4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
Воронежская область расположена на юге Центрального федерального округа. Наиболее крупный субъект Российской Федерации по территории, численности населения и экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа.
Территория области составляет 52,2 тыс. кв. километров, численность населения - 2335,2 млн. человек, административный центр - г. Воронеж с населением 928,5 тыс. жителей.
Водоснабжение осуществляется только из подземных источников. На территории области имеются значительные запасы минеральных вод.
Минерально-сырьевые ресурсы области представлены главным образом нерудными полезными ископаемыми (граниты, глины, пески, цементное сырье, мел).
В 1990 - 2009 годах численность населения уменьшилась на 8,5 процента. В 2010 - 2020 годах в Воронежской области ожидается сокращение численности населения до 2143 млн. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 63,7 тыс. человек.
Воронежская область обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области - черноземные почвы. Площадь посевов составляет 81,8 процента уровня 1990 года.
В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 12,4 процента, промышленность - 23,1 процента, строительство - 6,3 процента, транспорт - 12,5 процента, рыночные услуги - 29,4 процента, нерыночные услуги - 16,2 процента.
Крупным транспортным узлом является г. Борисоглебск.
Автомагистраль "Дон" является одной из наиболее загруженных из всех федеральных трасс России.
Юго-Восточная железная дорога является одной из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и восточной частью страны.
На территории Воронежской области судоходные внутренние водные пути составляют 573 километра и обеспечивают судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.
Действует аэропорт Воронеж, имеющий статус международного, география полетов включает гг. Москву, Санкт-Петербург, Липецк, Ульяновск, Элисту и Минеральные Воды. Из всех городов Центрального Черноземья г. Воронеж имеет наибольшие перспективы развития.
Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Воронежской области являются:
развитие железнодорожного сообщения;
расширение транзитных потоков грузов;
создание и развитие транспортно-логистических зон и парков.
Для организации скоростного движения на направлении Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск) и ввода в эксплуатацию пассажирских 2-этажных вагонов потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160 - 200 километров в час, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка).
Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Воронежской области, обеспечивающей поступление более одной третьей налоговых платежей в консолидированный бюджет. Преобладает продукция предприятий обрабатывающих производств.
Промышленность области специализируется на производстве гражданских самолетов, ракетных двигателей, кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования, сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, синтетического каучука и шин, электрооборудования и электронной техники, металлических мостовых конструкций, огнеупорных изделий, сахара-песка, маслобойно-жировой и мясной продукции.
На базе разведанного минерального сырья в Воронежской области функционируют крупные предприятия строительной индустрии, идет освоение минеральных подземных вод.
Главным источником генерации электрической энергии области является Нововоронежская атомная станция с суммарной мощностью действующих блоков 1834 МВт (3 блок - 417 МВт, 4 блок - 417 МВт, 5 блок - 1000 МВт).
Региональные пользователи потребляют 70,7 процента объема выработанной электроэнергии. Для обеспечения развития промышленности области и повышения энергообеспеченности Центрального федерального округа в целом ведется строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции общей мощностью 2300 МВт.
Техническое состояние электрических сетей сетевых организаций Воронежской области является сдерживающим фактором экономического развития отдельных городов и районов области. Изношенность основных производственных фондов сетевых организаций Воронежской области на сегодняшний день составляет более 63,5 процента.
Интеллектуальный и кадровый потенциал Воронежской области формируется за счет использования преимуществ системы высшего образования Воронежской области. К ним относятся фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности, наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов, накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования, а также наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг. При Воронежском государственном университете действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности, имеется значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе составляет 4,3 процента и 10 процентов без учета г. Москвы). По доле студентов область устойчиво занимает 3-ю позицию в округе после Московского региона.
Область располагает развитой социальной сферой, требующей постоянного совершенствования.
Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области, являются:
относительно низкий уровень развития экономики региона;
дисбаланс развития рынка труда;
демографические и социальные проблемы;
ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов;
снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов Российской Федерации.
Развитие экономики региона связано с обновлением традиционных индустриальных производств, использующих технологии 2-й половины XX века, модернизацией основных фондов, ростом доли инновационной продукции, использованием научно-технического и интеллектуального потенциала.
Для предприятий отрасли сельского хозяйства Воронежской области предполагается:
увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
развитие рыночной инфраструктуры, открывающей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
преодоление дефицита квалифицированных кадров.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано прежде всего с использованием плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства и модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции.
Основными проблемами экономики и социальной сферы являются:
старение населения;
инерционность системы расселения;
монопрофильный характер экономики большинства городских поселений;
неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическая ситуация в сельских поселениях области;
отсутствие ключевых звеньев развития региона, в частности:
крупных городских агломераций, включенных в рынок туристско-рекреационных услуг;
зон инновационного развития;
макрорегиональных транспортных узлов;
пограничной инфраструктуры.
Государственная граница Российской Федерации с Украиной пока не обеспечивает быстрого роста экономики и стимулирует развитие территорий Воронежской области лишь в локальных масштабах приграничных районов.
Основными направлениями развития экономики являются:
создание индустриальных парков "Нововоронежский" и "Бобровский" и развитие индустриального парка "Масловский";
создание зоны опережающего развития "Семилукско-Хохольская";
формирование и развитие промышленных кластеров (нефтегазохимическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектронная промышленность, химическое производство);
развитие агропромышленного комплекса региона, в том числе создание промышленных комплексов по производству мяса, возрождение молочной отрасли, развитие системы хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции (строительство новых элеваторов, логистических центров, производств замороженной продукции), модернизация мелиоративных систем и расширение мелиорированных земель;
создание транспортно-логистических зон "Воронеж" и "Чертовицкое" и развитие транспортной инфраструктуры (реконструкция железнодорожного вокзала "Воронеж-1" и создание транспортно-пересадочного узла);
развитие таможенно-логистической инфраструктуры;
создание опорных туристско-рекреационных комплексов (на территории Бобровского муниципального района, на базе природного, архитектурно-археологического музея-заповедника "Дивногорье", на базе архитектурно-паркового дворцового ансамбля "Комплекс Ольденбургских", историко-культурный комплекс "Воронежская верфь").
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии