9. Легкая промышленность
Центральный федеральный округ является лидером в производстве продукции легкой промышленности. Здесь сосредоточено две третьих производственных мощностей по выпуску текстиля, расположено 55 крупнейших предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли в масштабах страны. В округе производится около 90 процентов общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей, 86 процентов льняных тканей, 73 процента шерстяных тканей, 60 процентов шелковых тканей и свыше 75 процентов нетканых материалов.
Крупнейшими центрами легкой промышленности округа являются Ивановская, Костромская и Ярославская области.
Основными системными проблемами развития легкой промышленности являются:
техническая и технологическая отсталость от зарубежных стран, выражающаяся в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;
низкий уровень инновационной и инвестиционной активности, низкая доля инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынках;
высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;
социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем стадиям технологической переработки.
Существенной проблемой легкой промышленности является конкуренция с контрабандной и контрафактной продукцией, которая приводит к экономически необоснованному снижению цены на свою продукцию, сокращению размера получаемой прибыли и, как следствие, снижению потенциала развития. Для консолидации усилий по защите рынка от незаконного оборота товаров легкой промышленности необходимо создать региональные комиссии в субъектах Российской Федерации, аналогичные Межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности.
Доминирование импортной продукции на внутреннем рынке при отсутствии государственной поддержки способно привести к деградации легкой промышленности, технологическому отставанию от мирового уровня, потере научного и кадрового потенциала, снижению объемов инноваций.
Основными направлениями решения проблем отрасли и превращения легкой промышленности в существенный фактор развития Центрального федерального округа являются:
техническое перевооружение и модернизация производства, внедрение наиболее эффективных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости от зарубежных стран;
обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения и повышения культуры производства;
развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и развитие наукоемких производств;
развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, инженерных и управленческих кадров.
Государственная поддержка отрасли будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Будут использованы механизмы государственно-частного партнерства. Позитивным фактором и особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства.
Процессы модернизации легкой промышленности упрощаются ввиду высокой мобильности производства и технологических возможностей предприятий, позволяющих при конъюнктурных изменениях рынка осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска.
В Ивановской, Костромской и Ярославской областях предусмотрена реализация пилотных проектов по модернизации текстильного и льняного производства. Такие проекты формируют ориентиры для развития легкой промышленности Центрального федерального округа.
В Ярославской области предусмотрена модернизация и развитие комплекса переработки льна и производства технического текстиля, не имеющего аналогов в стране. Проект включает процесс создания добавленной стоимости от выращивания льна до готовой товарной продукции (производство бытовых тканей и швейных изделий). Реализация проекта приведет к развитию смежных отраслей области (нефтеперерабатывающей и химической промышленности, агропромышленного комплекса), предусматривается создание надежной сырьевой базы для предприятий первичной обработки и выпуска текстиля области.
Смоленская область традиционно специализируется на производстве трикотажных, чулочно-носочных изделий, занимающих до 5 процентов общероссийского производства. Реализуется проект по производству основы для текстильного флока, аналогов которому в России не существует, планируется к реализации инвестиционный проект внедрения высокоэффективной технологии переработки льняного волокна.
Создание текстильно-промышленного кластера в Ивановской области ориентировано на выпуск текстильных товаров, в том числе на основе продуктов нефтепереработки. В этом кластере будут широко применяться механизмы интеграции и межотраслевой и межтерриториальной кооперации с предприятиями Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Предусмотрено создание и развитие предприятий по выпуску конкурентоспособного ассортимента продукции бытового и медицинского назначения, домашнего и технического текстиля с широким диапазоном использования химических волокон и нитей, льняного сырья. Также будет продолжена работа по созданию производственного технопарка в сфере текстильного и швейного производства.
В Костромской области предусмотрена модернизация льносеющих и перерабатывающих предприятий. Проект охватывает мероприятия по выращиванию льна, модернизации льнозаводов, созданию современного автоматизированного производства по выпуску высококачественной хлопчатобумажной и смесовой пряжи.
В Тверской области, располагающей самыми большими в Центральном федеральном округе площадями посевов льна, наряду с модернизацией льнозаводов предполагается создание кластера замкнутого цикла - от выращивания льна до выпуска конечной продукции (создание предприятий по углубленной переработке короткого льноволокна, выпуску экологически чистого природного строительного утеплителя и высококачественного нетканого полотна).
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии