5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
специализированные консультативно-диагностические центры
В Центральном федеральном округе отмечается улучшение здоровья населения, что связано с повышением доступности и качества медицинской помощи, а также с развитием профилактической направленности в здравоохранении. Реструктуризация стационарной помощи проводится с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Дополнительный стимул интенсивному переоснащению медучреждений и сохранению в них квалифицированного персонала дают реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
По данным федерального статистического наблюдения, к началу 2009 года медицинская помощь населению Центрального федерального округа оказывалась в 1415 больничных учреждениях, 1100 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 1930 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 303 диспансерах, 214 стоматологических поликлиниках, 8532 фельдшерско-акушерских пунктах, 76 врачебных здравпунктах и в 1088 фельдшерских здравпунктах. Из общего количества больниц 297 единиц находится в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.
Коечный фонд стационаров Центрального федерального округа за 2000 - 2009 годы сократился с 420607 до 336711 коек (19,9 процента).
Работа первичного звена здравоохранения характеризуется увеличением количества посещений на одного жителя с 9,2 до 10,3 посещения (в Российской Федерации - с 9,1 до 9,5 посещения). Численность лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, уменьшилась с 347 до 340,9 человека на 1 тыс. человек (в Российской Федерации - с 362 до 360,7 человека).
Обеспеченность населения врачами увеличивается (по этому показателю Центральный федеральный округ занимает 2-е место в России), обеспеченность средним медицинским персоналом, напротив, сокращается (по этому показателю округ занимает 6-е место в России).
Показатель обеспеченности населения врачами в Центральном федеральном округе выше, чем в среднем по России. За 2000 - 2009 годы этот показатель увеличился с 45,7 до 47,9 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 42,2 до 44,1 человека). Однако в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (Тульская, Тамбовская, Владимирская, Костромская и Калужская области) обеспеченность медицинскими кадрами недостаточна.
Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в Центральном федеральном округе за 2000 - 2009 годы уменьшился с 97,4 до 91,5 человека на 10 тыс. человек (в Российской Федерации - с 96,9 до 94,3 человека).
Укреплению здоровья населения способствует предотвращение перехода заболеваний в тяжелые стадии за счет ранней диагностики, что отражается в увеличении численности больных с впервые установленным диагнозом. В частности, среди онкологических больных увеличилась выживаемость за счет выявления злокачественных опухолей на ранних стадиях.
Заболеваемость населения Центрального федерального округа за 10 лет (2000 - 2009 годы) увеличилась с 134944,2 до 153199,3 случая на 100 тыс. человек. Таким образом, у каждого жителя округа регистрируется более 1,5 заболевания.
Наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тыс. человек отмечаются во Владимирской (210975,5 человека), в Ярославской (184093,2 человека), Тамбовской (173557,8 человека) и Белгородской (173277,6 человека) областях.
Самая низкая заболеваемость среди субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, отмечается в Курской (121443,3 человека на 100 тыс. человек) и Московской (124155,2 человека на 100 тыс. человек) областях.
Федеральная составляющая системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации представлена в основном медицинскими центрами, оказывающими высокотехнологичные и специализированные медицинские услуги. Подавляющее большинство центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания в 2009 году, расположены в Московском регионе (53,5 процента общероссийского объема высокотехнологичной медицинской помощи, или более 120 тыс. пациентов в 2009 году).
Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выполняют также медицинские учреждения регионального подчинения. Эти учреждения ориентированы на специфику заболеваемости населения отдельных регионов Центрального федерального округа, а также на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на межрегиональном уровне.
Стратегическим приоритетом в сфере здравоохранения является снижение уровня смертности и заболеваемости, а также увеличение продолжительности жизни населения.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе одной из основных задач развития системы здравоохранения станет последовательное проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, предусматривающей реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье", что позволит обеспечить скоординированную работу всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.
