logo
РПС лекции

Лекция 2. Европейский Север и Северо-Западная Россия

Северо-Западная Россия и Европейский Север занимают площадь в 1678 тыс. км2, с населением 13,63 млн. чел., что соответствует 9,8% территории и 9,5% численности населения страны. По объему промышленной продукции зона уступает Центру, Уралу и Поволжью. Северо-Запад и Север имеют много общих черт в экономико-геогра­фическом положении, истории развития народного хозяйства и т.д. До декабря 1982г. они входили в состав единого Северо-Западного экономического района. Они омываются Балтийским, Баренцевым и Белым морями, занимают выгодное приморское, а также по­граничное положение, так как граничат с высокоразвитыми капита­листическими странами - Норвегией и Финляндией. Транспортные функции Санкт-Петербургского порта в зимнее время выполняют не­замерзающие Калининградский и Мурманский порты. Однако, как отмечалось выше, экономико-географическое положение России на Балтике после распада СССР в 1991г. значительно ухудшилось.

Россия лишилась морских портов в Таллине, Риге, Клайпеде и дру­гих, в том числе нефтяного терминала в Вентспилсе. Калининградс­кая область, относившаяся ранее к Прибалтийскому экономическому району и предоставляющая своеобразный анклав или изолирован­ную часть России, в настоящее время может рассматриваться в со­ставе Северо-Западного района. Связи страны с Калининградской областью осуществляются по железным дорогам, проходящим по тер­ритории Беларуси и Литвы. Кроме того, Россия имеет теперь новую государственную границу с Эстонией, Латвией и Литвой.

Территория Ленинградской, Новгородской и Псковской областей из­давна принадлежала "Великому Новгороду", остальные земли также вошли рано в состав Русского государства. Через устье Невы прохо­дил торговый путь между Западом и Востоком ("из варяг в греки").

Важной особенностью Севера в эпоху феодализма является отсут­ствие помещичьего землевладения; крестьяне здесь занимались раз­личными промыслами, рыболовством, зверобойным промыслом, тор­говлей. Петр I возвратил Финское побережье, захваченное шведами в XVII в., в устье Невы построил Санкт-Петербург, который в 1712г. стал столицей Российской империи.

Развитие Санкт-Петербурга при капитализме шло быстрыми темпа­ми и в конце XIX в. он вышел на первое место в стране по металло­обработке, судостроению, электротехнике и химии. В нем находи­лись такие крупные промышленные предприятия, как Балтийский, Ад­миралтейский, Обуховский, Семянниковский и Охтинский заводы. Кон­центрация промышленного производства была очень высокой: на за­водах с числом рабочих свыше 500 человек сосредоточивалось до 70% всех рабочих города. В Санкт-Петербурге сложились квалифи­цированные кадры рабочих и инженеров.

Санкт-Петербург стал также крупным транспортным узлом. Через его порт проходило в среднем 8% экспорта (в основном "русские" товары - хлеб, лес, лен, масло и др.) и 15% импорта России (маши­ны, каучук, английский уголь и др.).

Однако хозяйство района развивалось неравномерно. Под давле­нием столицы слабо развивались старейшие города Новгород, Псков, Архангельск, Вологда, Великий Устюг. Вся восточная часть остава­лась глухой окраиной, где крупной машинной индустрии не суще­ствовало. Это была фактически "подстоличная Сибирь".

В южной части района (Вологодская, Псковская и Новгородская гу­бернии) стали развиваться товарное льноводство, молочное живот­новодство. Для экспорта в районе велись лесоразработки.

После революции 1917г. Ленинград вместе с Москвой стал базой индустриализации страны, обеспечивая себя и новостройки маши­нами. Старые предприятия в городе были реконструированы, новые выпускали современные машины, оборудование и приборы. Были по­строены тепловые электростанции, ГЭС на Волхове, Свири, Ниве, Туломе, стали разрабатываться угольные и нефтяные ресурсы, торф, сланцы, апатиты и др. Быстрыми темпами развиваются периферий­ные районы Архангельской, Мурманской и Вологодской областей: выросли новые промышленные центры - Котлас, Воркута, Черепо­вец, Сегежа, Кировск, Бокситогорск и др.

В европейской части России Север и Северо-Запад выделяются вы­сокой степенью урбанизации (доля городского населения самая высокая в стране - 82,1%), невысокой плотностью населения и значи­тельной интенсивностью миграционных процессов. К настоящему времени еще сохраняются большие различия в размещении населе­ния, характере демографических процессов и т. д.

Подавляющая часть населения зоны проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 6,22 млн. чел., или 45,7% всего населе­ния. Средняя плотность населения составляет 8 человек на 1 км2, т. е. соответствует данному показателю в целом по стране. Самая высокая плотность населения в Ленинградской области (вместе с Санкт-Петербургом) - 72 чел. на 1 км2, Калининградской - 62, Псковской - 13, Новгородской - 12 чел. на 1 км2. В северной части зоны плотность населения значительно ниже (ни в одной из областей и республик не превышает 5 человек на 1 км2.), а в заполярных рай­онах - менее одного человека на 1 км2. Динамика численности населения Севера и Северо-Запада зависит от показателей естественного прироста, механического движения, последствий Великой Отечественной войны. В северных областях зоны естественный прирост населения в 60-80-е гг. был выше средне­го показателя по СССР, а в южных областях ниже, что объясняется половозрастными особенностями населения. В конце 80-х и в нача­ле 90-х гг. естественный прирост в зоне резко снизился, а в Санкт-Петербурге, Псковской, Новгородской и других областях района он стал отрицательным.

Численность населения зоны росла за счет миграции из централь­ных областей России. Особенно увеличилось население Мурманс­кой, Архангельской и Калининградской областей, Карелии и Коми, где осваивались природные ресурсы (нефтяные, газовые, угольные, рудные, лесные, рыбные и др.). В последние годы субъекты европейского Севера, особенно Мурманская область и Коми, интенсивно теряют население.

Северо-Запад и Север располагают большими высококвалифици­рованными трудовыми ресурсами, которые заняты в машинострои­тельном комплексе - 1/4, лесном хозяйстве -1/4, а также в металлур­гии, химии. Значительная часть их трудится в добывающей промыш­ленности (угольной, нефтяной, газовой и др.), рыболовстве и т.д. В этих отраслях, где преобладает тяжелый физический труд, заняты в основном мужчины в зрелом возрасте.

В настоящее время на долю зоны приходится 60% выпуска турбин и генераторов, 25% полиграфического оборудования, 12% кузнечно-прессовых машин; ей принадлежит высокий удельный вес в производстве судов, станков, пиломатериа­лов, целлюлозы, бумаги, минеральных удобрений, апатитовых концен­тратов, цветных и черных металлов, а также различных видов топли­ва, продукции пищевой и легкой промышленности России. В сельс­ком хозяйстве она специализируется на льноводстве и молочном животноводстве.

Северо-Запад и Север занимают второе место в стране по доле научных работников в структуре занятости населения. Так, в Санкт-Петербурге сосредоточено 15% научных кадров России: здесь фун­кционирует свыше 360 научных учреждений, в том числе более 30 институтов Академии наук и свыше 100 отраслевых институтов. Ученые этого города занимаются проблемами ядерной физики, энергетики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики.

Древние города Северо-Запада и Севера (Великий Новгород, Псков, Вели­кие Луки, Старая Русса, Калининград, Великий Устюг и др.), имею­щие ценнейшие историко-архитектурные памятники, а также архитектурно-исторические ансамбли Санкт-Петербурга и его пригородов, памятники культуры (Пушкинские горы, Кижи, Соловецкие ост­рова и др.) привлекают большое число туристов из России, стран Европы, США и др.

Специалисты Министерства экономического развития рассчитали уровень социально-экономического развития регионов России по 12 показателям, в том числе уровень экономического развития, положение с безработицей, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень жизни населения и др. Данные анализа показывают, что в Северо-Западном и Северном районах с уровнем социально-экономического развития за 2000-2005гг. выше среднего относятся город Санкт-Петербург, Вологодская, Калининградская, Мурманская и Новгородская области. В регионы со средним уровнем социально-экономического развития входят Республики Карелия и Коми, Ленинградская область и Ненецкий автономный округ. Среди регионов с уровнем развития ниже среднего находятся Архангельская и Псковская области.

В 1999-2005гг. высокую инвестиционную привлекательность имели город Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская и Новгородская области, Республики Карелия и Коми, низкий уровень – Калининградская, Мурманская и Псковская области.

