Трудно также отобрать потомство для следующего поколения семенных плантаций, особенно если используется только несколько отцов, являющихся часто уже родственными друг другу. Преимущество этой схемы в простоте ее выполнения и относительной дешевизне; в то же время анализ результатов легче.
Матери | Отцы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
5 | X | X | X | X |
6 | X | X | X | X " |
7 | X | X | X | X |
8 | X | X | X | X |
9 | X | X | X | X |
10 | X | X | X | X |
11 | X | X | X | X |
12 | X | X | X | X |
Рис. 3.4. Факториальная схема скрещивания
Простое скрещивание пар характеризуется тем, что в этом случае каждый клон включен только один раз — как мать или как отец. Эта схема особенно хороша, если целью является создание популяции для отбора особей для новых семенных плантаций или для использования в дальнейшей селекционной работе. Другим преимуществом использования простого скрещивания пар является то, что большое количество клонов может быть испытано при одинаковой схеме, и обычно очень дешево может быть получено потомство на базе контролируемых скрещиваний. С другой стороны, возможности оценки ОКС и дисперсии ОКС и СКС обычно не очень хороши. Выбор соответствующей схемы зависит от цели контролируемых скрещивании. В табл. 3.3 суммированы достоинства и недостатки названных схем.
При планировании скрещиваний следует учитывать ряд особенностей исходного материала, отмеченных С.С. Пятницким (1961):
• для получения крепкого потомства необходимо отбирать для скрещивания здоровые неистощенные экземпляры;
Таблица 3.3
Сравнение схем скрещиваний
(по В. Ditlevsen, 1985)
Система скрещивания | Оценка ОКС | Отбор плюсовых деревьев | Затраты | Оценка дисперсии ОКС и СКС |
Свободное опыление | Неплохая | Возможен, но не эффективен | Низкие | Затруднена |
Поликросс | Очень хорошая | Очень незначителен и только, если дисперсия близкородственного скрещивания ослаблена | Очень низкие | Хорошая оценка дисперсии ОКС |
Полная диаллельная | Превосходная | Превосходный | Очень высокие | Превосходная |
Модифицированная диаллельная | Превосходная | Превосходный | Очень высокие | Очень хорошая |
Частичная диаллельная | Хорошая | Очень хороший | Достаточные | Хорошая оценка дисперсии ОКС. Дисперсия СКС может быть определена, но это трудно с точки зрения обработки данных |
Факториальная | Хорошая | Только в немногих случаях и тогда, когда дисперсия близкородственного скрещивания низкая | Достаточные | Хорошая |
Простое скрещи-h.niHc пар | Плохая | Хороший | Очень низкие | Плохая |
у молодых растений выход гибридных семян и плодов выше, чем у старых;
при скрещивании с местными видами полученные гибриды больше уклоняются в их сторону;
при скрещивании культурной формы с дикой уклонение идет в сторону последней;
при скрещиваниях материалов из географически отдаленных местностей или экологически неоднородных условий местопроизрастания больше вероятности получить хозяйственно ценные гибриды;
чем более отдаленные в филогенетическом смысле исходные пары, тем труднее проводить скрещивания; при этом результаты, полученные для пар в пределах секции, могут оказаться выше результатов, полученных для более отдаленных пар.
Искусственные скрещивания можно проводить на стоящих деревьях, привитых деревьях, срезанных (укорененных или не укорененных) ветвях, на поваленных деревьях.
При скрещиваниях на стоящих деревьях для подъема в крону используются лестницы, подмостки или специальные подъемники. Работа на стоящих деревьях трудоемка и опасна.
Проще работа на привитых деревьях ввиду возможности осуществить все желательные комбинации независимо от местообитания , исходных особей. Так как привойный материал можно собирать и перевозить даже с одного континента на другой, то участки для скрещивания можно создавать и с географически отдаленными растениями и видами. Прививку ветвей можно осуществлять на подвои, высаженные в сосуды. Известен метод бутылочной прививки, который состоит в соединении больших цветоносных ветвей с такими подвоями. При этом привой до срастания снабжается водой из бутылки. Этот метод используется для березы, ольхи, тополя, вяза.
Скрещивания на срезанных ветвях, помещенных в сосуды с водой, применяются у тополей, ив, ильмовых и некоторых других пород. Ветви нарезают в конце зимы. Чем ближе к естественным срокам цветения заготавливают ветви и чем они крупнее, тем успешнее результаты гибридизации. Женские ветви рекомендуется нарезать длиной 1 м и больше. Скрещивания лучше проводить в помещении с регулируемой температурой и влажностью.
Скрещивания на поваленных (или подваленных) деревьях значительно упрощают работу. Однако недостатком является разовое использование отобранных деревьев и невозможность быстрого повторения наиболее удачных скрещиваний (если это не клонированные особи).
Цветки на отобранных для проведения гибридизации женских особях за 1-2 недели до скрещивания подвергаются изоляции и кастрации во избежание неконтролируемого опыления. При кастрации удаляют мужские генеративные почки, цветки или часть цветков на ветвях, подлежащих изоляции. Обычно кастрация у обоеполых цветков выполняется путем выщипывания тычинок пинцетом. Однополые мужские цветки и генеративные почки удаляются полностью. У двудомных и однодомных растений с однополыми цветками, у которых последние пространственно разобщены, кастрацию не производят.
Для изоляции женских цветков и соцветий применяются изоляторы из различных материалов: синтетическая пленка (полиэтилен, целлофан); пергаментная бумага; бумага, пропитанная водоотталкивающим составом; ряд тканей. Преимущества и недостатки каждого вида материала показаны в табл. 3.4. Предпочтение в практической работе отдается пакетам из пергамента (см. рис. 3.5 на вклейке). При изоляции необходимо следить за тем, чтобы в месте привязки пакета не оставалось щелей для залета пыльцы. Для уплотнения, а также обеспечения воздухообмена используют вату в месте привязки пакета.
Размеры изоляторов зависят от размеров изолируемых ветвей или цветков. Они могут колебаться от 2-3 х 7-10 см до 20-40 х 50-60 см.
Пыльцу, необходимую для гибридизации, заготавливают заблаговременно за несколько дней до цветения (если используется свежесобранная пыльца). Крупные мужские соцветия в почти зрелом возрасте обрывают и помещают в бумажные пакеты или специальные эксикаторы, которые располагают в теплом помещении. После подсыхания пыльники растрескиваются и пыльца собирается в специальные сосуды. Если мужские соцветия мелкие, они нарезаются вместе с мелкими ветвями и раскладываются на бумаге в изолированных помещениях. После выделения пыльцы, ее просеивают для удаления примесей.
При несовпадении сроков цветения родительских форм, их территориальной разобщенности и при дальних перебросках пыльцы прибегают к более ранним срокам ее получения на срезанных ветвях в теплом помещении. Для нормального развития цветочных почек регулярно меняют воду или питательный раствор в сосудах и проводят подновление срезов.
Пыльца быстро теряет всхожесть, поэтому ее необходимо бережно хранить. Перед закладкой на хранение ее надо просушить в течение одного или нескольких часов. Рекомендуется ее хранить в пробирках, не заполненных доверху и закрытых ватой. Пробирки с пыльцой
помещают в эксикатор с хлористым кальцием. Эксикатор хранят при температуре 3-5°С. Перед использованием пыльцу следует проверить на всхожесть.
Опыление производится при помощи мягкой волосяной кисточки. При смене сорта пыльцы кисточку надо тоже менять или стерилизовать. При опылении цветков, изолированных в пакеты, применяют различные пыльцераспылители. Конец распылителя вводят в сделанный ножницами надрез пакета, впускают порцию пыльцы, а затем заклеивают отверстие лейкопластырем или изолентой. Для гарантии опыление повторяют через 1-2 дня.