Целями развития системы здравоохранения являются:
улучшение репродуктивного здоровья (в первую очередь у подростков);
улучшение здоровья детей, в том числе новорожденных;
снижение уровня заболеваемости, в том числе детской заболеваемости, социально значимыми заболеваниями(алкоголизм, ВИЧ-инфекция, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.);
снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, в том числе смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний, а также от таких внешних причин, как травмы и отравления;
рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
Предусматриваются следующие основные направления совершенствования системы здравоохранения:
установление приоритета первичной медико-санитарной помощи;
усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация и мотивация населения на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, повышение ответственности населения за свое здоровье, особенно в трудоспособном возрасте;
сохранение и улучшение здоровья детей, беременных женщин и рожениц;
улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях;
повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;
совершенствование правового статуса учреждений здравоохранения;
удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
развитие санаторно-курортной помощи и восстановительного лечения;
совершенствование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;
совершенствование системы обязательного медицинского страхования;
внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли, в том числе социальная поддержка молодых специалистов;
обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе непрерывного образования, повышения их профессионального уровня с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
укрепление материально-технической базы медицинских организаций;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения;
поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, а также активное внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение.
Планируется реализация комплекса мероприятий по совершенствованию:
стандартов оказания медицинской помощи больным с различными видами патологии;
первичной медико-санитарной помощи, развития центров общей врачебной практики, телемедицинских и стационар-замещающих технологий, а также амбулаторной реабилитационной помощи;
работы учреждений стационарного типа путем организации специализированных межрайонных центров (отделений), поэтапного создания головных региональных центров, координирующих весь объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально значимым медицинским проблемам, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечения работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и областного подчинения, интенсификации работы стационарной койки за счет развития новых видов лечения и ранней реабилитации на основе внедрения федеральных стандартов медицинской помощи.
В целях повышения уровня оказания услуг в службе охраны материнства и детства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, необходимо внедрение следующих современных организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям:
укрепление материально-технической базы учреждений материнства и детства;
создание и оснащение областных, городских и межрайонных перинатальных центров;
организация и оснащение детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием;
создание дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами;
обеспечение реанимобилями, оснащенными современным медицинским оборудованием и аппаратурой для транспортировки новорожденных с низкой массой тела;
организация системы выездных бригад врачей-педиатров и акушеров-гинекологов для проведения углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, а также для оказания консультативной и лечебно-профилактической помощи детям и женщинам;
развитие телемедицинской сети;
развитие системы паллиативной помощи тяжелобольным детям;
развитие неонатальной хирургии;
дальнейшее развитие медицинской реабилитации детей-инвалидов;
внедрение порядка оказания медицинской помощи.
Кроме того, необходимо дооснащение медицинских учреждений оборудованием согласно стандарту, доукомплектование подготовленными кадрами для повышения готовности лечебно-профилактического учреждения к приему большого числа пациентов в обустроенные приемно-диагностические отделения, в которых есть возможность наблюдать больного в течение нескольких часов или суток, проводить диагностические мероприятия, а также оказывать неотложную помощь и реанимационные мероприятия.
В дополнение к материально-техническому дооснащению учреждений необходима корректировка целевых показателей работы и совершенствование отраслевой системы оплаты труда, направленной на достижение конечных результатов.
Внедрение в практическое здравоохранение современных технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных потребует укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений высшего профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения.
С целью совершенствования управления здравоохранением предполагается осуществление следующих мероприятий:
переход на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по полному тарифу;
уточнение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению на основе стандартизации медицинской помощи;
включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования;
внедрение информационных систем и оптимизация предоставления услуг за счет их перевода в электронный вид;
расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности;
создание правовых и экономических условий для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению;
создание условий для равноправного участия в обязательном медицинском страховании учреждений здравоохранения любых форм собственности.
В условиях, когда концентрация оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь федеральных учреждений преимущественно сосредоточена в г. Москве, новое масштабное строительство подобных учреждений федерального подчинения в регионах Центрального федерального округа не планируется (кроме строительства федерального центра высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию в Смоленской области). Предусматривается увеличение мощностей существующих учреждений за счет строительства новых корпусов и переоснащения отделений, благодаря чему будет расширен спектр, качество и объем оказываемых услуг. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного заказа предусмотрено в федеральных медицинских учреждениях, расположенных в Ивановской, Московской и Калужской областях.
В Смоленской области в 2011 г. завершается строительство федерального центра высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию, а также планируется строительство радиотерапевтического корпуса областного онкологического диспансера.
