4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.
Развитие рыбного хозяйства на внутренних водоемах, в том числе прудового и индустриального рыбоводства, связано с расширением объема перевозок живой рыбы. В больших масштабах применяют перевозку икры, личинок, молоди и производителей при акклиматизационных работах.
Перевозка живой рыбы проводится как внутри хозяйства, так и за его пределами. Внутрихозяйственная перевозка живой рыбы связана с пересадкой рыбы из одних категорий прудов в другие, а также при доставке товарной (столовой) рыбы в торговую сеть. Как правило, эти перевозки осуществляются на небольшие расстояния и по времени непродолжительны.
Межхозяйственные перевозки связаны главным образом с транспортировкой посадочного материала (годовиков, сеголетков, личинок) из хозяйств питомников и полносистемных хозяйств, специализирующихся на выращивании молоди, в прудовые и озерные хозяйства. Важное место в рыбохозяйственной практике занимают перевозки производителей, а также оплодотворенной икры.
Перевозка живой рыбы. При межхозяйственной перевозке необходимо разрешение ветеринарной службы. Перевозить можно только здоровую рыбу. Из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям — бранхиомикозом, краснухе, фурункулезу, вертежу лососевых, вывоз рыбы запрещен. При других инвазионных заболеваниях (ботриоцефалезе, филометроидозе, лигулезе, аргулезе и др.) вопрос о перевозке решается в соответствии с действующей инструкцией по борьбе с этими болезнями. Рыба, пораженная эктопаразитами, может быть перевезена только после обработки.
При подготовке рыбы к транспортировке вялых, истощенных и травмированных особей необходимо отбраковывать. Рыба, подлежащая перевозке, должна быть обработана в солевых или аммиачных антипаразитарных ваннах. Тару нужно обработать 10...20 %-ным раствором извести.
До транспортировки рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2...4 ч. За это время с нее смывается налипшая при облове грязь, промываются жабры, освобождается от пищи кишечник. Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и количества воды, поэтому при перевозке нужно использовать только чистую воду, не содержащую вредных и ядовитых примесей, с температурой, равной температуре воды водоема, где находилась рыба. Для охлаждения воды в пути нужен лед. При необходимости смены воды в пути пользуются водой из тех водоемов, где нет заболеваний. Вода из колодцев, а также из городских водопроводов не подходит. Оптимальная температура для перевозки большинства теплолюбивых рыб в летнее время — 10...12°С, холодолюбивых — 6...8 °С, а весной и осенью — соответственно 5...6 и 3...5 °С. Тиляпию следует перевозить при температуре 20...23 °С.
В зависимости от длительности перевозки, температуры воды и воздуха, возраста и размеров рыбы и ряда других факторов соотношение воды и рыбы в емкостях для перевозки бывает различным. Оптимальным считают такое соотношение, когда при минимальном количестве воды перевозимая рыба не угнетается. Многие виды рыб возбуждаются во время перевозок. В этих случаях можно применять анестезирующие препараты: трикаинметасульфонат (МС-222), хинальдин, веронал натрия, уретан.
Живую рыбу можно перевозить и без воды. Фактором, определяющим успех этого мероприятия, является продолжительность. При перевозке различных возрастных групп карпа она ограничена 2...4 ч. Чем ниже температура, тем дольше может быть перевозка. Рыб помещают в лотки или ящики, в 1...2 слоя. На дно предварительно кладут марлевые салфетки в несколько слоев или траву. Дно имеет отверстия для стока воды. Перед перевозкой рыбу орошают водой. Ящики устанавливают один на другой стопками по 7...8 шт. и закрывают брезентом, с тем чтобы сохранить влажную среду.
Перевозка икры и спермы. Успех перевозки зависит от качества икры и условий перевозки. Оплодотворенную икру транспортируют на начальных или конечных стадиях развития, когда эмбрион менее всего чувствителен к механическим воздействиям. Неклейкую и искусственно обесклеенную икру перевозят без воды и субстрата в специальной таре: рамки, кюветы, картонные или фанерные ящики с кюветами из пористого стиролового пластика, полиэтиленовые пакеты. Для кратковременной перевозки можно использовать банки.
Икру осетровых перевозят на деревянных рамках, уложенных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящики. На рамки расстилают марлевые салфетки, затем кладут икру и накрывают ее свободными концами салфетки. Сверху на стопку рамок ставят такую же рамку, но с сетчатым дном, в которую закладывают лед. За время транспортировки лед постепенно тает, и вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру. Оплодотворенную и обесклеенную икру осетровых рыб можно перевозить и в полиэтиленовых пакетах, заполненных водой и кислородом. Соотношение объема воды с икрой и кислорода принимают 1:1. Оптимальная температура при перевозке зависит от вида, так как для икры белуги она равна 10...13°С, осетра — 14...17, севрюги— 18...22 °С. Перевозка не должна длиться более 10 ч.
Икру лососевых перевозят на рамках размером 50X30 см. Их вместимость около 7 тыс. икринок. Рамки кладут стопкой по 8... 12 шт. в стойку контейнера из пенопласта. В контейнере нужно поддерживать оптимальный температурный режим и влажность, своевременно удалять из ящика излишки воды. При низких температурах наружного воздуха на контейнер надевают войлочный чехол. При длительной транспортировке икру промывают через сутки. При перевозке икры во влажной среде, при температуре 4...7 °С весной и осенью, 8...12 °С летом, ее отход за 24...48 ч транспортировки не превышает 2%.
При перевозке спермы важную роль играет температура. При температуре 1...1,5°С сперма карпа сохраняет свою активность на протяжении 2 сут, форели — до 9 сут, осетровых — до 18 сут. Хранят и перевозят сперму в стеклянных пробирках диаметром 0,7...0,8 и высотой 4...5 см. После заполнения спермой пробирки закрывают корковыми пробками, предварительно прокипяченными в парафине, и снабжают этикетками с указанием даты, времени отбора спермы, вида рыбы, номера производителя, объема и качества спермы. Пробирки помещают в штатив, который ставят в термос, заполненный льдом. Если температура воздуха при транспортировке выше 25°С, то новую порцию льда закладывают через каждые 12 ч, а при 18...24 °С — через 24 ч. Перед использованием спермы проверяют ее качество.
Живую рыбу, икру и сперму перевозят автомашинами, железнодорожным, водным и авиационным транспортом. В качестве транспортной тары используют как открытые, так и герметические емкости. К емкостям открытого типа относят автоцистерны, съемные контейнеры, чаны, деревянные ящики, специальные суда и вагоны, ванны и изотермические контейнеры; к закрытым — полиэтиленовые пакеты, бидоны с плотной крышкой и др. Автомашины для перевозки имеют автоцистерну емкостью 2400 л. Производительность воздушного компрессора цистерны 10 м3/ч. В ее передней части находится емкость для льда (до 100 кг), так как в пути нужно охлаждать воду в цистерне, и где-то хранить снулую рыбу. В задней стенке цистерны находится люк диаметром 250 мм с воздушным рукавом, через который выпускают рыбу.
Перед загрузкой автоцистерны рыбой воду доводят до определенной температуры: летом ее охлаждают чистым льдом. Для насыщения воды кислородом и удаления из нее углекислоты или хлора перед погрузкой необходимо на 10...15 мин включить аэрационную систему при открытых крышках загрузочных люков. Во время погрузки компрессор должен работать непрерывно. Загружают рыбу через верхние люки. После полной загрузки уровень воды должен быть не ниже 30...40 мм от верхнего конца горловины. Нормы посадки рыбы и длительность перевозки зависят от температуры воды и содержания кислорода. Для карповых рыб при рекомендуемой плотности посадки время перевозки не должно превышать 1,8 ч, осетровых — 2,6 ч, лососевых — 2,1 ч. В случае задержек рыба может погибнуть из-за дефицита кислорода. В случае вынужденной и длительной остановки автомашины аэрационная система должна работать непрерывно.
Живую рыбу перевозят также автоцистерной на базе водораздатчика ВР-3,0. Ее устанавливают на грузовой автомашине. Объем цистерны 3 м3. Она оборудована компрессором для аэрации воды и выгрузки живой рыбы. Для загрузки рыбы используют лебедку, расположенную в передней части цистерны. Выгружают рыбу через отверстие в нижней части цистерны, к которому присоединяют гибкий шланг.
