logo
РПС лекции

Лекция 12. Особенности развития и размещения основных видов транспортного комплекса

В современный транспортный комплекс входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт общего пользования и необщего пользования - промышленный транспорт. Транспортный комплекс относится к сфере материального производства, так как его функцией является перевозка промышленной и сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю. Поэтому транспортный процесс представляет собой обязательное продолжение любого производственного процесса в промышленности и сельском хозяйстве, но уже в сфере обращения. Пассажирский транспорт общего пользования непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении как для производственных, так и для личных целей.

Транспортный комплекс способствует развитию территориального разделения труда, углублению специализации экономических районов и усилению связей между ними. Транспортная система любой страны тесно связана с территориальной структурой народного хозяйства. Он содействует повышению производительности общественного труда и в целом эффективности всего народного хозяйства.

Транспорт является крупнейшим потребителем топлива, электроэнергии, смазочных масел, металла, резины и других материалов. В транспортном комплексе России трудится 4,4 млн. человек, или 6,6% среднегодовой численности занятых в экономике России.

Устойчивое функционирование транспортных коммуникаций служит важным стабилизирующим фактором сохранения территориальной целостности и единства Российской Федерации и других стран Содружества. Благодаря транспортным артериям обеспечивается экономическая независимость и обороноспособность России, осуществляется свободное перемещение граждан и товарной продукции через многочисленные административные границы.

Размещение транспорта существенным образом отличается от размещения промышленности и сельского хозяйства. Если для промышленных предприятий характерно точечное или дискретное размещение, а сельского хозяйства - ареалами, то транспорт размещается линейно. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием различных естественных или искусственных путей сообщения.

Работа транспорта, его роль и значение в экономике страны оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота, то есть количеством перевезенных грузов и пассажиров, умноженным на дальность перевозок. В 1990г. грузооборот всех видов транспорта общего пользования составлял 5891 млрд. т-км, а пассажирооборот - 791 млрд. пассажиро-километров, в 2005г. соответственно 4491 млрд. т-км и 427 млрд. пассажиро-километров.

Использование различных видов транспорта зависит от природных и экономических факторов: климатических особенностей, себестоимости перевозок, грузоподъемности транспортных средств, скорости доставки и т.д. Во многих регионах России рационально сочетать транспорт нескольких видов, т.е. осуществлять смешанные перевозки на железнодорожном и водном, водном и автомобильном и др.