logo search
центральный

16. Финансово-банковский сектор

Исполнение консолидированных бюджетов регионов Центрального федерального округа в 2009 году было осуществлено с дефицитом 186,7 млрд. рублей (9,8 процента доходов). Бюджетная обеспеченность округа составила 51,3 тыс. рублей на душу населения (наименьшая бюджетная обеспеченность существует у Брянской и Орловской областей).

В суммарном государственном внешнем и внутреннем долге регионов Центрального федерального округа более 80 процентов приходится на Московский регион (наименьший показатель задолженности определен у Владимирской области).

В Центральном федеральном округе реализуются программы реформирования региональных и муниципальных финансов, направленные на переход к бюджетированию, ориентированному на результат, реформирование бюджетного процесса и управления расходами, формирование условий для развития доходной базы, совершенствование долговой политики, а также на повышение эффективности межбюджетных отношений.

На функционирование банковского сектора Центрального федерального округа оказали воздействие глобальный кризис и его последствия, что существенным образом отразилось на характере и показателях деятельности банков. Тем не менее в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России в 2009 году для ликвидации последствий кризиса, банковский сектор округа функционирует стабильно.

В 2009 году динамика ресурсной базы банковской сферы в значительной степени определялась изменением размера средств Банка России, привлекаемых кредитными организациями округа. На начало 2009 года размер кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями Центрального федерального округа от Банка России, формировал 12 процентов пассивов банковского сектора, что было обусловлено необходимостью компенсировать последствия оттока средств клиентов, обеспечить непрерывность осуществления банковским сектором платежей в период кризиса, включая расчеты с бюджетами всех уровней. К концу 2009 года потребность банковского сектора в антикризисных источниках поддержания ликвидности (прежде всего в кредитах Банка России без обеспечения) резко сократилась. Размер средств Банка России уменьшился к концу года и в результате составил лишь 4,8 процента пассивов.

Не вызывает опасений ситуация с текущей ликвидностью банков. В то же время проблема качества активов, роста просроченных долгов в банковских портфелях остается весьма острой. Естественной реакцией банков стал значительно более консервативный подход к выдаче новых ссуд. Последнее, в свою очередь, явилось фактором стагнации кредитования и в известной степени осложнило выход реального сектора экономики округа из кризиса.

Минимальный прирост объемов кредитования и необходимость значительного доформирования банками резервов на возможные потери в связи с ухудшением качества активов обусловили резкое снижение рентабельности банковского бизнеса.

Развитие финансово-банковского сектора макрорегиона характеризуется высокой концентрацией кредитных организаций на территории округа. Это связано не только с тем, что подобная концентрация необходима для удовлетворения потребностей социально-экономического развития округа, но и с тем, что размещение финансовых ресурсов в центре менее рискованно, а также упрощает доступ банков к иностранному финансовому капиталу.

Тем не менее на территории макрорегиона наблюдается как относительно высокий уровень концентрации коммерческих банков, так и высокая монополизация рынка банковских услуг через концентрацию активов.

Финансово-банковскую сферу округа характеризуют относительно высокие ставки кредитования и рост объемов трансграничного кредитования российских корпораций.

Приоритетом развития финансово-банковского сектора Центрального федерального округа является обеспечение ускорения социально-экономического развития округа за счет средств внебюджетных источников. Финансовая система округа должна обеспечить возможности адекватных откликов на формирующийся спрос, рост производства и производительности труда в результате роста объемов привлекаемых кредитных и инвестиционных ресурсов. Во многом от выбранного пути развития финансовой системы будет зависеть переход от модели развития округа как московской городской агломерации с прилегающими к ней субъектами Российской Федерации к модели сбалансированного роста всех 18 регионов Центрального федерального округа.

В стратегической перспективе ожидается увеличение присутствия банков на отдельных сегментах рынка корпоративных облигаций и активизация банков на рынке государственных ценных бумаг.

Важнейшую роль в развитии финансово-банковского сектора округа может сыграть формирование на территории г. Москвы международного финансового центра. Создание такого центра позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг, обеспечив привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (зарубежных и внутренних), углубление экономической интеграции государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Восточной Европы, а также превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение валового внутреннего продукта.