2.1. Северо-Западный экономический район

В состав Северо-Западного района входят Ленинградская, Новго­родская и Псковская области, город Санкт-Петербург, а также Кали­нинградская область, расположенная отдельно на западе. Он зани­мает площадь в 212 тыс. км2, т. е. это один из самых небольших регионов страны.

Северо-Запад принадлежит к наиболее развитым индустриальным районам России. Основными отраслями специализации являются про­изводство сложного и точного машиностроения, приборостроение и электроника, морское судостроение, химико-лесной комплекс, лег­кая промышленность. Комплексное развитие Северо-Запада обус­ловлено, во-первых, историческими предпосылками Санкт-Петербур­га, который в начале XVIII в. стал столицей России, ее крупнейшим морским портом; во-вторых, благодаря экономически выгодному транспортно-географическому положению (выходу к Балтийскому морю и др.); в-третьих, нали­чием высококвалифицированных рабочих кадров и мощного научно-технического потенциала.

Северо-Запад занимает территорию между Финским заливом и Чуд­ским озером на западе, Ладожским и Онежским озерами на севере и отрогами Валдайской возвышенности на юго-востоке. Район зани­мает удобное транспортно-географическое положение: приморское по­ложение связано с выходом на побережье Финского залива, превра­тившее Санкт-Петербург в крупный экспортно-импортный узел Рос­сии и формированию в нем высококвалифицированного трудоемкого машиностроения, химической и легкой промышленности; пригранич­ное положение (на Карельском перешейке он граничит с Финлянди­ей, на западе с Эстонией и Латвией, на юго-западе - с Беларусью); соседское положение определяется его соседством с Центральным и Северным экономическими районами. Кроме того, Калининградская область граничит Польшей, недавно вошедшей в НАТО.

Рельеф района представляет собой всхолмленную низменную рав­нину, на которой заметна деятельность ледника. Пониженные формы рельефа заняты многочисленными озерами.

Наиболее значительными природными ресурсами Северо-Запада яв­ляются сланцы (Гдовское и Ленинградское месторождения с запаса­ми в 5 млрд. т), фосфориты (Кингисеппское месторождение), бокси­ты (Тихвинское месторождение), торф и строительные материалы (гранит, известняки, глины, стекольные пески). В Калининградской области открыты месторождения нефти (на шельфе), поваренной соли и янтаря. Запасы гидроресурсов заключены в реках Волхов, Свирь, Вуокса.

Климат района характеризуется сильной переувлажненностью, ве­гетационный период составляет 160 дней, что ограничивает число сельскохозяйственных культур.

Северо-Запад находится в зоне смешанных лесов, занимающих 45% его территории. Запасы древесины в районе невелики (1,8 млрд. м3). Почвы пре­обладают подзолистые и болотные.

Численность населения района на 1 января 2006г. составляет 8,55 млн. чел.

Население в районе размещено неравномерно: 3/4 всех жителей приходится на Ленинградскую область и город Санкт-Петербург. Плотность населения составляет 40 чел. на 1 км2. Доля городского населения - самая высокая в России и достигает 85,9%. Крупнейший город - Санкт-Петербург, насчитывающий 4581 тыс. чел., старинные русские города Великий Новгород (217,7 тыс.) и Псков (197,1 тыс. чел.) стали расти лишь после войны, Великие Луки ( 102,4 тыс.чел.). На территории района сформировалась крупная Ленинградская агломе­рация, в которую входит 50 городов и поселков городского типа. На­селение г. Калининграда (в прошлом г. Кёнигсберг, основан в 1255г.) превышает 423,7 тыс. чел.

В отраслевой и территориальной структуре промышленности Северо-Запада ведущее место занимает машиностроительный комплекс, удельный вес которого в продукции всей промышленности со­ставляет 20,1% (2004г.). Машиностроительный комплекс отли­чают небольшая металлоемкость, мелкосерийность производства многих видов продукции, широкие кооперационные связи, высокий уровень концентрации. Он опирается на большой отряд высококва­лифицированных кадров, мощную научно-исследовательскую базу, ог­ромные производственные фонды. На долю района приходится боль­шая часть общероссийского производства уникальных турбин, гене­раторов, крупных электромашин и реакторов для АЭС (заводы "Элек­тросила имени С.М. Кирова," "Металлический," "Невский энергомашиностроительный", "Ижорский") Важнейшей отраслью специализации комплекса является судостроение, которое выпускает ледоколы-ато­моходы, танкеры, сухогрузы, пакетовозы, рыболовные, научно-исследовательские и пассажирские суда, (ОАО "Балтийский завод", ФГУП "Адмиралтейские верфи", ОАО " Северная верфь" и др.).

Радио- и электротехническая, оптико-механическая, приборостро­ительная, электронная и станкостроительная промышленность Северо-Запада дают значительную часть телевизионной аппаратуры, ки­нескопов, фотоаппаратов, оптики, полупроводников, металлообраба­тывающих станков (заводы "Светлана", "Красная заря", ОАО "ЛОМО"). Пред­приятия района производят мощные тракторы (ОАО "Кировский завод"), вагоны для метрополитенов, полиграфическое оборудование.

В территориальном отношении машиностроительный комплекс сфор­мировался в Санкт-Петербурге, а в послевоенные годы новые маши­ностроительные заводы построены в Великом Новгороде, Пскове и Великих Луках и в них также размещены филиалы петербургских предприя­тий. Машиностроение Калининграда специализируется на судостро­ении, вагоностроении и электротехнической промышленности, осуществляет сборку автомобилей.

Химико-лесной комплекс занимает важное место в отраслевой структуре Северо-Запада (удельный вес в продукции всей индустрии 16,2%) и состоит из 20 подотраслей, из них 2/3 имеют специализи­рующее значение. Для его развития в районе имеются благоприят­ные предпосылки: наличие сырьевой базы, крупных водных ресур­сов, исторические условия, многочисленные научно-исследователь­ские институты, опытные заводы и квалифицированные кадры. В рай­оне получили развитие производство пластмасс, смол и химических волокон (Охтинский химкомбинат в Санкт-Петербурге), резинотехни­ческих изделий, лаков, красок, кислот и щелочей, химических реак­тивов и фармацевтических препаратов (заводы "Красный треуголь­ник", "Красный химик", нефтеперерабатывающий в г. Кириши). Хи­мия минеральных удобрений представлена Невским химкомбинатом, работающем на хибинских апатитах, Волховским (на отходах алюми­ниевого завода) и Кингисеппским фосфатным заводом, а также Нов­городским азотнотуковым ПО "Азот", использующим природный газ Севера. К основной химии относится содовая промышленность, со­зданная в Волхове и Пикалево. Район дает 8,0% удобрений страны (1,3 млн. т).

Целлюлозно-бумажная промышленность сосредоточена главным об­разом в Ленинградской и Калининградской областях (ОАО "Светогорск", Со­ветский, ООО "Неманский ЦБК", ОАО " Выборгская целлюлоза" и др.). В регионе производится 13,8% бумаги России. В деревообра­батывающей промышленности выделяются лесопильная, фанерная, мебельная и спичечная. Потребности в сырье покрываются за счет местных лесозаготовок, а также ввоза древесины с Севера.

Легкая промышленность представлена тремя группами отраслей: текстильной, швейной, кожевенно-обувной и меховой. В ее состав входит 15 самостоятельных отраслей, объединяющих свыше 600 пред­приятий. Текстильная и кожевенно-обувная промышленность Северо-Запада, возникшие еще в XIX в., по производству текстильных тканей и обуви уступают лишь Центру. Район производит хлопчато­бумажные, льняные и шерстяные ткани (Санкт-Петербург, Псков), три­котажные, чулочно-носочные и кожгалантерейные изделия, тюль, нитки.

Заводы алюминиевой промышленности размещаются в Волхове, Бокситогорске (ОАО "Бокситогорский глинозем"), Пикалево ( ОАО "Пикалевское ПГО глинозем"). Они работают на местных бокситах и нефелинах Кольского п-ова. Из отходов глиноземного производства на предприятиях получают соду, поташ и цемент.

На Северо-Западе развиты стекольная (Ломоносов, Чудово) и фарфоро-фаянсовая промышленность. ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод", основанный в 1744г. в Санкт-Петербурге, выпускает свыше 200 наименований продукции.Доля рынка ЛФЗ в России составляет 20%, на экспорт идет 15%, на внутреннем рынке реализуется 85% продукции. Добыча янтаря, из которого изго­товляют украшения, ведется в Калининградской области.

К обслуживающим отраслям народнохозяйственного комплекса от­носятся электроэнергетика, торфяная, сланцевая и металлургическая промышленность. Энергетическую базу составляют крупная АЭС около Санкт-Петербурга (в г. Сосновый Бор), Киришская ГРЭС, Волхов­ская, Свирьские и ГЭС на Вуоксе, а также тепловые станции в Санкт-Петербурге. В районе ведется небольшая добыча торфа и сланцев. Высококачественный прокат производится на передельных заводах Санкт-Петербурге (ЗАО "Петросталь"). Большая часть проката ввозится с Че­реповецкого металлургического комбината, предприятий Урала и других районов.

Агропромышленный комплекс Северо-Запада включает молочное и молочно-мясное животноводство, концентрирующиеся в Ленинг­радской области, и мощную пищевую промышленность. Молочный скот разводят во всех областях района. В пригород­ных зонах развивается свиноводство и птицеводство. Северо-Запад специализируется на льноводстве (особенно Псковская область), кар­тофеле- и овощеводстве. В структуре посевных площадей высокий удельный вес занимают кормовые культуры, что обусловлено необ­ходимостью создания прочной кормовой базы для интенсивного жи­вотноводства. Небольшие посевы заняты зерновыми культурами (ози­мая рожь, ячмень, овес и пшеница). Район не обеспечивает свои по­требности в зерне, овощах, плодах и другой сельскохозяйственной продукции. Важной проблемой Северо-Запада является мелиорация земель.

В регионе развиты мясомолочная, маслодельная, рыбная и кон­дитерская промышленность, тесно связанные с сельскохозяйствен­ным производством. Калининградские рыбаки ведут лов рыбы в Бал­тийском море и в Атлантическом океане.

Северо-Запад располагает всеми видами транспорта. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. От Санкт-Петербурга, являющегося вторым в России после Москвы железно­дорожным узлом, отходит 12 магистралей на Москву, Урал, Север, Украину, Беларусь, страны Балтии и в Финляндию. По ним перево­зятся важные народнохозяйственные грузы (лес, металл, топливо, машины, оборудование) и пассажиры. Речное судоходство осуществляется по Волго-Балтийскому водному пути, Беломорско-Балтийскому и Сайменскому каналам ( от системы озер Сайма в Финляндии до Финского залива), по Ладожскому и Онежскому озерам, рекам Нева, Свирь и др. В грузообороте морского транс­порта выделяются Санкт-Петербург, на долю которого приходится значительная часть экспортно-импортных операций России с други­ми странами, а также Калининградский и Выборгский порты. Морской транспорт получил новое развитие в связи с вводом в эксплуатацию крупного нефтяного терминала в Приморске мощностью до 40 млн. т, куда подходит Балтийская трубопроводная система и угольного терминала в Усть-Луге мощностью свыше 10 млн. т и др. Это позволит российским компаниям выйти на рынок Европы, минуя порты Балтии и Финляндии. В райо­не развит автомобильный, речной, трубопроводный и воздушный транспорт.

2.2. Северный экономический район

Север включает в свой состав Республики Карелию и Коми, Архангельскую (с Ненецким автоном­ным округом), Вологодскую и Мурманскую области. Площадь района достигает почти 1,5 млн. км2, что составляет 8,6% территории Российской Федерации.

В общероссийском территориальном разделении труда Север специализируется на отраслях добывающей промышленности, чер­ной и цветной металлургии, лесном комплексе, судостроении, хими­ческой и рыбной промышленности. На его долю приходится около 1/2 производства бумаги России, 1/3 - картона, значительная часть выплавки алюминия, никеля, добычи топлива и фосфорного сырья, улова рыбы.

Северный район занимает выгодное экономико-географическое по­ложение, так как имеет выход к Белому и незамерзающему Баренце­ву морям и граничит с развитыми странами - Норвегией и Финлянди­ей, а также с регионами России - Центром, Северо-Западом и Волго-Вятским.

Природно-климатические условия района затрудняют развитие сель­ского хозяйства в связи с тем, что для него характерен короткий ве­гетационный период (70-80 дней), на большей территории располо­жена вечная мерзлота, а подзолистые почвы лесной зоны бедны пи­тательными веществами. Поэтому земледелие возможно лишь на юге Архангельской и в Вологодской областях. В районе находится боль­шое количество озер (Ладожское, Онежское, Белое, Имандра и др.) и рек (Печора, Северная Двина, Вычегда и др.), соединенных между собой системами искусственных каналов и представляющих собой удобные транспортные пути. В тундре и лесной зоне очень много болот.

В отличие от других районов европейской части России Север ис­ключительно богат разнообразными природными ресурсами. Наибо­лее важными из них в промышленном отношении являются: камен­ный уголь Печорского бассейна (214 млрд. т), нефть и природный газ Баренцево-Печорской провинции в Коми, Ненецком округе и на шельфе Баренцева моря, бокситы Северо-Онежского и Средне-Тиманского месторождений, апатито-нефелиновые, медно-никелевые, же­лезные и редкоземельные руды Кольского п-ова, железные руды, слюда и строительные материалы Карелии, титановые руды, поваренная соль и сланцы Коми, алмазы Архангельской области.

Численность населения Севера (5,1 млн. чел.) - самая небольшая среди регионов России. Средняя плотность населения в районе составляет 3,5 чел. на 1 км2. Население района увеличивалось за счет высокого механического прироста, вызванного промышленным освоением природных богатств. Доля городского населения (75,9%) выше общероссийского уровня. К крупным городам относятся Архангельск – 349,8 тыс., Мур­манск – 321,0, Череповец – 308,4, Вологда – 287,0, Петрозаводск – 265,1, Сыктывкар – 229,3 и Северодвинск – 195,2 тыс. чел. В послевоенное время возникло много новых городов (Кировск, Кондопога, Мончегорск, Плесецк, Сегежа и др.).

Русское население преобладает в Вологодской (96,6%), Архангельской (94,2%) и Мурманской (85,2%) областях, Республике Карелии – 9,2%. В Республике Коми 25,2% приходится на коми, Карелии – 9,2% на карелов, 2,7% - на финнов и вепсов, Ненецком автономном округе – 18,7% на ненцев. Здесь живут также украинцы, белорусы, в Мурманской области – саамы.

Трудовые ресурсы преимущественно мужчины, заняты в основном в отраслях тяжелой индустрии, в том числе топливной, лесной, метал­лургической, а также в рыбной промышленности.

Ведущей отраслью специализации Северного района является лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная про­мышленность Ее удельный вас в стоимости валовой продукции всей индустрии Карелии в 2004г. составлял 41,2%, Архангельской области – 31,7 и Коми – 24,1%. Исторически заготовки древесины велись по берегам сплавных рек (Северной Двины, Онеги и др.), вдоль железных дорог. В настоящее время они перемести­лись в лесоизбыточные районы бассейнов рек Пинеги, Мезени, Пе­чоры и других, а также к новым железным дорогам (Печорской магистрали, Архангельск-Карпогоры, Микунь-Кослан). Лесопильные и деревообрабатывающие заводы размещаются в устьях сплавных рек, а также в центрах пересечения рек с железными дорогами. Крупней­ший центр лесопиления России – Архангельск. Другие предприятия находятся в Котласе, Сыктывкаре и Череповце. Производство пиломатериалов в регионе составило 2,5 млн. м3 (2005г.).

Север занимает первое место в России по производству целлюлозы и бумаги. Крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Сегеже, Кондопоге и Питкяранте (Карелия), Архангельске, Котласе, Новодвинске, Сыктывкаре и Соколе – ОАО "Котласский ЦБК", ОАО "Архбум", ОАО "Архангельский ЦБК", ОАО "Кондопога" и др. В состав комбинатов входят гидролизно-дрожжевые, а также древесностружечных и волокнис­тых плит. В 2005г. в регионе было произведено 1,9 млн. т бумаги, или 47,5% объема продукции страны.

В качестве второй отрасли специализации Севера выступает гор­нодобывающая промышленность. Угольная промышленность раз­вивается в Печорском угольном бассейне, где в 2005г. было добыто 12,9 млн. т коксующихся марок угля. Уголь разрабатывается в Воркутинском и Интинском районах. Крупнейшей шахтой является "Воргашорская". Нефтяная промышленность базируется на Усинском, Ух­тинском, Возейском, Верхнегрубешорском, Западно-Тэбукском, Ярегском, газовая индустрия - на Вуктыльском, Войвожском, Джебольском и других месторождениях. Начинают осваиваться месторожде­ния нефти и природного газа на шельфе Баренцева моря (Приразломное, Штокмановское и др.). В 2005г. было добыто 24,5 млн. т нефти и 4 млрд. м3 природного газа. Нефть и природный газ поступают по трубопроводам в Центральный и Северо-Западный районы, Беларусь, Финляндию.

В районе ведется добыча апатитов в Хибинской группе месторож­дений, железных руд в Костомукшском, Ковдорском и Оленегорском месторождениях, меди и никеля, бокситов и нефелинов, слюды. В Карелии разрабатываются ресурсы строительных материалов - мра­мора, гранита, пегматита и малинового кварцита, которые затем об­рабатываются на Кондопожском заводе, в Коми добываются пова­ренная соль, сланцы и абразивный камень.

Третьей отраслью специализации региона является черная и цвет­ная металлургия (их доля в стоимости товарной продукции всей ин­дустрии – 19,7%). Введенный в эксплуатацию в 1955г. Череповецкий металлургический комбинат ориентируется на угли Печорского бас­сейна и железные руды Оленегорского (запасы 0,5 млрд. ), Ковдорского (0,7 млрд. ) и Костомукшского (1,2 млрд. т) месторождений, рас­стояние до которых соответственно равно 1 900 и 1 500 км. На этих месторождениях работают крупные горно-обогатительные комбина­ты, производящие железорудные концентраты и окатыши. На Чере­повецком комбинате построена мощная доменная печь объемом 5,5 тыс. м3. На долю района приходится 1/6 выплавки чугуна, стали и производство проката Российской Федерации (10,8 млн. т стали и 9,6 млн. т проката).

В Северном районе развита алюминиевая промышленность, исполь­зующая североонежские бокситы и хибинские нефелины, энергию каскадов ГЭС, расположенных на Кеми, Ниве и других реках. Алюминие­вые заводы находятся в Кандалакше и Надвоицах. Производство меди, никеля и кобальта размещаются в Мончегорске и Никеле, для которых часть сырья поступает из Норильска. Добыча титановых руд ве­дется на Ярегском месторождении в Республике Коми.

Химическая промышленность Севера представлена крупнейшей в России добычей апатитов в Хибинской группе месторождений апатито-нефелиновых руд. Апатитовый концентрат поступает на все за­воды европейской части (ОАО "Апатит" производит свыше 70% фосфорсодержащего сырья СНГ). Важной проблемой явля­ется комплексное использование данных руд, содержащих не только апатит и нефелин, но и железо, титан, редкие и рассеянные элемен­ты. На основе коксовых газов Череповецкого комбината создано про­изводство азотных удобрений, в объединении "Североникель" (г. Мончегорск) получают серную кислоту. Предприятия по производству пластмасс находятся в Ухте, сажи - в Сосногорске, лесохимии - в Онеге и Няндоме, нефтехимии - в Ухте и Плесецке. Север имеет бла­гоприятные предпосылки для развития химии полимеров, особенно в Республике Коми. Функционирование предприятий химии вызвало сложную экологическую обстановку в Череповце и на Кольском п-ове (г. Кировск).

Пищевая индустрия Северного района выделяется прежде всего рыбной и маслодельной промышленностью, использующей местное сырье. Важное рыбопромысловое значение имеют Баренцево и Бе­лое моря, в которых ведут морской лов сельди, трески, пикши, кам­балы и других видов рыб, промысел гренландского тюленя. Крупны­ми центрами рыбоконсервной промышленности являются Мурманск, Архангельск, Мезень, Беломорск и др. Маслоделие исторически раз­вито в Вологодской и на юге Архангельской областях.

К обслуживающим отраслям относятся машиностроение, легкая про­мышленность и электроэнергетика. Машиностроительные предпри­ятия выпускают бумагоделательное оборудование, трелевочные трак­торы, (ОАО "Тяжбуммаш" и Онежский тракторный завод в Петрозаводске), пилорамы (Вологда). В районе развито морское и речное судостроение (Мурманск, Архангельск, Северодвинск, Котлас), ведется ремонт горной техники, судов и тракторов. В Северодвинске, где на верфях производились атомные подводные лодки, необходимо про­вести конверсию оборонных заводов. Заводы "Звездочка" и "Севмашинопредприятие" приступили к строительству огромных платформ для добычи нефти и газа на шельфе морей Арктики.

В легкой промышленности Севера выделяются льняная (Вологда, Красавино), трикотажная (Петрозаводск, Сыктывкар), первичная об­работка льна. Район известен местными народными промыслами (на­пример, производством вологодских кружевов).

В районе функционируют каскады Нивских, Серебрянских, Туломских, Кемских и других ГЭС, Печорская ГРЭС, Кислогубская ПЭС и Кольская АЭС. Крупные ТЭЦ построены в Архангельске, Вологде, Кировске. В будущем возможно сооружение приливных станций на по­бережье Белого моря.

В рейтинге 400 крупнейших российских компаний десятое место занимает ОАО "Северсталь", объем реализации продукции которой в 2005г. составил 225,3 млрд. руб, или 8,0 млрд. долл. и чистая прибыль – 49,6 млрд. руб. Среди компаний химико-лесного комплекса на 110-м месте находится ОАО "Апатит", 187-м – ОАО "Аммофос" (Вологодская обл.), 250-м – ОАО "Архангельский ЦБК", 253-м ОАО "Кондопога", 293-м ОАО "Череповецкий азот" и 390-м - группа компаний "Титан". В рейтинг "Эксперт–400" входит также ФГУП "Севмашинпредприятие" (г. Северодвинск), занимающее 117-е место.

Сельское хозяйство Северного района специализируется на мо­лочном животноводстве, которое развито в Вологодской, на юге Ар­хангельской областей, а также в южных районах Карелии и Коми. Оно дополняется свиноводством, птицеводством. В Мурманс­кой и Архангельской областях и Коми развито оленеводство. В рас­тениеводстве главной отраслью является льноводство, в основном в Вологодской области. На юге района выращивают картофель, ово­щи, кормовые культуры. Небольшие площади заняты зерновыми куль­турами (рожь, овес, ячмень). Значительную часть сельскохозяйствен­ной продукции Север завозит из других районов России.

Основным видом транспорта является железнодорожный вклю­чающий магистрали: Волхов-Петрозаводск-Архангельск, Коноша-Котлас-Воркута и др. Важную роль играет морской транспорт где выделяются незамерзающая гавань – Мурманск и Архангельск – го­ловные порты Северного морского пути, речной и трубопроводный транспорт. Роль северных портов для внешней торговли России бу­дет возрастать. Транспортный комплекс Севера осуществляет пере­возки лесных грузов, железной руды, апатитов, угля, нефти, строй­материалов, рыбы. Около г. Плесецка находится первый российский космодром.

В территориальной структуре хозяйства Севера сформировались два подрайона, отличающихся друг от друга произво­дственной специализацией: Карело-Мурманский, и Двинско-Печорский. Карело – Мурманский подрайон, включающий Мурманскую область и Республику Карелию, выделяется добычей апатитов, нефелинов, железной и медно-никелевой руды. стройматериалов и слюды, про­изводством целлюлозы, бумаги, картона, тяжелого оборудования и тракторов, цветной металлургией и рыбной промышленностью. Двинско-Печорский подрайон занимает территорию Архангельской и Во­логодской областей и Республику Коми. Здесь развита лесозагото­вительная, лесопильная, целлюлозно-бумажная, а также текстильная и маслосыродельная промышленность, добыча угля, нефти и при­родного газа в Баренцево-Печорской провинции.

Контрольные вопросы и задания

  1. Проанализируйте, чем отличается экономико- и транспортно-географическое положение Европейского Севера и Северо-Западной России от субъектов Центральной России.

  2. Дайте экономическую оценку природных условий и ресурсов Европейского Севера и Северо-Западной России.

  3. Каковы особенности динамики населения, его размещения и национального состава данной экономической зоны?

  4. Объясните причины различий в отраслевой структуре промышленности субъектов Северо-Западного и Северного экономических районов.

  5. Выделите отрасли специализации промышленности экономической зоны и покажите особенности размещения ведущих отраслей индустрии Северо-Запада и Севера.

  6. Какую особенность имеет отраслевая структура сельского хозяйства регионов и как оно размещается по территории?

  7. Где проходят основные железнодорожные, водные, трубопроводные и другие магистрали? Какие народнохозяйственные грузы преобладают на транспортном комплексе Северо-Запада и Севера?

  8. Расскажите о значении Ленинградского промышленного узла в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации.