logo
103094_05378_kolobova_a_i_organizaciya_proizvod

6.7.2.2 В процессе обращения – организация реализации и переработки молока Реализация молока

Конкурентоспособность молочного скотоводства может быть повышена или снижена не только в процессе производства, но при организации других процессов, в частности процесса обращения, элементами которого являются реализация и переработка продукции.

В начале 90-х годов 20 века был разрушен прежний механизм централизованного сбыта и распределения сельскохозяйственной продукции, который постепенно трансформировался в многоканальную рыночную систему. За годы реформирования существенно изменилась структура и порядок реализации продукции: если, в 1988 году 98,9% его реализовывалось крупным перерабатывающим предприятиям, то в 2004–2005 гг. – 11%. В девяностых годах в сельскохозяйственных предприятиях края было построено более 2 тыс. мини-цехов по переработке молока, которая в них возросла до 70%.

Основной причиной незаинтересованности товаропроизводителей в поставках продукции крупным перерабатывающим предприятиям стало систематическое невыполнение договорных обязательств со стороны переработчиков, снижение закупочных цен, несвоевременный расчет за приобретенную продукцию и др. Вследствие чего у товаропроизводителей формируется задолженность по оплате труда своим работникам, в бюджетную сферу, что усложняет весь финансово-кредитный механизм хозяйствования в аграрном производстве.

В последние десять лет сельскохозяйственные предприятия получили право распоряжаться произведенной продукцией, но на практике реализовывать его не готовы. В хозяйствах и районах не организованы маркетинговые службы, слабо функционируют отделы сбыта, нет практики рекламирования своей продукции, поиска потребителей, а, следовательно, своевременно не заключаются договора между производителями и потребителями. Отсутствует маркетинговая стратегия. За последние пять лет наиболее рентабельным стало реализовывать молоко непосредственно через собственную торговую сеть.

Неразвитость рыночной инфраструктуры, необходимость быстрого сбыта скоропортящейся продукции вынуждают хозяйства реализовывать продукцию по низким ценам. Стихийно развивающийся сельскохозяйственный рынок создает трудные условия отечественным товаропроизводителям и из-за значительно возросшего импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Как было указано выше в Алтайском крае более 50% молока производится в ЛПХ, но реализовать это молоко проблематично, так как доступ на рынок им ограничен. В последнее время активнее стали работать с ЛПХ перерабатывающие предприятия, действует система договоров молокозаводов и хозяйств населения близлежащих районов. Расчеты за молоко с работниками ЛПХ производятся наличными деньгами ежедневно. Потребкооперация же устанавливает самые низкие закупочные цены в сравнении с другими партнерами и обеспечивает рентабельность продаж не выше 6%.

Качество продукции – одно из направлений конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке и увеличения прибыли. В то же время данному вопросу в крае уделяется недостаточно внимания. Так с 1995 г. качество молока не учитывается в оперативной статистике.

Для повышения качества производимого молока с 01.01.2004 г. введен новый ГОСТ 52054-2003 «Молоко натуральное – сырье. Технические условия», в основу которого положено содержание в сыром молоке кроме жира (3,4%) еще и белка (3,0%). Однако большинство сельскохозяйственных предприятий Алтайского края до сих пор руководствуются требованиями старого стандарта ГОСТ-13264-88 «Молоко коровье. Требования при закупках», где в основу положено содержание жира в молоке, так как хозяйства не готовы технически и организационно перейти на новый ГОСТ.

Сравнительная эффективность введения нового стандарта на примере ООО «Брюкке» показала, что реализация молока в соответствии с ГОСТом 52054-2003 позволяет увеличивать выручку с каждых 100 ц на 3,5%.

Большое влияние на качество молока оказывает его первичная обработка непосредственно на ферме и охлаждение. В произведенном молоке при температуре 30–32°С уже через 1 час после выдаивания число микробов по сравнению с первоначальным увеличивается в 2 раза. В сравнении с ГОСТом 52054-2003 такое молоко можно отнести только к 2 сорту, а при более длительном хранении – к несортовому. В охлажденном молоке до 8°С бактериальная обсемененность остается на уровне первоначальной в течении 12 часов, через 18 часов общее количество микробов увеличивается в 1,5 раза, через 24 часа – достигает предела требований для молока первого класса по редуктазной пробе. Число психрофильных бактерий в течение суток увеличивается в l,5 раза, титруемая кислотность и pН остаются в норме. При хранении молока при 4–5оС в течение суток количество микробов и число бактерий увеличиваются соответственно на 15 и 29%.

При реализации молока присутствует ярко выраженная сезонность: производство молока в весенне-летнее время выше, чем в осенне-зимнее. При этом данное явление оказывает прямое влияние на изменение цен реализации на молоко.

В зимне-весенний период цены возрастают на 32-35 процентов в сравнении с летним, что приводит к недополучению предприятиями края до100 тыс. руб. и более выручки.

Реализация молока имеет недостатки в организации его хранения и транспортирования. В большинстве сельскохозяйственных предприятиях состояние холодильных установок неудовлетворительное, а в 39 хозяйствах они вообще отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии. В поисках выгодных каналов сбыта хозяйства вынуждены осуществлять транспортировку на большие расстояния, имея при этом дополнительные затраты и потери молока. Так, при транспортировке молока на расстояние до 20 км, потери в зачетном весе составляют 0,5–1,0%, от 20 до 50 км – 1,0–1,7%, а более 50 км – до 2,5%.

С переходом на рыночные условия хозяйствования противоречия между предприятиями АПК обострились, что выразилось в несвоевременных расчетах за поставленную продукцию и одностороннем подходе к установлению цен на закупаемое сырье и предоставляемые услуги со стороны перерабатывающих предприятий.

Взаимоотношения перерабатывающих предприятий с поставщиками сырья для переработки осуществляются, как правило, на договорной основе. Так, между перерабатывающим предприятием ООО «Брюкке» и поставщиками сырья в Немецком национальном районе сложились доверительные взаимоотношения, где переработчик практикует авансирование ряда предприятий в счет будущих поставок сырья. При переработке молока прибыль от реализации молочных продуктов распределяется между партнерами практически равномерно (соответственно 48% и 52%), а в итоге на 1 руб. затрат в сфере производства получают прибыли в 3 раза меньше, и мотивация труда остается ниже в сравнении с переработчиками.