Для перевозки рыбы удобны съемные контейнеры типа ИКФ-4 и ИКФ-5, которые устанавливают на грузовые машины. Их изготовляют из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м. В нижней части контейнера находится люк для выгрузки рыбы. Аэрация осуществляется с помощью бензокомпрессорной установки, смонтированной на платформе автомашины. Контейнеры не имеют термоизоляции, поэтому при температуре окружающего воздуха ниже О °С не рекомендуется перевозить в них живую рыбу на большие расстояния. В практике широко используется перевозка рыбы в брезентовых чанах, монтируемых на грузовых автомашинах с помощью деревянного каркаса. Размеры брезентового чана можно изменять в зависимости от размера платформы машины. Можно перевозить рыбу в установках Н15-ИЖЗК.
Вагоны для перевозки молоди рыб, производителей и кормовых беспозвоночных типа В-20 и Б-329 оснащены двумя резервуарами общей емкостью 30 т. Вода аэрируется с помощью 120 форсунок и в виде мелких капель попадает в резервуары. Для снижения температуры воды используют лед. В этих резервуарах можно перевозить до 12 т рыбы.
Предварительно воду в резервуарах нужно проаэрировать в течение 1 ч и не выключать аэрационную систему во время погрузки рыбы. В пути необходимо отбирать снулую рыбу. При перевозке молоди рыб массой 1...20 г всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают мелкоячейной капроновой делью или латунной сеткой, для того чтобы не допустить попадания рыбы в магистральные трубы аэрационной системы и избежать засорения форсунок. При перевозке мелких организмов в цистернах устанавливают садки из безузловой мелкоячеистой дели на дне резервуара вагона. Садок представляет собой мелкоячеистый каркас из металлического прута диаметром 10...12мм, размером 0,6X1,0X0,6 м, обтянутый капроновым ситом. Количество перевозимой рыбы зависит от ее индивидуальной массы, температуры воды, содержания кислорода. Так, например, плотность посадки карповых рыб средней массой 20 г при содержании кислорода 5 мг/л, при температуре 10°С составляет 1100 кг, а при 15 °С — 570 кг. Для рыб средней массой 500 г, при тех же условиях, плотность посадки будет соответственно 2800 и 1400 кг. При увеличении содержания кислорода до 8 мг/л плотность посадки рыбы и продолжительность транспортировки увеличиваются. Время выживания карпа в аварийных условиях при начальном содержании кислорода 5 мг/л составляет 0,5...! ч, а при 9 мг/л — 2,4...8,6 ч.
Авиатранспортом перевозят живую рыбу на большие расстояния. Для этого используют изотермические и герметические контейнеры из пенопластовых плит. Масса загруженного контейнера 30...40 кг. Его размеры (158X51X46 см) позволяют производить погрузку через люки самолетов различных типов. Внутри контейнера помещают рамки, обтянутые металлической сеткой или марлей, или хамсоросом в зависимости от назначения контейнера.
Широкое применение получили полиэтиленовые пакеты. Существует два типа пакетов — стандартные (емкостью 40 л) и крупногабаритные (до 300 л), которые используются для перевозки крупных рыб. Пакеты изготовляют из полиэтиленового рукава шириной 40...80 см, толщиной 0,07...0,15 мм. Стандартный пакет объемом 40 л изготовляют из рукава шириной 50 см, длиной 95 см. Для увеличения надежности их делают из нескольких слоев полиэтилена.
В пакет с водой помещают рыбу и вставляют в него резиновую трубку длиной 5...6 см. Конец пакета обертывают изоляционной лентой и надевают на него зажим. Освободив пакет от воздуха, присоединяют к резиновой трубке шланг от кислородного баллона и подают кислород. Заполненный пакет герметизируют с помощью зажима или других приспособлений и помещают в картонную коробку. Упакованный таким образом пакет можно транспортировать продолжительное время и на большие расстояния. Если во время транспортировки ожидается резкая смена температуры, то в картонные коробки, вокруг пакетов, следует помещать теплоизоляционный материал (вату, поролон, бумагу). Для охлаждения воды в коробки закладывают лед, упакованный в полиэтиленовые пакеты.
Перед перевозкой рыбу (за исключением личинок) необходимо выдержать не менее суток без пищи. В противном случае длительность выживания при тех же нормах посадки снижается примерно на 50%. При выпуске рыбы пакеты предварительно помещают в емкость (пруд, бассейн, садок) и вскрывают после выравнивания температуры воды в пакете с температурой воды в емкости. Плотность посадки рыбы в полиэтиленовые пакеты зависит от ее вида и возраста.
- 1. Качество мяса и его изменчивость под влиянием различных факторов.
- 2. Технология производства сливочного масла и его классификация.
- Технология производства масла
- 3. Изменения, происходящие в мясе после убоя и при хранении.
- Специфика автолиза в мясе
- 4. Классификация методов консервирования мяса для хранения и их сущность.
- Холодильная обработка мяса
- Посол мяса
- Копчение мяса и мясопродуктов
- Сублимационная сушка
- Тепловое воздействие
- Свинокопчености
- Основные параметры термической обработки колбас
- 5. Особенности состава молока и их влияние на технологические свойства.
- 6. Производство и ассортимент питьевого молока и кисломолочных продуктов.
- Технология производства кисломолочных продуктов жидкой и полужидкой консистенции
- Технология производства кисломолочных продуктов с высоким содержанием белка
- 7. Особенности производства основных видов сыров.
- Технология производства ярославского сыра
- 8. Вторичные продукты переработки молока и их использование.
- 9. Кожевенное сырье.
- Основные пороки от неправильной съемки, первичной обработки, транспортирования и хранения шкур
- Скотоводство
- 1. Оценка скота молочных и молочно-мясных пород по экстерьеру и конституции.
- 2. Мясные породы крупного рогатого скота.
- 3. Оценка коров по их пригодности к машинному доению.
- 4. Черно-пестрая порода скота и пути ее совершенствования.
- 5. Зоотехническая характеристика комбинированных пород скота.
- 7. Выращивания и откорм крупного рогатого скота.
- 9. Принципы бонитировки крс молочных и молочно-мясных пород.
- 10. Методы оценки быков производителей.
- 1. Основные физико – технические свойства шерсти овец (тонина, длина, прочность).
- 2. Воспроизводство стада овец (подготовка и проведение случки, ягнения маток, выращивание молодняка).
- 3. Организация и техника проведения бонитировки т/рунных и п/т рунных овец.
- 4. Молочная продуктивность овец и методы ее повышения (состав и свойства молока, методы оценки молочной продуктивности).
- 5. Проверка баранов по качеству потомства.
- 7. Организация и проведение стрижки и классировки шерсти овец.
- 8. Оценка качества шубных овчин.
- 9. Мясная продуктивность овец и методы ее оценки. Факторы, влияющие на производство баранины.
- 1. Карп. Биологические особенности, хозяйственные качества.
- 2. Типы и системы рыбоводных прудовых хозяйств.
- 3. Основные объекты разведения в тепловодном и холоднокровном прудовом хозяйстве, их краткая характеристика.
- 4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.
- 5. Зимовка рыбопосадочного материала в прудах и зимовальных комплексах.
- 7. Проведение естественного нереста карпа. Факторы, определяющие ее успех.
- 10. Поликультура, ее биологические основы, хозяйственное значение.
- 11. Методы комления рыб в прудовых и индустриальных хозяйствах.
- 12. Методы кормления рыбы, питательная ценность карповых комбикормов.
- Свиноводство
- 1.Состояние и основные задачи отрасли свиноводства в России и странах мира. Пути интенсификации отрасли.
- 3. Проведение опоров, содержание и кормление поросят-сосунов, ранний отъем.
- 4.Этология свиней.
- 8. Гибридизация в свиноводстве.
- 9.Крупная белая порода свиней в России, её выведение, ареал использования.
- 1. Современные методы оценки энергетической питательности кормов.
- 2. Особенности витаминного питания разных видов животных.
- 3. Организация полноценного кормления крс.
- 4. Оценка протеиновой питательности кормов.
- 5.Принципы полноценного кормления птицы.
- Кормление цыплят-бройлеров
- 6.Оценка полноценности рационов у разных видов животных
- 7.Полноценное кормление свиней.
- Нормы кормления свиноматок
- Кормление поросят-сосунов
- Откорм свиней
- Кормление хряков- производителей
- 8.Оценка минеральной питательности кормов и рационов.
- 9. Питательная ценность и технология заготовки силоса и сенажа.
- 10. Питательная ценность и подготовка к скармливанию зерна злаковых и бобовых культур.
- Пчеловодство
- 2. Эмбриональное и постэмбриональное развитие пчел.
- 5. Развитие пчелиных семей в течение года.
- 7. Аскосфероз и варроатоз пчел, диагностика, меры борьбы и профилактика.
- 8. Чистопородное разведение и его особенности в пчеловодстве.
- 9. Свойства зимнего клуба пчел и особенности подготовки пчелиных семей к зимовке.
- 10. Ранневесенние работы на пасеке и их значение для развития и продуктивности пчелиной семьи.
- Электрификация и автоматизация
- 2. Оборудование для доения при привязном содержании скота. Устройство принцип действия доильной установки. Назначение отдельных элементов установки.
- 3. Оборудование для приготовления и раздачи кормовых смесей в свиноводстве.
- 4. Основные требования при выборе участка для строительства животноводческого объекта.
- 5.Механизация основных производственных процессов в овцеводстве.
- 6. Применение оптических излучений в животноводстве.
- 7. Доильные установки для ферм с беспривязным содержанием коров. Особенности и область применения доильных установок различного типа.
- 9. Удаление и утилизация навоза на фермах с привязным и беспривязным содержанием скота.
- 10. Основные различия в требованиях к помещениям для коров при привязном и беспривязном содержании скота.
- 1. Инбридинг и его использование в племенной работе.
- 2. Изменчивость, наследуемость и повторяемость признаков и их значение в селекции.
- 3. Оценка животных по собственному фенотипу.
- 4. Оценка животных по генотипу.
- 5. Понятие о породе. Структура породы и ее значение в селекции.
- 6. Чистопородное разведение, разведение по линиям и понятие о современных селекционных программах.
- 7. Скрещивание, его биологическая сущность и значение в племенном и пользовательском животноводстве.
- 8.Эффективность отбора. Факторы, влияющие на егоэффективность.
- 9. Типы, формы и принципы племенного подбора.
- 10. Факторы, влияющие на рост и развитие с/х животных. Закон Червинского – Малигонова.
- 1. Экстерьер и его значение при оценке лошадей. Пороки экстерьера, снижающие племенную и пользовательную ценность лошадей.
- 2. Чистокровные породы лошадей.
- 3. Рысистые породы лошадей.
- 4. Тяжеловозные породы лошадей.
- 5. Полукровные породы лошадей.
- 6. Классические и национальные виды конного спорта.
- 7. Рабочие качества лошадей. Виды и организация рабочего использования лошадей в сельском хозяйстве.
- 8. Продуктивное коневодство
- 9. Воспроизводство и выращивание лошадей при разных системах их содержания.
- 1. Яичные породы и кроссы кур, используемые в промышленном птицеводстве.
- 3. Мясные породы и кроссы кур, используемые в промышленном птицеводстве. Не полностью соответствует!!
- 4. Технологический процесс производства инкубационных и пищевых куриных яиц.
- Расчет выхода пищевых яиц
- 5. Особенности кормления бройлеров.
- 6. Особенности кормления ремонтного молодняка и кур – несушек промышленного стада.
- 8. Технологический процесс производства бройлеров.
- 9. Клеточное выращивание и содержание с/х птицы, особенности, преимущества, и недостатки метода в сравнении с напольным выращиванием и содержанием.
- 10. Технологический процесс инкубации яиц с/х птицы.
- Рекомендуемый микроклимат в помещениях инкубатория
- Акушерство, ветеринария, зоогигиена
- 1.Микроклимат животноводчесикх помещений, его формирование и влияние на состояние и продуктивность с/х животных.
- 2.Гигиена пастбищного содержания с/х животных.
- 3.Значение ветеринарно – профилактических мероприятий в животноводстве и роль зооинженера в их реализации.
- 4. Гигиена ухода за с/х животными.
- Уход за кожей
- 5. Гигиена доения и профилактика мастита у коров.
- 6. Основные мероприятия по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний у с/х животных.
- 7. Основные направления в профилактике незаразных болезней с/х животных, значение диспансеризации.