logo search
центральный

2. Социально-экономическое развитие Брянской области

Брянская область граничит с Украиной и Республикой Белоруссия. Численность населения на начало 2011 года составила 1275,2 тыс. человек (уменьшение по сравнению с уровнем 1990 года составило 12 процентов). Демографическая ситуация характеризуется естественной убылью населения при положительном сальдо миграции. В 2010 - 2020 годах в Брянской области ожидается сокращение численности населения до 1214,6 тыс. человек.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась более чем на 50 процентов по сравнению с 1990 годом. Основными специализациями сельского хозяйства области являются молочное и мясное скотоводство, птицеводство и выращивание зерновых культур.

Брянская область обладает существенными земельными, водными и лесными ресурсами.

В структуре валового регионального продукта области продукция предприятий обрабатывающих производств (грузовые вагоны-хопперы и малооборотные судовые дизельные двигатели) составляет более 80 процентов, выпуск вагонного литья - более 30 процентов.

Кроме того, в области выпускается коммунальная и дорожно-строительная техника, развивается выпуск автокранов, располагаются предприятия оборонно-промышленного комплекса (электрооборудование, электронное и оптическое оборудование), а также весьма развита сфера услуг.

Плотность автомобильных дорог ниже средней по округу, железных дорог - выше. В области функционирует международный аэропорт Брянск с пассажиропотоком 10 тыс. человек в год.

В развитии электроэнергетики основным направлением является усиление южных районов с ослабленной схемой питания (транзит Брянская - Центральная - Холмечи - Суземка - Комаричи), которое в том числе повысит надежность энергоснабжения объектов открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Для этого запланировано сооружение высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 кВ Центральная - Аксинино, высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 кВ Нерусса - Центральная и установка систем нормализации напряжения в электрических сетях подстанции напряжением 110 кВ Центральная. Всего для обеспечения перспективного развития Брянской энергосистемы до 2015 года планируется построить 5 подстанций классом напряжения 110 кВ, 6 подстанций расширить и 55 реконструировать, а также построить 18 высоковольтных линий электропередачи напряжением 110 кВ и 4 линии запланировано реконструировать. Кроме того, планируется отработка инновационных технологий переработки бытовых и промышленных отходов с получением электроэнергии.

Приоритетом развития транспортного каркаса Брянской области является сохранение и развитие сложившейся системы транспортных коридоров, отвечающих главным трансконтинентальным и общероссийским связям. Для этого предполагается реконструировать меридиональный коридор, представленный магистральной железнодорожной линией Москва - Брянск - Суземка - Киев и автомобильной магистралью федерального значения М-3 "Украина" Москва - Киев, северо-западный широтный коридор, включающий железнодорожную линию Орел - Брянск - Смоленск и автомобильную дорогу федерального значения А-141 Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия, юго-западный широтный коридор, образованный железнодорожной линией Москва - Калуга - Брянск - Злынка - Гомель (Республика Белоруссия) и автомагистралью федерального значения М-13 Брянск - Новозыбков - Гомель.

Развитие транспортной инфраструктуры области предусматривает также обновление основных фондов железнодорожного транспорта и создание в области мультимодального транспортно-логистического центра.

До 2020 года планируется создание системы дублирующих и кольцевых региональных транспортных направлений основного каркаса, что в сочетании с повышением технико-эксплуатационных характеристик транспортных коммуникаций и организацией обходов основных населенных пунктов даст существенный прирост скорости перемещения грузов и пассажиров по территории области.

Предусматривается развитие транспортной инфраструктуры на трансграничной территории и повышение качества международных автомобильных перевозок через пункты пропуска.

До 2020 года ожидается существенное увеличение объемов воздушного сообщения в Брянском аэропорту, развитие малой авиации, восстановление и сооружение новых аэродромов (площадок) базирования, обслуживания и проката воздушных судов.

Важным направлением развития области является реализация комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (строительство и реконструкция социальных учреждений (медицинские центры, учреждения реабилитации, образовательные комплексы), создание льготных условий ведения бизнеса в юго-западных районах Брянской области, осуществление противопожарных и лесозащитных мер).

В стратегической перспективе основу промышленного комплекса Брянской области составят 4 ключевых региональных кластера:

транспортное машиностроение, производство дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники и оборудования;

электронная и электротехническая промышленность (на базе потенциала оборонно-промышленного комплекса);

промышленность строительных материалов;

лесная и деревообрабатывающая промышленность (со специализацией на производстве мебели, стройматериалов и бумажной продукции).

В Брянской области формируются зоны опережающего развития.

В Клинцовской зоне опережающего развития основное внимание будет уделено промышленности строительных материалов (кирпич, керамзитный камень, пеностекло) и производству светопрозрачного стекла с применением нанотехнологий для солнечных батарей и коллекторов.

В Суражской зоне опережающего развития основу экономического роста составит промышленность стройматериалов, туристско-рекреационная зона и индустриальный парк (включая строительство завода по сборке тракторов с навесным оборудованием).

В Карачевской зоне опережающего развития планируется создание и развитие высокоэффективного кластера по производству строительных материалов (в том числе цемента) на базе местных комплексных источников минерального сырья, включающего строительство домостроительного комбината, а также по производству модифицированных слоистых наносиликатов.

В Стародубской зоне опережающего развития основное внимание будет сконцентрировано на создании производств по выпуску пищевой промышленности, что потребует развития инфраструктурных мощностей.

В Сельцовской зоне опережающего развития предусмотрены создание нового производства по выпуску специализированной дорожной и аэродромной техники, организация предприятия по производству технологических линий для выращивания монокристаллов и производства кремния для солнечной энергетики, строительство производственной площадки по выпуску запорной арматуры для нефтегазовой отрасли, а также капитальное строительство моста через р. Десну и ряд других проектов.

Увеличение производства всех основных видов продукции сельского хозяйства области планируется за счет увеличения посевных площадей, роста урожайности и увеличения поголовья скота и его продуктивности.

В области разработаны и утверждены долгосрочные целевые программы по развитию мясного и молочного скотоводства. Реализуется крупный инвестиционный проект по созданию комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной обработке мяса говядины.

Планируется увеличение производства мяса птицы за счет дополнительного ввода мощностей по развитию бройлерного птицеводства.

Ведется строительство нового свинокомплекса на 50,4 тыс. голов в год с плановой мощностью более 5 тыс. тонн мяса в год. Также планируется создание агропромышленного холдинга с полным циклом выращивания и переработки продуктов животноводства.

Прогноз развития отраслей социальной сферы ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных граждан. Обеспечение доступа населения к гарантированному объему социальных услуг будет сочетаться с повышением качества услуг, преодолением проблем функционирования и кадрового обеспечения социальной сферы, повышением эффективности использования бюджетных средств.