logo search
центральный

3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры

В Центральном федеральном округе находится крупнейшая в России сеть обмена интернет-трафиком MSK-IX (Москва), объединяющая около 300 участников рынка и входящая в ассоциацию международных сетей обмена трафиком. Сеть представляет собой распределенную структуру, включающую 10 точек, соединенных волоконно-оптическими линиями связи. Через эту сеть обмена трафиком подключено более 80 процентов российского сегмента сети Интернет и проходит большинство телекоммуникационных каналов, соединяющих Россию с зарубежными странами. За 2007 год пиковый объем трафика, проходящего через MSK-IX, увеличился с 9 Гбит·с до более 20 Гбит·с, в 2009 году достиг 75 Гбит·с, а по состоянию на август 2010 г. средний объем трафика составил 175 Гбит·с.

В связи с негативным влиянием финансового кризиса наблюдается смещение потребительских предпочтений в сторону более экономичной линии поведения, изменяется структура и объемы телекоммуникационного рынка. В сегменте услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации продолжаются процессы замещения традиционных услуг связи мобильными технологиями одновременно с расширением рынка услугами на базе средств сети Интернет. В сегменте местной и внутризоновой телефонной связи основным замещающим продуктом является подвижная радиотелефонная связь, а в сегменте международной и междугородной телефонной связи замещающим продуктом является интернет-телефония. Суммарная потеря доли услуг местной, внутризоновой, международной и междугородной телефонной связи в общем объеме оказываемых услуг связи в 2009 году составила 3,6 процента в России и около 2 процентов в Центральном федеральном округе к уровню 2007 года (1,3 и 1,1 процента к уровню 2008 года соответственно). Наблюдается снижение реального спроса, обусловленного сокращением основных драйверов спроса - числа новых и рентабельных предприятий.

Численность пользователей сети Интернет в 2009 году в Центральном федеральном округе (без учета г. Москвы) составила около 7,4 млн. человек, в г. Москве - 5,8 млн. человек.

Затраты на информационно-коммуникационные технологии в Центральном федеральном округе в 2008 году составили 141628,2 млн. рублей (две третьих указанных средств приходилось на г. Москву). Количество организаций, использовавших специальные программные средства в 2008 году достигло 37615 единиц, в большинстве случаев к указанным программным средствам относятся программы для решения организационных, управленческих и экономических задач, а также для осуществления финансовых расчетов в электронном виде (клиент - банковские приложения).

Одним из важных видов информационно-коммуникационных технологий является электронная торговля. В настоящее время развитие таких услуг ограничено степенью развития платежных систем - отсутствует общепринятый и удобный для всех участников процесса механизм. Возможным решением этого вопроса может стать регулирование сферы электронных платежей на законодательном уровне.

В целях развития информационно-коммуникационных технологий необходимы следующие мероприятия:

разработка и утверждение комплекса мер по повышению доступности для граждан и некоммерческих организаций услуг сети Интернет;

разработка и утверждение комплекса мер по развитию механизма предоставления универсальных услуг связи, обеспечивающего доступность конвергентных телекоммуникационных услуг населению за счет модернизации оконечного оборудования и снижения тарифов;

введение льготных тарифов услуг связи при предоставлении доступа к ресурсам сети Интернет в учебных целях для общеобразовательных учреждений;

создание и развитие единой информационно-коммуникационной сети органов государственной власти;

создание архитектуры региональных электронных правительств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа;

перевод служебных документов в электронный вид;

внедрение электронной цифровой подписи в систему электронного документооборота органов власти Центрального федерального округа;

разработка и принятие в эксплуатацию единых информационно-аналитических порталов Центрального федерального округа;

реализация мероприятий по переходу на оказание в электронном виде государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также услуг, предоставляемых учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями в электронном виде;

обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, создание удостоверяющих центров, интеграция информационных систем и ресурсов, увеличение объема и качества государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям в электронном виде;

внедрение новых форм и методов обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению области, дистанционное обслуживание пациентов, предоставление социальных услуг на всей территории Центрального федерального округа с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

реализация мероприятий по обучению административно-педагогических кадров сферы образования использованию в своей деятельности свободного программного обеспечения;

массовое внедрение мультисервисных услуг (на основе широкополосного доступа).

Основными механизмами реализации указанных мероприятий являются:

совершенствование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования развития информационно-коммуникационных технологий;

создание эффективной системы управления реализацией настоящей Стратегии;

опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы информационно-коммуникационных технологий на основе передовых мировых достижений и технологий;

развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами.

По состоянию на октябрь 2010 г. в структуре филиалов федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по Центральному федеральному округу значилось 18 управлений федеральной почтовой связи, 216 почтамтов, 10760 стационарных отделений почтовой связи (2900 городских, 7860 сельских) и 20 передвижных отделений почтовой связи.