После появления завязей изоляционные пакеты можно снять (через 10-14 дней). Но для сохранения плодов и семян необходимо бороться с энтомовредителями и другими повреждающими факторами. Для предотвращения разлета легких семян и смешивания с другими, а также повреждений птицами необходимо заранее закрыть завязи марлевыми мешочками.
Для различных видов древесных растений характерны разные технические приемы скрещиваний, часть из которых будет описана далее.
***
В заключение можно отметить, что гибридизация является весьма перспективным методом для получения соматического, адаптивного и генеративного гетерозиса. Применительно к лесным древесным породам этот метод особенно ценен для вегетативно размножаемых видов. С другой стороны, для перекрестно опыляемых видов этот метод требует доработки в плане последующего размножения полученных ценных генотипов. Если полученные хозяйственно ценные формы размножать обычным семенным путем, то существует большая вероятность потери отобранных ценных признаков.
Частично проблему могут решать биклоновые плантации, которые создаются из родительских пар с высокой СКС или введение в поликлоновые плантации растений с высокой ОКС. Однако и в этом случае требуется отбор среди потомков, так как имеется высокая вероятность получения гибридов не только с хорошими, но и нежелательными признаками.
Полное сохранение хозяйственно ценных признаков отобранных гибридов возможно только при вегетативном или апомиктическом размножении. Поэтому целесообразно было бы сосредоточить усилия на создании промышленных методов массового вегетативного (включая микроклональное) размножения хозяйственно ценных генотипов лесных древесных пород, полученных в результате направленной гибридизации. Кроме того, необходимо провести исследования по разработке методов искусственного получения апомиктов от хозяйственно ценных форм лесных древесных пород.
Вопросы для самопроверки
Что такое гибрид?
Перечислите цели гибридизации лесных древесных пород.
Какие задачи метод гибридизации позволяет решить при создании лесосеменных плантаций?
Охарактеризуйте конгруэнтные и инконгруэнтные скрещивания, их различия и значение.
Опишите характеристику комбинационных скрещиваний и принципы подбора пар при их использовании.
Опишите трансгрессивные скрещивания и их отличия от гетерозисных.
Охарактеризуйте явление гетерозиса, его типы и категории. Приведите гипотезы, объясняющие проявление гетерозиса.
Опишите методы гибридизации: простые и сложные.
Как получают инцухт-гетерозисные гибриды?
Укажите предпочтительные методы гибридизации для растений с разными системами размножения: самоопылителей, перекрестноопыляющихся и вегетативно размножающихся.
Приведите схемы диаллельных скрещиваний (полная, модифицированная, частичная, факториальная) и простое скрещивание пар; их отличия, достоинства и недостатки.
Какими особенностями должен обладать исходный материал для получения успешных скрещиваний?
Как технически может осуществляться гибридизация лесных древесных пород?
Перечислите достоинства и недостатки различных типов изоляторов для цветков древесных пород.
Охарактеризуйте режим хранения пыльцы и приемы искусственного опыления и получения семян у лесных древесных пород.
Интродукция является первичным способом оценки наследственной ценности организмов в новых условиях. Она нашла широкое применение в различных странах Старого и Нового Света. В России наибольшее число опытов по интродукции лесных древесных пород осуществлено в Европейской части страны. Ниже представлены некоторые подходы и результаты этой работы.
4.1. Теоретические предпосылки интродукции лесных древесных пород
Под интродукцией растений ботаники понимают целеустремленную деятельность человека по введению в культуру в данном естественно-историческом районе растений (родов, видов, подвидов, сортов и форм), ранее в нем не произраставших, а так же перенос их в культуру из местной породы. Однако для лесной интродукции более уместно определение В.И. Некрасова (1980), который рассматривает интродукцию как перенесение растений в новые природно-климатические условия за пределы естественного ареала или, при расширении площади искусственного выращивания растений, из района их испытания в культуре. Он не находит оснований считать перенос растений местной флоры в культуру интродукцией, т.к. он не связан с изменением географических условий, а приводит к изменениям агротехнических и биоценотических условий для роста растений. Действительно, если придерживаться ботанического понятия, то практически все лесные культуры, тем более связанные с изменением породного состава насаждения, следует считать интродукцией. Это заметно усложнит методологические аспекты интродукции лесных пород (И.И. Дроздов, 1998).
Тесно связаны с интродукцией понятия акклиматизации и натурализации растений. Акклиматизация — одна из форм интродукции растений, когда приспособление популяции к новым условиям обитания происходит за счет генетических изменений на основе местного естественного отбора индивидуумов, более чем исходные формы приспособленных к новым условиям обитания. Это характерно для случаев переноса растений в условия, значительно отличающиеся от естественного ареала. И поэтому, если интродукция влечет за собой огромные потери среди репродуцированной в новых условиях популяции и выживание лишь отдельных уклоняющихся генотипов из интродуцированного экотипа, говорят об акклиматизации. Натурализация подразумевает такой исход интродукции, когда новые формы растений легко произрастают и успешно репродуцируют в новых условиях, не изменяя своей генетической конституции. Как правило, это характерно для того случая, когда климатические и другие условия вполне благоприятны, отвечают биологическим особенностям интродуцента и он приживается без изменения генотипа.
При выборе исходного материала для интродукции приходится считаться с климатическими условиями произрастания. Знания климата района, откуда привлекается исходный материал, имеет существенное значение. Поэтому в интродукции древесных пород некоторое время господствовала теория климатических аналогов Г. Майра, которая связывала успех интродукции с непременным сходством климатических условий естественного и искусственного ареалов. Однако Н.И. Вавилов (1987) показал, что вопрос о климатических аналогах не может решаться в упрощенном виде. В целом он находит, что теория Г. Майра заслуживает большого внимания, поскольку дала немалые практические результаты. Однако в отношении древесных видов современная теория интродукции требует учета экотипов, сложности вида, на что Г. Майр не обратил внимание. По мнению Н.И. Вавилова (1987), климатические аналоги должны быть заменены экологическими аналогами, поскольку климатология и экология не равнозначны. Действительно, дальнейшее развитие теории интродукции подтвердили целесообразность эко-лого-исторического и эколого-географических методов. Прогнозирование эффекта интродукции признано немыслимым без экологического анализа.
Однако наиболее достоверные представления о возможностях интродукции дает опыт. Анализ предшествующего опыта интродукции — единственный способ определения степени адаптивности вида к новым условиям. В связи с этим широкое развитие получили методологические исследования по привлечению исходного материала. При подведении итогов интродукции, объяснении ее положительного или отрицательного опыта ориентируются на следующие методологические направления: сравнительный анализ климатических и эколого-географических условий естественного произрастания растений, привлекаемых в интродукцию, и новых мест их испытания; исторический и флорогенетический анализ растительности, из которой черпается материал для интродукции; изучение эколого-физиологических особенностей растений интродуцентов и изменчивости их анатомо-морфологического строения. Весьма важны результаты изучения сезонно-ритмических изменений в развитии вегетативных и генеративных структур для познания процесса приспособления интродуцентов.
Введение в лесные культуры экзотов, как правило, связано в дальнейшем с формированием интродукционной популяции. Вопросам создания интродукционных популяций на микро-эволюционном уровне уделил большое внимание В.И. Некрасов (1980). Использование для интродукции растений не случайных популяций, а обладающих формовым разнообразием, повышает гарантию успеха семенного размножения и получения более устойчивого потомства. Если интродуктор ставит своей задачей предсказать генетическую реакцию интродуцированных растений, то необходимо прежде всего изучить строение и состав исходных популяций и составляющих их
особей.
