logo search
GOS_otvety

4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.

Развитие рыбного хозяйства на внутренних водоемах, в том числе прудового и индустриального рыбоводства, связано с рас­ширением объема перевозок живой рыбы. В больших масштабах применяют перевозку икры, личинок, молоди и производителей при акклиматизационных работах.

Перевозка живой рыбы проводится как внутри хозяйства, так и за его пределами. Внутрихозяйственная перевозка живой рыбы связана с пересадкой рыбы из одних категорий прудов в другие, а также при доставке товарной (столовой) рыбы в тор­говую сеть. Как правило, эти перевозки осуществляются на небольшие расстояния и по времени непродолжительны.

Межхозяйственные перевозки связаны главным образом с транспортировкой посадочного материала (годовиков, сеголет­ков, личинок) из хозяйств питомников и полносистемных хо­зяйств, специализирующихся на выращивании молоди, в прудо­вые и озерные хозяйства. Важное место в рыбохозяйственной практике занимают перевозки производителей, а также оплодо­творенной икры.

Перевозка живой рыбы. При межхозяйственной перевозке необходимо разрешение ветеринарной службы. Перевозить мож­но только здоровую рыбу. Из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям — бранхиомикозом, краснухе, фурункулезу, вертежу лососевых, вывоз рыбы запрещен. При других инвазионных заболеваниях (ботриоцефалезе, филометроидозе, лигулезе, аргулезе и др.) вопрос о перевозке решается в соответствии с дей­ствующей инструкцией по борьбе с этими болезнями. Рыба, пораженная эктопаразитами, может быть перевезена только пос­ле обработки.

При подготовке рыбы к транспортировке вялых, истощен­ных и травмированных особей необходимо отбраковывать. Рыба, подлежащая перевозке, должна быть обработана в солевых или аммиачных антипаразитарных ваннах. Тару нужно обработать 10...20 %-ным раствором извести.

До транспортировки рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2...4 ч. За это время с нее смывается налипшая при облове грязь, промываются жабры, освобождается от пищи кишечник. Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и количества воды, поэтому при перевозке нужно использовать только чистую воду, не содержащую вредных и ядовитых приме­сей, с температурой, равной температуре воды водоема, где находилась рыба. Для охлаждения воды в пути нужен лед. При необходимости смены воды в пути пользуются водой из тех водоемов, где нет заболеваний. Вода из колодцев, а также из городских водопроводов не подходит. Оптимальная температура для перевозки большинства тепло­любивых рыб в летнее время — 10...12°С, холодолюбивых — 6...8 °С, а весной и осенью — соответственно 5...6 и 3...5 °С. Тиляпию следует перевозить при температуре 20...23 °С.

В зависимости от длительности перевозки, температуры воды и воздуха, возраста и размеров рыбы и ряда других факторов соотношение воды и рыбы в емкостях для перевозки бывает различным. Оптимальным считают такое соотношение, когда при минимальном количестве воды перевозимая рыба не угнетается. Многие виды рыб возбуждаются во время перевозок. В этих слу­чаях можно применять анестезирующие препараты: трикаинметасульфонат (МС-222), хинальдин, веронал натрия, уретан.

Живую рыбу можно перевозить и без воды. Фактором, опре­деляющим успех этого мероприятия, является продолжитель­ность. При перевозке различных возрастных групп карпа она ограничена 2...4 ч. Чем ниже температура, тем дольше может быть перевозка. Рыб помещают в лотки или ящики, в 1...2 слоя. На дно предварительно кладут марлевые салфетки в несколько слоев или траву. Дно имеет отверстия для стока воды. Перед перевозкой рыбу орошают водой. Ящики устанавливают один на другой стопками по 7...8 шт. и закрывают брезентом, с тем чтобы сохранить влажную среду.

Перевозка икры и спермы. Успех перевозки зависит от каче­ства икры и условий перевозки. Оплодотворенную икру тран­спортируют на начальных или конечных стадиях развития, когда эмбрион менее всего чувствителен к механическим воздействиям. Неклейкую и искусственно обесклеенную икру перевозят без воды и субстрата в специальной таре: рамки, кюветы, картонные или фанерные ящики с кюветами из пористого стиролового пластика, полиэтиленовые пакеты. Для кратковременной перевозки можно использовать банки.

Икру осетровых перевозят на деревянных рамках, уложен­ных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящи­ки. На рамки расстилают марлевые салфетки, затем кладут икру и накрывают ее свободными концами салфетки. Сверху на стопку рамок ставят такую же рамку, но с сетчатым дном, в которую закладывают лед. За время транспортировки лед постепенно тает, и вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру. Оплодотворенную и обесклеенную икру осетровых рыб можно перевозить и в полиэтиленовых пакетах, заполненных водой и кислородом. Соотношение объема воды с икрой и кислорода при­нимают 1:1. Оптимальная температура при перевозке зависит от вида, так как для икры белуги она равна 10...13°С, осетра — 14...17, севрюги— 18...22 °С. Перевозка не должна длиться бо­лее 10 ч.

Икру лососевых перевозят на рамках размером 50X30 см. Их вместимость около 7 тыс. икринок. Рамки кладут стопкой по 8... 12 шт. в стойку контейнера из пенопласта. В контейнере нуж­но поддерживать оптимальный температурный режим и влаж­ность, своевременно удалять из ящика излишки воды. При низ­ких температурах наружного воздуха на контейнер надевают войлочный чехол. При длительной транспортировке икру промы­вают через сутки. При перевозке икры во влажной среде, при температуре 4...7 °С весной и осенью, 8...12 °С летом, ее отход за 24...48 ч транспортировки не превышает 2%.

При перевозке спермы важную роль играет температура. При температуре 1...1,5°С сперма карпа сохраняет свою активность на протяжении 2 сут, форели — до 9 сут, осетровых — до 18 сут. Хранят и перевозят сперму в стеклянных пробирках диаметром 0,7...0,8 и высотой 4...5 см. После заполнения спермой пробирки закрывают корковыми пробками, предварительно прокипячен­ными в парафине, и снабжают этикетками с указанием даты, времени отбора спермы, вида рыбы, номера производителя, объема и качества спермы. Пробирки помещают в штатив, кото­рый ставят в термос, заполненный льдом. Если температура воз­духа при транспортировке выше 25°С, то новую порцию льда закладывают через каждые 12 ч, а при 18...24 °С — через 24 ч. Перед использованием спермы проверяют ее качество.

Живую рыбу, икру и сперму перевозят автомашинами, желез­нодорожным, водным и авиационным транспортом. В качестве транспортной тары используют как открытые, так и герметиче­ские емкости. К емкостям открытого типа относят автоцистерны, съемные контейнеры, чаны, деревянные ящики, специальные суда и вагоны, ванны и изотермические контейнеры; к закры­тым — полиэтиленовые пакеты, бидоны с плотной крышкой и др. Автомашины для перевозки имеют автоцистерну емкостью 2400 л. Производительность воздушного компрессора цистерны 10 м3/ч. В ее передней части находится емкость для льда (до 100 кг), так как в пути нужно охлаждать воду в цис­терне, и где-то хранить снулую рыбу. В задней стенке цистерны находится люк диаметром 250 мм с воздушным рукавом, через который выпускают рыбу.

Перед загрузкой автоцистерны рыбой воду доводят до опреде­ленной температуры: летом ее охлаждают чистым льдом. Для насыщения воды кислородом и удаления из нее углекислоты или хлора перед погрузкой необходимо на 10...15 мин включить аэрационную систему при открытых крышках загрузочных лю­ков. Во время погрузки компрессор должен работать непрерывно. Загружают рыбу через верхние люки. После полной загрузки уровень воды должен быть не ниже 30...40 мм от верхнего конца горловины. Нормы посадки рыбы и длительность перевозки за­висят от температуры воды и содержания кислорода. Для карповых рыб при рекомендуемой плотности посадки время перевозки не должно превышать 1,8 ч, осетровых — 2,6 ч, лососевых — 2,1 ч. В случае задержек рыба может погибнуть из-за дефицита кислорода. В случае вынужденной и длительной ос­тановки автомашины аэрационная система должна работать не­прерывно.

Живую рыбу перевозят также автоцистерной на базе водораздатчика ВР-3,0. Ее устанавливают на грузовой автомашине. Объем цистерны 3 м3. Она оборудована компрессором для аэрации воды и выгрузки живой рыбы. Для загрузки рыбы ис­пользуют лебедку, расположенную в передней части цистерны. Выгружают рыбу через отверстие в нижней части цистерны, к которому присоединяют гибкий шланг.