Расчет сети отделений почтовой связи осуществляется в соответствии с установленными нормативами по численности населения.

Согласно нормативам должно функционировать от 2662 до 3174 городских отделений почтовой связи (фактически функционирует 2900 отделений почтовой связи).

Согласно нормативам должно функционировать 8780 сельских отделений почтовой связи (фактически функционирует 7860 отделений почтовой связи).

Пунктами коллективного доступа к сети Интернет оснащены 5893 отделения почтовой связи (55 процентов).

В Центральном федеральном округе трудилось более 100 тыс. работников почтовой связи, средняя зарплата которых составляла более 13 тыс. рублей в месяц. За январь - сентябрь 2010 г. численность персонала сократилась на 2 процента, средняя заработная плата выросла на 4,3 процента.

Почтовая сеть Центрального федерального округа демонстрирует постоянный рост экономических показателей начиная с 2008 года. В первом полугодии 2010 г. производительность труда (доходы на работника) возросла на 17,8 процента и составляла 22,4 тыс. рублей. Растет чистая прибыль предприятия.

С 2008 года наблюдается разнонаправленная динамика оказания различных услуг в натуральном выражении. Рост экономических показателей во многом обеспечивается ростом тарифов, который отстает от роста тарифов в других отраслях экономики.

С 2011 года целесообразно развитие в сельской местности передвижных отделений почтовой связи для доставки корреспонденции в малонаселенные пункты Центрального федерального округа.

Центральный федеральный округ характеризуется высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Основными целями развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Центрального федерального округа являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности округа, развитие экономической и социально-политической сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления на основе использования современных технологий.

Важным направлением развития информационно-телекоммуникационных технологий является создание инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Центрального федерального округа, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Особого внимания в этом отношении требуют населенные пункты с населением менее 300 тыс. человек.

Основными направлениями и стратегическими инициативами в этой области являются:

перевод строительства местных сетей на технологии с сокращением протяженности медных распределительных участков и поэтапной ликвидацией магистральных медных кабелей;

опережающее развитие услуг широкополосного доступа к сети Интернет, основанное на системной модернизации технической инфраструктуры, обеспечивающей доступ 100 процентам абонентов к сети Интернет и мультимедийным услугам на скорости до 100 Мбит·сек и достижение 100-процентной цифровизации сети Интернет на всей территории Центрального федерального округа с переходом на технологии с применением оптического волокна;

активная работа с застройщиками коммерческой и жилой недвижимости, строительство инфраструктуры в новых жилых микрорайонах, домах и бизнес-центрах;

создание виртуальных частных сетей для территориальных органов власти регионов Центрального федерального округа;

дальнейшая модернизация сети передачи данных филиалов и межрегиональной сети передачи данных с пропускной способностью на уровне 40 Гбит·с и возможностью дальнейшей модернизации пропускной способности до 100 Гбит·с. Комплексная модернизация межрегиональной сети передачи данных должна включать как расширение пропускной способности каналов передачи данных, так и внедрение подсистем, увеличивающих интеллектуальность этой сети;

развитие услуг беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет на территории Центрального федерального округа. Активное развитие сети подвижной радиотелефонной связи, а также услуг высокоскоростного доступа в сеть Интернет;

реализация механизма универсального обслуживания.

Реализация стратегических инициатив в 2011 - 2020 годах будет сопровождаться модернизацией телекоммуникационной инфраструктуры, применением инновационных технологий, созданием единого многофункционального и удобного пользователю пространства с целью обеспечения разных групп пользователей (от частных лиц и предприятий малого и среднего бизнеса до крупных предприятий и организаций) современными услугами связи, которая ориентируется на реализацию сервисного уровня, позволяющего максимально ускорить разработку и внедрение новых услуг.

Основным механизмом реализации направлений и приоритетов развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры будет привлечение инвестиций со стороны операторов связи для развития услуг широкополосного доступа к сети Интернет, расширения пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи, достижения полной цифровизации телефонных сетей связи и расширения зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи.

В целях предоставления широкополосного доступа к сети Интернет, услуг интернет-телевидения и др. используются мультисервисные узлы доступа.

Для оказания услуг телефонной связи с использованием мультисервисных узлов доступа организуется взаимодействие с имеющимися гибкими программными коммутаторами или с коммуникаторами, устанавливаемыми при модернизации традиционной телефонной сети. Таким образом обеспечивается переключение абонентской емкости с демонтируемых автоматических телефонных станций и осуществляется поэтапный переход к единой сети следующего поколения. Магистральные кабели распределительной абонентской сети в дальнейшем планируется демонтировать.

В целях развития сетей магистрального уровня планируется дальнейшая модернизация межрегиональной сети передачи данных. Модернизация будет производиться исходя из необходимости перевода на топологию "суперядро" и повышение интеллектуальности сети передачи данных магистрального уровня. Магистральная сеть будет иметь пропускную способность не менее 40 Гбит·с от каждой области с возможностью увеличения мощности до 100 Гбит·с.