А.Я. Любавская (1982) отмечает, что успех интродукции данного вида часто определяется генетическим разнообразием вида. Интродукция экзотов — один из источников обогащения местной дендрофлоры и исходного материала для селекции. При интродукции ведется искусственный отбор по тем признакам, ради которых растения интродуцированы, а также по их устойчивости в новых условиях среды. Поэтому испытание интродуцентов должно быть поставлено на селекционно-генетическую основу. Для этого необходимо, чтобы в долгосрочной программе развития лесного хозяйства работа по введению интродуцентов была организованна на прочных селекционных принципах с организацией сортового семеноводства из отобранных по хозяйственно ценным признакам популяций и особей. Селекционно-генетическая оценка интродуцированных видов включает испытание межпопуляционной и внутрипопуляционной изменчивости экзотов и возможности отбора лучших популяций и форм для использования их при разведении в новых районах.
Придавая большое значение селекции и интродукции, В.И. Некрасов (1986) считает необходимым отдельно выделять маточные особи, которые при первичной интродукции и в последующих поколениях отличаются лучшими показателями роста, устойчивости И генеративного развития. От правильного выбора семян зависит успех интродукции. Поэтому разработка теоретических основ семеноводства интродуцированных древесных растений — насущная задача семеноводов. Семеноводство интродуцентов может развиваться успешно только на селекционной основе с использованием и постоянным развитием опыта географических культур. Райт Дж. (1978) отмечает, что интродукцию прежде осуществляли преимущественно семенами неизвестного, часто не лучшего происхождения. Установлено, что если интродуцированное дерево или насаждение дают 75 % продукции по сравнению с местной популяцией, то имеются основания продолжать проверку данного вида сравнительной оценкой различных климатипов и экотипов. А.Я. Любавская (1982) придает важную роль географическим культурам в практической интродукции. Изучение интродуцентов должно предусматривать накопление данных о влиянии географического происхождения и экологических условий на характер их роста и развития.
- Глава 1
- 1.3. Программные подходы в селекции лесных древесных пород
- 1.4.1. Изменчивость живых организмов
- 1.4.2. Исходный материал для селекции лесных древесных пород
- Представленность отдельных форм у некоторых видов лиственных
- Глава 2.
- 2.1. Виды отбора
- 2.2. Массовый отбор
- 2.2.1. Теория массового отбора и возможность его использования в лесном хозяйстве
- 2.2.2. Отбор географических происхождений, или климатипов
- 2.2.3. Отбор лучших эдафотипов
- 2.2.4. Отбор лучших (плюсовых) насаждений
- 2.2.5. Отбор лучших (плюсовых) деревьев
- 2.2.6. Отбор в питомниках и среди семян
- 2.3. Индивидуальный отбор
- 2.3.1. Метод педигри
- 2.3.2. Клоповый отбор
- 2.3.3. Индивидуальный отбор у перекрестноопыляющихся растений
- Глава 3.
- Пионеры в области гибридизации растений
- 3.1.1. Комбинационные скрещивания
- 3.1.2. Трансгрессивные скрещивания
- 3.1.3. Гетерозисные скрещивания
- 3.2. Методы гибридизации
- 3.3. Техника гибридизации
- 4.2. Особенности интродукции лесных древесных пород
- 4.3. Некоторые аспекты размножения
- 5.1. Общие положения по использованию
- 5.2. Экспериментальный мутагенез в селекции лесных древесных пород
- 5.2.1. Возможности и направления экспериментального мутагенеза
- 5.2.2. Физические методы получения мутантов
- Глава 6
- 6.1.1. Особенности испытания лесных древесных пород
- 6.1.2. Генетическая оценка деревьев по их комбинационной способности
- 6.2. Понятие о селекционном и сортовом материале (термины и определения)
- 6.2.1. Селекционный улучшенный репродуктивный материал
- 6.2.2. Понятие о сорте лесных древесных растений
- 6.3.1. Задачи и виды сортоизучения и сортоиспытания
- 6.3.2. Методика сортоиспытания
- Планируемый размер выборки в зависимости
- От количества вариантов и значения заданной разницы 5
- Между сравниваемыми вариантами при сортоиспытании
- Лесных древесных пород (при измерении высот)
- 6.4. Сорторайонирование
- Глава 7
- 7.1. Содержание лесного семеноведения
- 7.2.1. Репродуктивный цикл
- 7.2.2. Жизнеспособность семян. Методы определения качества семян
- 7.2.3. Покой семян. Хранение и способы предпосевной обработки семян
- Глава 8
- 8.1. Термины и определения, используемые в лесном хозяйстве
- Организация постоянной лесосеменной базы.
- 8.2. Селекционная оценка насаждений и деревьев
- 8.2.1. Отбор плюсовых деревьев
- Некоторые показатели пд основных лесообразующих пород
- 8.2.2. Заготовка черенков и использование семян плюсовых деревьев
- 8.2.3. Отбор плюсовых насаждений
- 8.3. Лесосеменные плантации
- 8.3.1. Общая характеристика лесосеменных плантаций
- 8.3.2. Организация и освоение территории
- 8.3.4. Лесосеменные плантации повышенной генетической ценности, лсп-н
- 8.3.5. Архивы клонов и маточные плантации
- 8.3.6. Дополнение и реконструкция плантаций
- 8.4. Испытательные культуры
- 8.5. Культуры повышенной селекционной ценности
- 8.6. Постоянные и временные лесосеменные участки
- 8.7. Учет лесных селекционно-семеноводческих объектов
- Глава 9
- 9.1. Естественное вегетативное размножение
- 9.2. Аутовегетативное размножение древесных пород
- 9.3. Гетеровегетативное размножение древесных растений
- Глава 10 клональное микроразмножение древесных растений
- 10.1. Общая характеристика метода клонального микроразмножения
- 10.2. Организация работ по клональному микроразмножению растений
- 10.3. Питательные среды
- Состав некоторых питательных сред (из Ahuja, 1983, концентрация вещества указана в миллиграммах на литр)
- Условия культивирования и этапы микроразмножения
- Глава 11
- 11.1. Селекция сосны обыкновенной
- 11.1.1. Направление селекции и сортовой идеал сосны обыкновенной
- 11.1.2. Исходный материал для селекции сосны обыкновенной
- 11.1.3. Методы селекции сосны обыкновенной
- 11.1.4. Некоторые результаты селекции сосны обыкновенной
- 11.1.5, Репродукция селекционного материала сосны обыкновенной
- 11.2. Селекция сосны кедровой сибирской
- 11.2.1. Направление селекции
- 11.2.2. Исходный материал для селекции
- 11.2.3. Методы и результаты селекции
- 11.2.4. Репродукция ценных форм
- 11.3. Селекция ели европейской и ели сибирской
- 11.3.1. Направление селекции и сортовой идеал ели
- 11.3.5. Репродукция селекционного материала ели
- 11.4. Селекция пихты сибирской
- 11.4.2. Исходный материал для селекции пихты сибирской
- 11.4.3. Методы, некоторые результаты селекции и репродукция пихты
- 11.5. Селекция лиственницы
- 11.5.1. Направление селекции
- 11.5.2. Исходный материал для селекции
- 11.5.3. Методы и результаты селекции лиственницы
- Показатели роста искусственных гибридов лиственницы на подзолах; возраст 21 год (по данным а. В. Альбенского, 1959)
- 11.5.4. Размножение хозяйственно-ценных форм лиственницы
- Глава 12
- 12.1. Селекция дуба черешчатого
- 12.1.1. Направление селекции и сортовой идеал дуба черешчатого
- 12.1.2..Исходный материал для селекции дуба черешчатого
- Методы селекции дуба черешчатого
- 12.1.4. Некоторые результаты селекции дуба черешчатого
- 12.1.5. Репродукция селекционного материала дуба черешчатого
- 12.2. Селекция бука
- 12.2.1. Генофонд и исходный материал для селекции бука
- 12.2.2. Методы и результаты селекции бука
- 12.2.3. Размножение лучших форм бука
- 12.3. Селекция ильмовых
- 12.3.1. Направление селекции и сортовой идеал ильмовых
- 12.3.2. Исходный материал для селекции ильмовых
- 12.3.3. Методы и результаты селекции
- 12.4. Селекция ясеня
- 12.4.1. Направления селекции и исходный материал
- 12.4.2. Методы и результаты селекции
- 12.4.3. Воспроизводство лучших форм ясеня
- Глава 13
- 13.1. Селекция тополя
- 13.1.1. Направление селекции и сортовой идеал тополя
- 13.1.2. Исходный материал для селекции тополя Видовой потенциал рода Populus l.
- 13.1.4. Основные результаты селекции тополя
- 13.1.5. Размножение сортовых тополей
- 13.2. Селекция осины
- 13.2.1. Направление селекции и сортовой идеал осины
- 13.22. Исходный материал для селекции осины.
- 25 М; средний диаметр 26,5 см; запас
- 350 М3/га. Пораженность осиновым
- 13.2.2. Методы селекции осины
- 13.2.4. Результаты селекции осины
- 13.2.5. Размножение отселектированных форм осины
- 13.3. Селекция ивы
- 13.3.1. Направление селекции и исходный материал ивы
- 13.3.2. Методы и результаты селекции ивы
- 13.3.3. Воспроизводство сортового посадочного материала
- 13.4. Селекция березы
- 13.4.1. Направление селекции и сортовой идеал березы
- 13.4.2. Исходный видовой материал для селекции берез
- 13.4.3. Березы секции Costatae Regel
- 13.4.4. Березы секции Albae Regel
- 13.5. Селекция карельской березы
- 13.5.1. Направление селекции и сортовой идеал карельской березы
- 13.5.2. Исходный материал карельской березы
- 13.5.4. Репродукция селекционного материала, создание культур и плантаций
- 13.6. Селекция ольхи
- 13.6.1. Направление селекции и исходный материал
- 1. Секция Alnobetula w.D. Koch.
- 2. Секция Gymnothyrsus Spach.
- 13.6.2. Результаты селекционных исследований
- 13.6.3. Семеноводство ольхи
- Глава 14.
- 14.1. Селекция ореха
- 14.1.1. Направление селекции и сортовой идеал
- 14.1.2. Исходный материал
- 14.1.3. Методы селекции
- 14.1.4. Результаты селекции
- 14.1.5. Воспроизводство сортового материала
- 14.2. Селекция лещины
- 14.2.1. Направление селекции и сортовой идеал
- 14.2.2. Исходный материал для селекции
- 14.2.3. Методы селекции
- 14.2.4. Результаты селекции
- 14.2.5. Воспроизводство сортового материала
- 14.3. Селекция облепихи
- 14.3.1. Направление селекции и сортовой идеал
- 14.3.2. Исходный материал
- 14.3.3. Методы селекции
- 14.3.4. Результаты селекции
- 14.3.5. Воспроизводство сортового материала
- 14.4. Селекция жимолости
- 14.4.1. Исходный материал жимолости со съедобными плодами, сортовой идеал и некоторые результаты селекции
- 14.4.2. Размножение и агротехника выращивания жимолости
- 14.4.3. Создание промышленных плантаций жимолости
- Глава 15.
- 15.1. Лжетсуга Мензиса
- 15.2. Сосна скрученная
- 15.3. Сосна веймутова
- 15.4. Ель ситхинская
- 15.5. Селекция дуба красного (северного)
- 15.6. Селекция акации белой
- Глава 1. Селекция как наука. Общие принципы
- Глава 6. Генетическая оценка селекционного материала
- Глава 7. Лесное семеноведение как наука.
- Глава 8. Семенное размножение селекционно
- Глава 9. Вегетативное размножение лесных древесных пород 198
- Глава 10. Клональное микроразмножение древесных растений 209
- Глава 11. Селекция хвойных древесных пород 219
- Глава 12. Селекция твердолиственных древесных пород 261
- Глава 13. Селекция мягколиственных древесных пород 310
- Глава 14. Селекция орехоплодных и дикорастущих
- Глава 15. Селекция интродуцентов 447