logo search
центральный

1. Развитие транспортной инфраструктуры

федерального значения

Центральный федеральный округ, располагая развитой транспортной системой с высокой плотностью железных и автомобильных дорог (большей, чем в среднем по России), играет ключевую роль в транспортной структуре страны. Большая часть авто- и железнодорожных маршрутов, связывающих между собой разные части России, а также Россию с Европейским союзом, проходят по территории округа, преимущественно через Московский транспортный узел (от г. Москвы расходятся 11 направлений железных дорог и 15 автомагистралей, на территории округа расположено 11 международных аэропортов, через округ проходят направления 3 транспортных коридоров (Транссиб - граница с Белоруссией - Смоленск - Москва - Нижний Новгород - Владивосток, Север - Юг и панъевропейский коридор N 9)). Поэтому вопрос организации рациональной системы перевозок в округе - это вопрос рационализации транспортного сообщения в России в целом. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры округа состоит прежде всего в оптимизации транзитной системы перевозок (внутренней и внешней).

Главным методом внешней оптимизации является более рациональное использование сети дорог в европейской части страны. С учетом развития международной торговли, особенно на направлениях Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия - Европа, ключевую роль в оптимизации грузопотоков должны сыграть маршруты Европа - Западный Китай (северо-запад России - Поволжье - Казахстан - Западный Китай), Поволжье - порты северо-запада России, Урал - порты северо-запада России (Белкомур и Баренцкомур), Урал - Поволжье - порты Каспийского и Черного морей. При увеличении контейнерных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы через порты России должно быть предусмотрено их перераспределение с Транссибирской железнодорожной магистрали в обход Московского транспортного узла.

Еще одним методом преодоления напряженности на железнодорожном транспорте является увеличение скорости движения грузопотоков. Сегодня ускоренные контейнерные поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России за 11 дней, то есть со скоростью около 1 тыс. километров в сутки. Реализация проекта "Транссиб за 7 суток" обеспечит возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 суток в 2012 году. К 2015 году за 7 суток будет преодолеваться расстояние до г. Бреста. Это потребует организации скоростного режима движения через Московский транспортный узел.

Повышение скорости движения поездов за счет реконструкции инфраструктуры и обновления основных фондов требуется и на железнодорожных направлениях транспортного коридора Север - Юг.

Повышение пропускной способности так же может достигаться за счет сокращения задержек на границах, обусловленных соблюдением таможенных требований. Этого можно достичь, основываясь на следующих подходах:

стандартизация и упрощение грузовой декларации и подтверждающих документов;

ускоренные процедуры прохождения таможни для людей, не нарушавших в прошлом правил;

максимальное использование информационных технологий (например, внедрение программного обеспечения по предварительной передаче сведений в электронной форме о перевозимых грузах для последующей передачи в таможенные органы, включая таможенные органы стран Европейского союза);

согласованные меры вмешательства в случаях, относящихся к компетенции других пограничных учреждений;

партнерство с представителями торговли;

введение процедуры, предусматривающей предварительное представление документации.

Приоритетными направлениями развития транспортных коммуникаций внутри округа являются:

создание современных скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей;

комплексное развитие Московского транспортного узла и перенос грузовой работы за его пределы с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе логистической, в Московской области и сопредельных регионах;

повышение пропускной способности автомобильных дорог федерального и регионального значения;

комплексное развитие Московского авиационного узла с созданием на его базе хаба с системой скоростных автомобильных дорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города;

развитие аэропортов местного значения для осуществления внутрирегиональных авиаперевозок;

развитие аэропортов местного значения в качестве запасных аэропортов для Московского авиационного узла.

Оптимизация работы Московского транспортного узла требует более рационального распределения грузопотоков в Центральном федеральном округе - создание межрегиональных транспортных узлов (точек, являющихся центральными для организации логистики смежных областей округа).

Малый радиус зоны притяжения таких центров (около 150 километров) позволяет осуществлять доставку авиационных грузов между городами, что делает возможным использование их как основы для логистики при авиационных перевозках на базе российских и международных операторов грузовых авиаперевозок в среднесрочной (5 - 8 лет) перспективе. Способствовать такому сценарию развития могут 2 фактора - развитие малой авиации в Центральном федеральном округе с опорой на наличие высокоразвитой промышленной базы, позволяющей создать производство высокотехнологичных малых летательных аппаратов, и наличие в округе большого количества аэродромов.

Важным направлением совершенствования межрайонных связей для Центрального федерального округа является создание транспортно-логистической системы с целью приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.

Кроме того, транспортная отрасль Центрального федерального округа нуждается в модернизации основных фондов - обновлении подвижного состава, реконструкции автомобильных дорог федерального значения и электрификации железных дорог, а также в повышении конкурентоспособности и качества обслуживания населения и промышленности. Для развития основных фондов и их модернизации также предусматривается обновление существующего парка подвижного состава новыми современными транспортными средствами.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2008 год степень износа основных фондов коммерческих организаций транспорта (без субъектов малого предпринимательства) по Центральному федеральному округу составила 24,3 процента, что в целом меньше общероссийского значения (29,1 процента), однако в ряде регионов округа наблюдается серьезное превышение нормативного значения этого показателя. Так, в Курской области степень износа составила 69,8 процента, а в Брянской области - 42,9 процента. Наилучшая ситуация в г. Москве (17,4 процента) и Костромской области (21,4 процента). В 2008 году в округе введено 8,9 километра новых железных дорог и 15,5 километра вторых путей, а также 498,2 километра автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Многие крупные города округа (прежде всего региональные центры) нуждаются в развитии городского пассажирского транспорта (в целях обеспечения спроса населения на качественные транспортные услуги, высокий уровень надежности и безопасности пассажироперевозок, решение экологических и социально-экономических проблем), в том числе в развитии внеуличного транспорта (метрополитен, монорельсовые транспортные системы, трамваи на выделенных полосах движения и др.), что потребует создания правовых основ функционирования, развития и строительства метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта для выполнения государственных гарантий по обеспечению нормативов транспортной подвижности населения крупных городов. При этом создание условий и организация транспортного обслуживания населения всеми видами транспорта общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2010 г. густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в среднем по России составила 32 километра дорог на 1 тыс. кв. километров территории, в Центральном федеральном округе - 172 километра (1-е место среди всех федеральных округов). Этот показатель хуже, чем у сопредельных с округом Республики Белоруссия и Украины, и значительно хуже, чем в Республике Польша. Наилучшие показатели у Московской и Калужской областей, наихудший - у Костромской, что связано с ее площадью, системой расселения и транспортно-географическим положением.

В 2009 году удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования в среднем по России составил 91,9 процента (с усовершенствованным покрытием - 65,2 процента), в Центральном федеральном округе - 96 процентов (с усовершенствованным покрытием - 81,5 процента). Этот показатель лучше, чем аналогичный показатель в Республике Польша, сопоставим с таким показателем в Республике Белоруссия, но хуже, чем на Украине.

Основные принципы развития автомобильного транспорта Центрального федерального округа:

реконструкция и модернизация автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях поддержания автомобильных дорог в состоянии, соответствующем нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

расширение и модернизация автоматизированных систем оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения;

внедрение интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, системы связи и информатизации на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, в том числе системы метеорологического обеспечения для информирования участников движения и эксплуатирующих организаций о состоянии проезжей части дорог, а также систем телематического мониторинга и видеонаблюдения;

повышение безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Основными направлениями развития автомобильного транспорта в Центральном федеральном округе являются:

строительство скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;

строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области;

строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь", строительство автомобильной дороги на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - г. Ногинск с обходом г. Ногинска;

строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог М-1 "Беларусь" (Москва - граница с Республикой Белоруссия), М-2 "Крым" (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной), М-3 "Украина" (Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной), М-4 "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск), М-5 "Урал" (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск), М-6 "Каспий" (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань), М-7 "Волга" (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа), М-8 "Холмогоры" (Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск), М-9 "Балтия" (Москва - Волоколамск - граница с Латвийской республикой), А-141 (Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия);

проектирование новой автомобильной дороги общего пользования федерального значения Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург;

обустройство автомобильных дорог федерального значения необходимыми объектами транспортно-дорожной и сервисной инфраструктуры (мотели и кемпинги, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, охраняемые стоянки автомобилей, объекты информационного обеспечения).

Центральный федеральный округ занимает 1-е место в России по густоте железнодорожных путей общего пользования, являясь наиболее развитой частью страны по степени оснащенности железными дорогами.

Основными железными дорогами Центрального федерального округа являются:

Московская железная дорога. Обслуживает большую часть территории округа - Брянскую, Калужскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, и Тульскую области, Московский регион, а также отдельные участки на территории Владимирской области. Управление расположено в г. Москве;

Юго-Восточная железная дорога. Одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России, связывающая центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, восточной частью страны и Украиной. Обслуживает области Центрально-Черноземного района, а также частично Тульскую и Рязанскую области. Управление дороги находится в г. Воронеже;

Октябрьская железная дорога. Проходит по территориям Тверской, Ярославской областей и Московского региона;

Горьковская железная дорога. Проходит по территориям Владимирской и Рязанской областей;

Северная железная дорога. Проходит по территории Ивановской, Костромской, Ярославской и Владимирской областей. Управление дороги находится в г. Ярославле;

Куйбышевская железная дорога. Проходит по территориям Рязанской и Тамбовской областей.

Кроме того, на территории Центрального федерального округа находятся:

Большая Московская окружная железная дорога. Окружная железная дорога вокруг г. Москвы, проходящая по территориям Московской и Владимирской областей на расстоянии 30 - 120 километров от Московской кольцевой автомобильной дороги;

Московская окружная железная дорога. Предназначена для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми магистральными железнодорожными направлениями г. Москвы;

Железная дорога Черусти - Уршель (поселок Уршельский). Ведомственная железнодорожная линия в Московской и Владимирской областях протяженностью 20 километров;

Монзенская ведомственная железная дорога широкой колеи 1520 миллиметров. Проходит по территории Костромской области.