В 2011 - 2015 годы планируется увеличение мощности основных каналов межрегиональной сети передачи данных до 100 Гбит·с.

Региональная сеть связи к 2013 году должна охватывать крупные районные центры и крупные города одной области, в каждом из которых должны быть установлены один или несколько оконечно-транзитных узлов в зависимости от экономической целесообразности.

Оконечно-транзитные узлы, подключаемые к транзитному узлу магистральной сети, являются пограничными маршрутизаторами автономной системы для магистральной сети связи.

В 2011 - 2014 годах будет продолжаться переход к сети следующего поколения с последующей централизацией коммутации и сокращением количества программных коммутаторов при соответствующем изменении нормативной правовой базы.

В областных центрах предполагается строить программные коммутаторы, обеспечивающие управление интернет-соединениями. В районных центрах и на местных сетях городских и сельских телефонных станций будут устанавливаться транковые медиашлюзы и шлюзы абонентского доступа.

Замена аналоговых автоматических телефонных станций на оборудование узлов абонентского доступа, устанавливаемое в автономных шкафах, обеспечит возможность предоставить абонентам высокоскоростные услуги связи до 100 Мбит·с.

В рамках планов по реализации проектов модернизации сетей фиксированной и подвижной радиотелефонной связи будут внедрены технические решения, обеспечивающие возможность предоставления услуг конвергенции фиксированной и подвижной радиотелефонной связи, включая технологическое обновление оборудования, используемого на зоновом уровне сети фиксированной связи филиалов, обеспечивающее начало строительства и дальнейшее развитие сети радиотелефонной связи следующего поколения. Указанная сеть создаст базис для дальнейшего развития и возможности предоставления абонентам новых услуг связи.

Обеспечение выбора абонентом оператора международной и междугородной телефонной связи решается при использовании программных коммутаторов либо стандартных функций интеллектуальных сетей, что делает экономически обоснованным ускоренный переход на пакетную коммутацию голосового трафика.

Завершение перехода на сети радиотелефонной связи следующего поколения планируется в 2014 году.

Услуги подвижной радиотелефонной связи являются одним из важных направлений развития рынка телекоммуникаций в Центральном федеральном округе. Очевидно, что в настоящее время значительную часть рынка услуг подвижной радиотелефонной связи занимают вспомогательные сервисные услуги, не связанные непосредственно с установлением разговорного соединения между абонентами (доступ к ресурсам сети Интернет, передача мультимедийной информации, услуги с позиционированием в точных географических координатах, мобильная коммерция и др.). Следовательно, основным направлением для привлечения новых абонентов является движение к мультимедийности подвижной радиотелефонной связи, а также конвергенция фиксированной и подвижной радиотелефонной связи.

В целях развития услуг подвижной радиотелефонной связи операторы связи продолжат реализацию мероприятий по строительству собственных опорных сетей. В настоящее время операторами связи проводятся мероприятия по строительству внутризоновых волоконно-оптических линий связи, связывающих областные центры с крупнейшими райцентрами. В 2011 - 2012 годах планируется увеличение протяженности внутризоновых волоконно-оптических линий связи в 2 раза. Протяженность внутригородских волоконно-оптических линий связи в областных центрах Центрального федерального округа к 2011 году увеличится более чем на 30 процентов.

Совместное использование возможностей единой сети телефонной связи следующего поколения и сети подвижной радиотелефонной связи, а также полноценная их конвергенция обеспечит абонентов уникальным набором возможностей и услуг. Таким образом, пользователям с различными способами доступа будут предоставлены все сервисы реального времени вне зависимости от местоположения и используемых интерфейсов. Абоненты подвижной радиотелефонной связи смогут использовать единый номер для мобильного и фиксированного аппаратов, а также возможность набора внутреннего укороченного номера с мобильного телефона.

К 2020 году предполагается достижение следующих результатов:

обеспечение доступности услуг широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Центрального федерального округа, уменьшение информационного неравенства (к 2020 году абонентская база такого доступа на рынке округа составит более 7,5 млн. абонентов, при уровне их проникновения в домохозяйства округа - 68,4 процента);

обеспечение 100-процентной цифровизации сети связи в округе;

обеспечение 100 процентов населения цифровым эфирным телевещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных телеканалов и радиоканалов;

переход на новый качественный уровень оказания таких услуг связи, как интерактивное телевидение, высокоскоростной доступ к сети Интернет, а также видеотелефония на всей территории округа;

обеспечение доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет.

Реализация направлений модернизации сети объектов почтовой связи в 2010 - 2020 годах позволит существенно повысить качество и доступность услуг почтовой связи, улучшит экономические показатели почтовой сети вплоть до отказа от государственных централизованных дотаций, а также обеспечит рост заработной платы и улучшение условий труда почтовых работников.