Для перевозки рыбы удобны съемные контейнеры типа ИКФ-4 и ИКФ-5, которые устанавливают на грузовые машины. Их изго­товляют из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м. В нижней части контейнера находится люк для выгрузки рыбы. Аэрация осуществляется с помощью бензокомпрессорной уста­новки, смонтированной на платформе автомашины. Контейнеры не имеют термоизоляции, поэтому при температуре окружающего воздуха ниже О °С не рекомендуется перевозить в них живую рыбу на большие расстояния. В практике широко используется перевозка рыбы в брезентовых чанах, монтируемых на грузовых автомашинах с помощью деревянного каркаса. Размеры брезен­тового чана можно изменять в зависимости от размера плат­формы машины. Можно перевозить рыбу в установках Н15-ИЖЗК.

Вагоны для перевозки молоди рыб, производителей и кормовых беспозвоночных типа В-20 и Б-329 оснащены двумя резервуарами общей емкостью 30 т. Вода аэрируется с помощью 120 форсунок и в виде мелких капель попадает в резервуары. Для снижения температуры воды используют лед. В этих резер­вуарах можно перевозить до 12 т рыбы.

Предварительно воду в резервуарах нужно проаэрировать в течение 1 ч и не выключать аэрационную систему во время по­грузки рыбы. В пути необходимо отбирать снулую рыбу. При перевозке молоди рыб массой 1...20 г всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают мелкоячейной капроновой делью или латунной сеткой, для того чтобы не допустить попа­дания рыбы в магистральные трубы аэрационной системы и из­бежать засорения форсунок. При перевозке мелких организмов в цистернах устанавливают садки из безузловой мелкоячеистой дели на дне резервуара вагона. Садок представляет собой мел­коячеистый каркас из металлического прута диаметром 10...12мм, размером 0,6X1,0X0,6 м, обтянутый капроновым ситом. Количество перевозимой рыбы зависит от ее индивидуальной массы, температуры воды, содержания кислорода. Так, например, плотность посадки карповых рыб средней массой 20 г при содержании кислорода 5 мг/л, при температуре 10°С составляет 1100 кг, а при 15 °С — 570 кг. Для рыб средней массой 500 г, при тех же условиях, плотность посадки будет соответственно 2800 и 1400 кг. При увеличении содержания кислорода до 8 мг/л плотность посадки рыбы и продолжительность транспортировки увеличиваются. Время выживания карпа в аварийных условиях при начальном содержании кислорода 5 мг/л состав­ляет 0,5...! ч, а при 9 мг/л — 2,4...8,6 ч.

Авиатранспортом перевозят живую рыбу на большие расстояния. Для этого используют изотермические и герметиче­ские контейнеры из пенопластовых плит. Масса загруженного контейнера 30...40 кг. Его размеры (158X51X46 см) позволяют производить погрузку через люки самолетов различных типов. Внутри контейнера помещают рамки, обтянутые металлической сеткой или марлей, или хамсоросом в зависимости от назначения контейнера.

Широкое применение получили полиэтиленовые пакеты. Существует два типа пакетов — стандартные (емкостью 40 л) и крупногабаритные (до 300 л), которые используются для пере­возки крупных рыб. Пакеты изготовляют из полиэтиленового рукава шириной 40...80 см, толщиной 0,07...0,15 мм. Стандартный пакет объемом 40 л изготовляют из рукава шириной 50 см, дли­ной 95 см. Для увеличения надежности их делают из несколь­ких слоев полиэтилена.

В пакет с водой помещают рыбу и вставляют в него резино­вую трубку длиной 5...6 см. Конец пакета обертывают изоля­ционной лентой и надевают на него зажим. Освободив пакет от воздуха, присоединяют к резиновой трубке шланг от кислород­ного баллона и подают кислород. Заполненный пакет герметизируют с помощью зажима или других приспособлений и помещают в картонную коробку. Упакованный таким образом па­кет можно транспортировать продолжительное время и на боль­шие расстояния. Если во время транспортировки ожидается рез­кая смена температуры, то в картонные коробки, вокруг пакетов, следует помещать теплоизоляционный материал (вату, поролон, бумагу). Для охлаждения воды в коробки закладывают лед, упакованный в полиэтиленовые пакеты.

Перед перевозкой рыбу (за исключением личинок) необхо­димо выдержать не менее суток без пищи. В противном случае длительность выживания при тех же нормах посадки снижается примерно на 50%. При выпуске рыбы пакеты предварительно помещают в емкость (пруд, бассейн, садок) и вскрывают после выравнивания температуры воды в пакете с температурой воды в емкости. Плотность посадки рыбы в полиэтиленовые пакеты зависит от ее вида и возраста.