Густота железнодорожных путей общего пользования в 2008 году в среднем по России составила 50 километров путей на 10 тыс. кв. километров территории, в Центральном федеральном округе - 261 километр (1-е место среди всех федеральных округов), что сопоставимо с аналогичным показателем в Республике Белоруссия, но сильно уступает Украине и странам Европейского союза. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в 2008 году составила в округе 16973 километра.

Основными направлениями развития железнодорожного транспорта в Центральном федеральном округе являются:

организация и развитие высокоскоростного движения на линии Москва - Санкт-Петербург;

электрификация участка Ртищево - Кочетовка (Юго-Восточная железная дорога);

развитие Московского железнодорожного узла в соответствии с генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла, утвержденной постановлением правительства Москвы;

реконструкция Малого кольца Московской железной дороги;

строительство обхода Ярославского железнодорожного узла;

реконструкция мостов через р. Оку на участке Жилево - Ожерелье, через р. Дон на участках Лиски - Россошь и Лев Толстой - Елец;

строительство дополнительных главных путей на участках Ярославль - Нерехта, Крюково - Клин, Воскресенск - Рязань, Столбовая - Серпухов, Бекасово - Нара, Москва - Крюково и Мга - Сонково - Ярославль.

Для обеспечения растущего спроса на пассажирские перевозки в южные регионы России предполагается осуществить поэтапную модернизацию инфраструктуры основных направлений сети железных дорог России для организации регулярного обращения пассажирских поездов, состоящих из 22 - 24 вагонов.

На территории Центрального федерального округа действуют 11 международных аэропортов (16 процентов общего количества международных аэропортов в России), которые включают аэропорты федерального значения Внуково, Домодедово и Шереметьево, а также аэропорты Белгород, Брянск, Воронеж, Иваново, Курск, Остафьево, Ярославль и Раменское. Таким образом, округ имеет хорошее транспортно-географическое положение с точки зрения связи с дальним зарубежьем. Вокруг г. Москвы расположены 5 аэропортов, остальные достаточно равномерно распределены по территории округа.

Основными направлениями развития авиационного транспорта Центрального федерального округа являются:

строительство и реконструкция объектов в аэропортах Московского авиационного узла (Домодедово, Внуково, Шереметьево и Быково);

создание московского укрупненного центра организации воздушного движения.

Основным направлением развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта Центрального федерального округа является реконструкция судоходных гидротехнических сооружений канала им. Москвы, Москворецкой и Окской шлюзованных систем.

Прогнозируемое к 2010 - 2015 годам дальнейшее увеличение годового и меженного стока и сокращение периода ледостава практически для всех крупных рек России благоприятствует развитию речного судоходства и увеличению объема грузоперевозок по рекам и водоемам. Вместе с тем на большинстве судоходных рек России в последние годы вследствие изменения климата, влияющего на сток рек, наблюдаются существенные изменения в русловых процессах, осложняющих судоходство. К указанным годам тенденции изменения русловых процессов будут нарастать.

В сложившихся условиях для бесперебойного обеспечения судоходства на внутренних водных путях необходимо поддерживать гарантированные габариты судовых ходов путем проведения дноуглубительных работ.

Одной из важнейших проблем Центрального федерального округа является модернизация наиболее крупного в России Московского транспортного узла. Плотность железнодорожных путей в нем составляет 583 километра на 10 тыс. кв. километров территории.

По оценкам, в 2010 году грузооборот Московского транспортного узла в части железнодорожного транспорта составит 259 млн. тонн груза, из которых ввоз - 79 млн. тонн, вывоз - 21 млн. тонн, транзит - 159 млн. тонн. На 2020 год прогнозируется увеличение общего объема перевозок до 336 млн. тонн, из которых ввоз составит 97 млн. тонн, вывоз - 35 млн. тонн, транзит - 204 млн. тонн.

Протяженность автомобильных дорог Московского транспортного узла составляет 2,45 тыс. километров, объем перевезенных автотранспортом грузов - 40,4 млн. тонн.

Системным документом, определяющим направления развития транспортной инфраструктуры, позволяющим в том числе обеспечить развитие Московского транспортного узла, является Транспортная стратегияРоссийской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.

Реализация направлений развития транспортной инфраструктуры Московского транспортного узла, установленных указанной Транспортной стратегией, совпадает с основными принципами развития автомобильного транспорта Центрального федерального округа.

Основными механизмами развития транспортной системы Центрального федерального округа являются:

совершенствование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы;

создание эффективной системы управления реализацией настоящей Стратегии;

опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий;

обеспечение отрасли трудовыми ресурсами;

финансирование проектов в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, а также федеральной целевой программы"Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";

совершенствование и использование механизмов государственно-частного партнерства.