В Калужской области планируется реализация проекта создания научного медицинского центра радиомедицины. Здесь используется не имеющая в мире аналогов методика лечения онкологических заболеваний с помощью быстроживущих изотопов, получаемых на ядерных объектах г. Обнинска. Медицинское направление в этом случае тесно увязано с новейшими достижениями ядерной физики, атомной энергетики и новыми конструкторскими разработками.
В Тверской области будут созданы высокотехнологичные центры по профилактике и лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний на базе существующих учреждений здравоохранения.
На уровне медицинских учреждений регионального подчинения предусматривается расширение спектра оказываемых видов высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с особенностями заболеваемости в Центральном федеральном округе. Наибольшее внимание будет уделено развитию медицинских учреждений, ориентированных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в части кардиологии, онкологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также нейрохирургии.
Для развития ведущих областных медицинских учреждений, связанных с обеспечением государственного заказа на высокотехнологичную медицинскую помощь, предусматривается:
в Белгородской области - введение в эксплуатацию кардиологического центра и строительство центра нейрососудистой хирургии. Дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи в детской областной больнице и областном онкологическом диспансере позволит увеличить объемы медицинской помощи для взрослого и детского населения в сердечно-сосудистой хирургии и травматологии, расширить спектр медицинских услуг в рентгенохирургии, колопроктологии, хирургии печени и поджелудочной железы, онкологии, акушерстве и гинекологии, а также в нейрохирургии. В Белгородской области при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата, нервной системы и органов дыхания будут применяться новые лечебно-оздоровительные и реабилитационные программы;
в Брянской области - развитие учреждений здравоохранения. Планируется завершение строительства ряда социально значимых объектов здравоохранения (родильный дом в г. Клинцы, онкогематологический центр, здание под консультативно-диагностическое отделение перинатального центра и др.);
во Владимирской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи преимущественно в области нейрохирургии, травматологии и ортопедии;
в Воронежской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, эндопротезировании и нейрохирургия. В целях укрепления материально-технической базы сети акушерско-гинекологической и педиатрической службы будет построен областной перинатальный центр;
в Ивановской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области нейрохирургии, травматологии и ортопедии;
в Калужской области - создание сети сосудистых центров - регионального, действующего в рамках государственного заказа и 3 первичных (Кировский, Боровский районы и г. Калуга), что позволит улучшить качество лечения и минимизировать негативные показатели. В части повышения качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи в области акушерства и гинекологии будет осуществлено строительство областного перинатального центра;
в Курской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи преимущественно в области травматологии и ортопедии (г. Курск, г. Железногорск), а также предполагается развитие регионального сосудистого центра в целях обеспечения потребностей населения области в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в отношении сердечно-сосудистых заболеваний;
в Липецкой области - завершение строительства и оснащения детского отделения областного противотуберкулезного диспансера, а также строительства лечебного корпуса с женской консультацией и хирургического корпуса. В целях эффективной реабилитации пациентов предусмотрено создание областного реабилитационного центра;
в Московской области высокотехнологичная медицинская помощь будет оказываться преимущественно в области сердечно-сосудистой хирургии, акушерства и гинекологии, травматологии и ортопедии, а также онкологии;
в Орловской области - строительство многофункционального медицинского центра и хирургического комплекса в г. Орле;
в Рязанской области - строительство нового радиологического корпуса в целях совершенствования онкологической помощи населению;
в Тамбовской области - развитие созданных высокотехнологичных центров по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (исследовательское и научно-методическое учреждение этого профиля). Планируется создание центра лечения онкологических заболеваний;
в Тульской области - создание межрайонных специализированных медицинских центров и оснащение их высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием;
в Ярославской области - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии. С 2011 года высокотехнологичную медицинскую помощь планируется также оказывать в областном перинатальном центре;
в 5 региональных центрах (гг. Воронеж, Курск, Рязань, Тверь и Ярославль) - введение в эксплуатацию перинатальных центров, оказывающих медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным;
в г. Москве (21 городское учреждение здравоохранения) - оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного заказа преимущественно в области травматологии и ортопедии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии.
Прогнозируемый рост пожилого населения Центрального федерального округа потребует развития паллиативной помощи.
В результате реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения уменьшится заболеваемость населения и увеличится ожидаемая продолжительность жизни населения до 72,2 года.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии