logo
Справочник готовый

Раздел XIII. Финансовое обеспечение программы

Аграрная политика государства определена принятым в конце 2006 года Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». В числе основных направлений государственной поддержки отрасли законом определены кредитование, развитие системы страхования рисков, поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства. Механизмы государственной поддержки, направленные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК», предусмотренных на 2006-2007 годы, будут применяться и в разработанной Минсельхозом России Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и разработанной специалистами управления сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области совместно с учеными областной целевой программы «Развитие АПК Рязанской области на 2006-2008 годы» (приложение к закону Рязанской области № 63-03 от 9.06.06 г.), а также настоящей Программы позволят решить задачи существенного увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции по всем категориям сельхозтоваропроизводителей.

Для достижения поставленных целей принимаются меры, направленные на совершенствование земельных отношений, социальное развитие села, сохранение и повышение плодородия почв, формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, обновление и модернизацию основных фондов сельскохозяйственных предприятий, повышение эффективности и рентабельности сельскохозяйственного производства, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК, формирование и развитие агропромышленного рынка, что приведет к росту инвестиционной привлекательности отрасли и будет способствовать увеличению деловой активности, появлению новых рабочих мест, повышению уровня занятости сельского населения, росту заработной платы и объемов производства.

Исходя из этих ориентиров, формируется система мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, которая позитивно отражается и на привлечении инвестиций в отрасль. Поэтому на текущий момент главная задача - обеспечить финансовую устойчивость деятельности предприятиям и организациям в сфере АПК.

Государственная поддержка инвестиций на развитие материально-технической базы АПК осуществляется за счет предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам российских банков в размере ставки рефинансирования на дату заключения кредитного договора на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов (2/3 процентной ставки за счет федерального бюджета и 1/3 за счет регионального бюджета).

Для стабильного функционирования и прогрессивного развития агропромышленных предприятий в условиях рыночных отношений необходимо не только целесообразное и оправданное привлечение заемного капитала, но и поддержание оптимальных соотношений между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

Кроме привлечения бюджетных средств, кредитов, средств инвесторов, в период реализации Программы будет решаться вопрос об эффективном управлении капиталом в агропромышленной сфере. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности будет совершенствоваться в связи с исполнением Федерального закона № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, вследствие чего прогнозируется улучшение финансового состояния предприятий АПК.

При определении направлений развития агропромышленного комплекса на 2008-2012 годы и планируемых объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров учитывались:

состояние материально-технической базы агропромышленного комплекса, особенно в сельском хозяйстве и возможности ее скорейшего восстановления;

прогнозируемая численность населения области и, в частности, в сельской местности;

структурные изменения в агропромышленном комплексе;

экономические условия хозяйствования, уровень бюджетной поддержки, кредитная и ценовая политика.

Оценка совокупной потребности в денежных средствах для обновления производственно-технической базы современными средствами производства, исходя из нормативов обеспеченности основными видами сельскохозяйственной техники и оборудования, только в сельском хозяйстве составила в 2008 году 3867,5 млн. рублей, в среднем за период 2008-2012 годы ежегодная потребность около 5000,0 млн. рублей, что значительно превышает собственные финансовые возможности сельхозпроизводителей.

Главным источником инвестиций в развитие агропромышленного комплекса области в 2008-2012 годах остаются собственные средства предприятий – 77,8% (в том числе кредиты банков). Средства бюджетов всех уровней прогнозируются в размере 22,2 % от общего объема инвестиций, в том числе 15,2 % из областного бюджета и 7,0% из федерального.

Прогнозируется привлечение банковских кредитов – 38,3 % от общего объема инвестиций. Причем, приоритетное направление должно иметь среднесрочное и долгосрочное инвестиционное кредитование с погашением из бюджета 100 % ставки рефинансирования Банка России действующей на день заключения кредитного договора. Планируется дальнейшее развитие лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов, а также племенного скота. Государственная поддержка в виде лизинга и субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам должна обеспечивать доступность всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, порядок получения кредитов и лизинга должен быть упрощен.

Субсидии из бюджета Российской Федерации будут предоставляться в порядках и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Таблица 48- Финансовое обеспечение программы «Развитие агропромышленного комплекса