Лекция 2. Европейский Север и Северо-Западная Россия
Северо-Западная Россия и Европейский Север занимают площадь в 1678 тыс. км2, с населением 13,63 млн. чел., что соответствует 9,8% территории и 9,5% численности населения страны. По объему промышленной продукции зона уступает Центру, Уралу и Поволжью. Северо-Запад и Север имеют много общих черт в экономико-географическом положении, истории развития народного хозяйства и т.д. До декабря 1982г. они входили в состав единого Северо-Западного экономического района. Они омываются Балтийским, Баренцевым и Белым морями, занимают выгодное приморское, а также пограничное положение, так как граничат с высокоразвитыми капиталистическими странами - Норвегией и Финляндией. Транспортные функции Санкт-Петербургского порта в зимнее время выполняют незамерзающие Калининградский и Мурманский порты. Однако, как отмечалось выше, экономико-географическое положение России на Балтике после распада СССР в 1991г. значительно ухудшилось.
Россия лишилась морских портов в Таллине, Риге, Клайпеде и других, в том числе нефтяного терминала в Вентспилсе. Калининградская область, относившаяся ранее к Прибалтийскому экономическому району и предоставляющая своеобразный анклав или изолированную часть России, в настоящее время может рассматриваться в составе Северо-Западного района. Связи страны с Калининградской областью осуществляются по железным дорогам, проходящим по территории Беларуси и Литвы. Кроме того, Россия имеет теперь новую государственную границу с Эстонией, Латвией и Литвой.
Территория Ленинградской, Новгородской и Псковской областей издавна принадлежала "Великому Новгороду", остальные земли также вошли рано в состав Русского государства. Через устье Невы проходил торговый путь между Западом и Востоком ("из варяг в греки").
Важной особенностью Севера в эпоху феодализма является отсутствие помещичьего землевладения; крестьяне здесь занимались различными промыслами, рыболовством, зверобойным промыслом, торговлей. Петр I возвратил Финское побережье, захваченное шведами в XVII в., в устье Невы построил Санкт-Петербург, который в 1712г. стал столицей Российской империи.
Развитие Санкт-Петербурга при капитализме шло быстрыми темпами и в конце XIX в. он вышел на первое место в стране по металлообработке, судостроению, электротехнике и химии. В нем находились такие крупные промышленные предприятия, как Балтийский, Адмиралтейский, Обуховский, Семянниковский и Охтинский заводы. Концентрация промышленного производства была очень высокой: на заводах с числом рабочих свыше 500 человек сосредоточивалось до 70% всех рабочих города. В Санкт-Петербурге сложились квалифицированные кадры рабочих и инженеров.
Санкт-Петербург стал также крупным транспортным узлом. Через его порт проходило в среднем 8% экспорта (в основном "русские" товары - хлеб, лес, лен, масло и др.) и 15% импорта России (машины, каучук, английский уголь и др.).
Однако хозяйство района развивалось неравномерно. Под давлением столицы слабо развивались старейшие города Новгород, Псков, Архангельск, Вологда, Великий Устюг. Вся восточная часть оставалась глухой окраиной, где крупной машинной индустрии не существовало. Это была фактически "подстоличная Сибирь".
В южной части района (Вологодская, Псковская и Новгородская губернии) стали развиваться товарное льноводство, молочное животноводство. Для экспорта в районе велись лесоразработки.
После революции 1917г. Ленинград вместе с Москвой стал базой индустриализации страны, обеспечивая себя и новостройки машинами. Старые предприятия в городе были реконструированы, новые выпускали современные машины, оборудование и приборы. Были построены тепловые электростанции, ГЭС на Волхове, Свири, Ниве, Туломе, стали разрабатываться угольные и нефтяные ресурсы, торф, сланцы, апатиты и др. Быстрыми темпами развиваются периферийные районы Архангельской, Мурманской и Вологодской областей: выросли новые промышленные центры - Котлас, Воркута, Череповец, Сегежа, Кировск, Бокситогорск и др.
В европейской части России Север и Северо-Запад выделяются высокой степенью урбанизации (доля городского населения самая высокая в стране - 82,1%), невысокой плотностью населения и значительной интенсивностью миграционных процессов. К настоящему времени еще сохраняются большие различия в размещении населения, характере демографических процессов и т. д.
Подавляющая часть населения зоны проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 6,22 млн. чел., или 45,7% всего населения. Средняя плотность населения составляет 8 человек на 1 км2, т. е. соответствует данному показателю в целом по стране. Самая высокая плотность населения в Ленинградской области (вместе с Санкт-Петербургом) - 72 чел. на 1 км2, Калининградской - 62, Псковской - 13, Новгородской - 12 чел. на 1 км2. В северной части зоны плотность населения значительно ниже (ни в одной из областей и республик не превышает 5 человек на 1 км2.), а в заполярных районах - менее одного человека на 1 км2. Динамика численности населения Севера и Северо-Запада зависит от показателей естественного прироста, механического движения, последствий Великой Отечественной войны. В северных областях зоны естественный прирост населения в 60-80-е гг. был выше среднего показателя по СССР, а в южных областях ниже, что объясняется половозрастными особенностями населения. В конце 80-х и в начале 90-х гг. естественный прирост в зоне резко снизился, а в Санкт-Петербурге, Псковской, Новгородской и других областях района он стал отрицательным.
Численность населения зоны росла за счет миграции из центральных областей России. Особенно увеличилось население Мурманской, Архангельской и Калининградской областей, Карелии и Коми, где осваивались природные ресурсы (нефтяные, газовые, угольные, рудные, лесные, рыбные и др.). В последние годы субъекты европейского Севера, особенно Мурманская область и Коми, интенсивно теряют население.
Северо-Запад и Север располагают большими высококвалифицированными трудовыми ресурсами, которые заняты в машиностроительном комплексе - 1/4, лесном хозяйстве -1/4, а также в металлургии, химии. Значительная часть их трудится в добывающей промышленности (угольной, нефтяной, газовой и др.), рыболовстве и т.д. В этих отраслях, где преобладает тяжелый физический труд, заняты в основном мужчины в зрелом возрасте.
В настоящее время на долю зоны приходится 60% выпуска турбин и генераторов, 25% полиграфического оборудования, 12% кузнечно-прессовых машин; ей принадлежит высокий удельный вес в производстве судов, станков, пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, минеральных удобрений, апатитовых концентратов, цветных и черных металлов, а также различных видов топлива, продукции пищевой и легкой промышленности России. В сельском хозяйстве она специализируется на льноводстве и молочном животноводстве.
Северо-Запад и Север занимают второе место в стране по доле научных работников в структуре занятости населения. Так, в Санкт-Петербурге сосредоточено 15% научных кадров России: здесь функционирует свыше 360 научных учреждений, в том числе более 30 институтов Академии наук и свыше 100 отраслевых институтов. Ученые этого города занимаются проблемами ядерной физики, энергетики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики.
Древние города Северо-Запада и Севера (Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Калининград, Великий Устюг и др.), имеющие ценнейшие историко-архитектурные памятники, а также архитектурно-исторические ансамбли Санкт-Петербурга и его пригородов, памятники культуры (Пушкинские горы, Кижи, Соловецкие острова и др.) привлекают большое число туристов из России, стран Европы, США и др.
Специалисты Министерства экономического развития рассчитали уровень социально-экономического развития регионов России по 12 показателям, в том числе уровень экономического развития, положение с безработицей, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень жизни населения и др. Данные анализа показывают, что в Северо-Западном и Северном районах с уровнем социально-экономического развития за 2000-2005гг. выше среднего относятся город Санкт-Петербург, Вологодская, Калининградская, Мурманская и Новгородская области. В регионы со средним уровнем социально-экономического развития входят Республики Карелия и Коми, Ленинградская область и Ненецкий автономный округ. Среди регионов с уровнем развития ниже среднего находятся Архангельская и Псковская области.
В 1999-2005гг. высокую инвестиционную привлекательность имели город Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская и Новгородская области, Республики Карелия и Коми, низкий уровень – Калининградская, Мурманская и Псковская области.
2.1. Северо-Западный экономический район
В состав Северо-Западного района входят Ленинградская, Новгородская и Псковская области, город Санкт-Петербург, а также Калининградская область, расположенная отдельно на западе. Он занимает площадь в 212 тыс. км2, т. е. это один из самых небольших регионов страны.
Северо-Запад принадлежит к наиболее развитым индустриальным районам России. Основными отраслями специализации являются производство сложного и точного машиностроения, приборостроение и электроника, морское судостроение, химико-лесной комплекс, легкая промышленность. Комплексное развитие Северо-Запада обусловлено, во-первых, историческими предпосылками Санкт-Петербурга, который в начале XVIII в. стал столицей России, ее крупнейшим морским портом; во-вторых, благодаря экономически выгодному транспортно-географическому положению (выходу к Балтийскому морю и др.); в-третьих, наличием высококвалифицированных рабочих кадров и мощного научно-технического потенциала.
Северо-Запад занимает территорию между Финским заливом и Чудским озером на западе, Ладожским и Онежским озерами на севере и отрогами Валдайской возвышенности на юго-востоке. Район занимает удобное транспортно-географическое положение: приморское положение связано с выходом на побережье Финского залива, превратившее Санкт-Петербург в крупный экспортно-импортный узел России и формированию в нем высококвалифицированного трудоемкого машиностроения, химической и легкой промышленности; приграничное положение (на Карельском перешейке он граничит с Финляндией, на западе с Эстонией и Латвией, на юго-западе - с Беларусью); соседское положение определяется его соседством с Центральным и Северным экономическими районами. Кроме того, Калининградская область граничит Польшей, недавно вошедшей в НАТО.
Рельеф района представляет собой всхолмленную низменную равнину, на которой заметна деятельность ледника. Пониженные формы рельефа заняты многочисленными озерами.
Наиболее значительными природными ресурсами Северо-Запада являются сланцы (Гдовское и Ленинградское месторождения с запасами в 5 млрд. т), фосфориты (Кингисеппское месторождение), бокситы (Тихвинское месторождение), торф и строительные материалы (гранит, известняки, глины, стекольные пески). В Калининградской области открыты месторождения нефти (на шельфе), поваренной соли и янтаря. Запасы гидроресурсов заключены в реках Волхов, Свирь, Вуокса.
Климат района характеризуется сильной переувлажненностью, вегетационный период составляет 160 дней, что ограничивает число сельскохозяйственных культур.
Северо-Запад находится в зоне смешанных лесов, занимающих 45% его территории. Запасы древесины в районе невелики (1,8 млрд. м3). Почвы преобладают подзолистые и болотные.
Численность населения района на 1 января 2006г. составляет 8,55 млн. чел.
Население в районе размещено неравномерно: 3/4 всех жителей приходится на Ленинградскую область и город Санкт-Петербург. Плотность населения составляет 40 чел. на 1 км2. Доля городского населения - самая высокая в России и достигает 85,9%. Крупнейший город - Санкт-Петербург, насчитывающий 4581 тыс. чел., старинные русские города Великий Новгород (217,7 тыс.) и Псков (197,1 тыс. чел.) стали расти лишь после войны, Великие Луки ( 102,4 тыс.чел.). На территории района сформировалась крупная Ленинградская агломерация, в которую входит 50 городов и поселков городского типа. Население г. Калининграда (в прошлом г. Кёнигсберг, основан в 1255г.) превышает 423,7 тыс. чел.
В отраслевой и территориальной структуре промышленности Северо-Запада ведущее место занимает машиностроительный комплекс, удельный вес которого в продукции всей промышленности составляет 20,1% (2004г.). Машиностроительный комплекс отличают небольшая металлоемкость, мелкосерийность производства многих видов продукции, широкие кооперационные связи, высокий уровень концентрации. Он опирается на большой отряд высококвалифицированных кадров, мощную научно-исследовательскую базу, огромные производственные фонды. На долю района приходится большая часть общероссийского производства уникальных турбин, генераторов, крупных электромашин и реакторов для АЭС (заводы "Электросила имени С.М. Кирова," "Металлический," "Невский энергомашиностроительный", "Ижорский") Важнейшей отраслью специализации комплекса является судостроение, которое выпускает ледоколы-атомоходы, танкеры, сухогрузы, пакетовозы, рыболовные, научно-исследовательские и пассажирские суда, (ОАО "Балтийский завод", ФГУП "Адмиралтейские верфи", ОАО " Северная верфь" и др.).
Радио- и электротехническая, оптико-механическая, приборостроительная, электронная и станкостроительная промышленность Северо-Запада дают значительную часть телевизионной аппаратуры, кинескопов, фотоаппаратов, оптики, полупроводников, металлообрабатывающих станков (заводы "Светлана", "Красная заря", ОАО "ЛОМО"). Предприятия района производят мощные тракторы (ОАО "Кировский завод"), вагоны для метрополитенов, полиграфическое оборудование.
В территориальном отношении машиностроительный комплекс сформировался в Санкт-Петербурге, а в послевоенные годы новые машиностроительные заводы построены в Великом Новгороде, Пскове и Великих Луках и в них также размещены филиалы петербургских предприятий. Машиностроение Калининграда специализируется на судостроении, вагоностроении и электротехнической промышленности, осуществляет сборку автомобилей.
Химико-лесной комплекс занимает важное место в отраслевой структуре Северо-Запада (удельный вес в продукции всей индустрии 16,2%) и состоит из 20 подотраслей, из них 2/3 имеют специализирующее значение. Для его развития в районе имеются благоприятные предпосылки: наличие сырьевой базы, крупных водных ресурсов, исторические условия, многочисленные научно-исследовательские институты, опытные заводы и квалифицированные кадры. В районе получили развитие производство пластмасс, смол и химических волокон (Охтинский химкомбинат в Санкт-Петербурге), резинотехнических изделий, лаков, красок, кислот и щелочей, химических реактивов и фармацевтических препаратов (заводы "Красный треугольник", "Красный химик", нефтеперерабатывающий в г. Кириши). Химия минеральных удобрений представлена Невским химкомбинатом, работающем на хибинских апатитах, Волховским (на отходах алюминиевого завода) и Кингисеппским фосфатным заводом, а также Новгородским азотнотуковым ПО "Азот", использующим природный газ Севера. К основной химии относится содовая промышленность, созданная в Волхове и Пикалево. Район дает 8,0% удобрений страны (1,3 млн. т).
Целлюлозно-бумажная промышленность сосредоточена главным образом в Ленинградской и Калининградской областях (ОАО "Светогорск", Советский, ООО "Неманский ЦБК", ОАО " Выборгская целлюлоза" и др.). В регионе производится 13,8% бумаги России. В деревообрабатывающей промышленности выделяются лесопильная, фанерная, мебельная и спичечная. Потребности в сырье покрываются за счет местных лесозаготовок, а также ввоза древесины с Севера.
Легкая промышленность представлена тремя группами отраслей: текстильной, швейной, кожевенно-обувной и меховой. В ее состав входит 15 самостоятельных отраслей, объединяющих свыше 600 предприятий. Текстильная и кожевенно-обувная промышленность Северо-Запада, возникшие еще в XIX в., по производству текстильных тканей и обуви уступают лишь Центру. Район производит хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани (Санкт-Петербург, Псков), трикотажные, чулочно-носочные и кожгалантерейные изделия, тюль, нитки.
Заводы алюминиевой промышленности размещаются в Волхове, Бокситогорске (ОАО "Бокситогорский глинозем"), Пикалево ( ОАО "Пикалевское ПГО глинозем"). Они работают на местных бокситах и нефелинах Кольского п-ова. Из отходов глиноземного производства на предприятиях получают соду, поташ и цемент.
На Северо-Западе развиты стекольная (Ломоносов, Чудово) и фарфоро-фаянсовая промышленность. ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод", основанный в 1744г. в Санкт-Петербурге, выпускает свыше 200 наименований продукции.Доля рынка ЛФЗ в России составляет 20%, на экспорт идет 15%, на внутреннем рынке реализуется 85% продукции. Добыча янтаря, из которого изготовляют украшения, ведется в Калининградской области.
К обслуживающим отраслям народнохозяйственного комплекса относятся электроэнергетика, торфяная, сланцевая и металлургическая промышленность. Энергетическую базу составляют крупная АЭС около Санкт-Петербурга (в г. Сосновый Бор), Киришская ГРЭС, Волховская, Свирьские и ГЭС на Вуоксе, а также тепловые станции в Санкт-Петербурге. В районе ведется небольшая добыча торфа и сланцев. Высококачественный прокат производится на передельных заводах Санкт-Петербурге (ЗАО "Петросталь"). Большая часть проката ввозится с Череповецкого металлургического комбината, предприятий Урала и других районов.
Агропромышленный комплекс Северо-Запада включает молочное и молочно-мясное животноводство, концентрирующиеся в Ленинградской области, и мощную пищевую промышленность. Молочный скот разводят во всех областях района. В пригородных зонах развивается свиноводство и птицеводство. Северо-Запад специализируется на льноводстве (особенно Псковская область), картофеле- и овощеводстве. В структуре посевных площадей высокий удельный вес занимают кормовые культуры, что обусловлено необходимостью создания прочной кормовой базы для интенсивного животноводства. Небольшие посевы заняты зерновыми культурами (озимая рожь, ячмень, овес и пшеница). Район не обеспечивает свои потребности в зерне, овощах, плодах и другой сельскохозяйственной продукции. Важной проблемой Северо-Запада является мелиорация земель.
В регионе развиты мясомолочная, маслодельная, рыбная и кондитерская промышленность, тесно связанные с сельскохозяйственным производством. Калининградские рыбаки ведут лов рыбы в Балтийском море и в Атлантическом океане.
Северо-Запад располагает всеми видами транспорта. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. От Санкт-Петербурга, являющегося вторым в России после Москвы железнодорожным узлом, отходит 12 магистралей на Москву, Урал, Север, Украину, Беларусь, страны Балтии и в Финляндию. По ним перевозятся важные народнохозяйственные грузы (лес, металл, топливо, машины, оборудование) и пассажиры. Речное судоходство осуществляется по Волго-Балтийскому водному пути, Беломорско-Балтийскому и Сайменскому каналам ( от системы озер Сайма в Финляндии до Финского залива), по Ладожскому и Онежскому озерам, рекам Нева, Свирь и др. В грузообороте морского транспорта выделяются Санкт-Петербург, на долю которого приходится значительная часть экспортно-импортных операций России с другими странами, а также Калининградский и Выборгский порты. Морской транспорт получил новое развитие в связи с вводом в эксплуатацию крупного нефтяного терминала в Приморске мощностью до 40 млн. т, куда подходит Балтийская трубопроводная система и угольного терминала в Усть-Луге мощностью свыше 10 млн. т и др. Это позволит российским компаниям выйти на рынок Европы, минуя порты Балтии и Финляндии. В районе развит автомобильный, речной, трубопроводный и воздушный транспорт.
2.2. Северный экономический район
Север включает в свой состав Республики Карелию и Коми, Архангельскую (с Ненецким автономным округом), Вологодскую и Мурманскую области. Площадь района достигает почти 1,5 млн. км2, что составляет 8,6% территории Российской Федерации.
В общероссийском территориальном разделении труда Север специализируется на отраслях добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, лесном комплексе, судостроении, химической и рыбной промышленности. На его долю приходится около 1/2 производства бумаги России, 1/3 - картона, значительная часть выплавки алюминия, никеля, добычи топлива и фосфорного сырья, улова рыбы.
Северный район занимает выгодное экономико-географическое положение, так как имеет выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морям и граничит с развитыми странами - Норвегией и Финляндией, а также с регионами России - Центром, Северо-Западом и Волго-Вятским.
Природно-климатические условия района затрудняют развитие сельского хозяйства в связи с тем, что для него характерен короткий вегетационный период (70-80 дней), на большей территории расположена вечная мерзлота, а подзолистые почвы лесной зоны бедны питательными веществами. Поэтому земледелие возможно лишь на юге Архангельской и в Вологодской областях. В районе находится большое количество озер (Ладожское, Онежское, Белое, Имандра и др.) и рек (Печора, Северная Двина, Вычегда и др.), соединенных между собой системами искусственных каналов и представляющих собой удобные транспортные пути. В тундре и лесной зоне очень много болот.
В отличие от других районов европейской части России Север исключительно богат разнообразными природными ресурсами. Наиболее важными из них в промышленном отношении являются: каменный уголь Печорского бассейна (214 млрд. т), нефть и природный газ Баренцево-Печорской провинции в Коми, Ненецком округе и на шельфе Баренцева моря, бокситы Северо-Онежского и Средне-Тиманского месторождений, апатито-нефелиновые, медно-никелевые, железные и редкоземельные руды Кольского п-ова, железные руды, слюда и строительные материалы Карелии, титановые руды, поваренная соль и сланцы Коми, алмазы Архангельской области.
Численность населения Севера (5,1 млн. чел.) - самая небольшая среди регионов России. Средняя плотность населения в районе составляет 3,5 чел. на 1 км2. Население района увеличивалось за счет высокого механического прироста, вызванного промышленным освоением природных богатств. Доля городского населения (75,9%) выше общероссийского уровня. К крупным городам относятся Архангельск – 349,8 тыс., Мурманск – 321,0, Череповец – 308,4, Вологда – 287,0, Петрозаводск – 265,1, Сыктывкар – 229,3 и Северодвинск – 195,2 тыс. чел. В послевоенное время возникло много новых городов (Кировск, Кондопога, Мончегорск, Плесецк, Сегежа и др.).
Русское население преобладает в Вологодской (96,6%), Архангельской (94,2%) и Мурманской (85,2%) областях, Республике Карелии – 9,2%. В Республике Коми 25,2% приходится на коми, Карелии – 9,2% на карелов, 2,7% - на финнов и вепсов, Ненецком автономном округе – 18,7% на ненцев. Здесь живут также украинцы, белорусы, в Мурманской области – саамы.
Трудовые ресурсы преимущественно мужчины, заняты в основном в отраслях тяжелой индустрии, в том числе топливной, лесной, металлургической, а также в рыбной промышленности.
Ведущей отраслью специализации Северного района является лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Ее удельный вас в стоимости валовой продукции всей индустрии Карелии в 2004г. составлял 41,2%, Архангельской области – 31,7 и Коми – 24,1%. Исторически заготовки древесины велись по берегам сплавных рек (Северной Двины, Онеги и др.), вдоль железных дорог. В настоящее время они переместились в лесоизбыточные районы бассейнов рек Пинеги, Мезени, Печоры и других, а также к новым железным дорогам (Печорской магистрали, Архангельск-Карпогоры, Микунь-Кослан). Лесопильные и деревообрабатывающие заводы размещаются в устьях сплавных рек, а также в центрах пересечения рек с железными дорогами. Крупнейший центр лесопиления России – Архангельск. Другие предприятия находятся в Котласе, Сыктывкаре и Череповце. Производство пиломатериалов в регионе составило 2,5 млн. м3 (2005г.).
Север занимает первое место в России по производству целлюлозы и бумаги. Крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Сегеже, Кондопоге и Питкяранте (Карелия), Архангельске, Котласе, Новодвинске, Сыктывкаре и Соколе – ОАО "Котласский ЦБК", ОАО "Архбум", ОАО "Архангельский ЦБК", ОАО "Кондопога" и др. В состав комбинатов входят гидролизно-дрожжевые, а также древесностружечных и волокнистых плит. В 2005г. в регионе было произведено 1,9 млн. т бумаги, или 47,5% объема продукции страны.
В качестве второй отрасли специализации Севера выступает горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность развивается в Печорском угольном бассейне, где в 2005г. было добыто 12,9 млн. т коксующихся марок угля. Уголь разрабатывается в Воркутинском и Интинском районах. Крупнейшей шахтой является "Воргашорская". Нефтяная промышленность базируется на Усинском, Ухтинском, Возейском, Верхнегрубешорском, Западно-Тэбукском, Ярегском, газовая индустрия - на Вуктыльском, Войвожском, Джебольском и других месторождениях. Начинают осваиваться месторождения нефти и природного газа на шельфе Баренцева моря (Приразломное, Штокмановское и др.). В 2005г. было добыто 24,5 млн. т нефти и 4 млрд. м3 природного газа. Нефть и природный газ поступают по трубопроводам в Центральный и Северо-Западный районы, Беларусь, Финляндию.
В районе ведется добыча апатитов в Хибинской группе месторождений, железных руд в Костомукшском, Ковдорском и Оленегорском месторождениях, меди и никеля, бокситов и нефелинов, слюды. В Карелии разрабатываются ресурсы строительных материалов - мрамора, гранита, пегматита и малинового кварцита, которые затем обрабатываются на Кондопожском заводе, в Коми добываются поваренная соль, сланцы и абразивный камень.
Третьей отраслью специализации региона является черная и цветная металлургия (их доля в стоимости товарной продукции всей индустрии – 19,7%). Введенный в эксплуатацию в 1955г. Череповецкий металлургический комбинат ориентируется на угли Печорского бассейна и железные руды Оленегорского (запасы 0,5 млрд. ), Ковдорского (0,7 млрд. ) и Костомукшского (1,2 млрд. т) месторождений, расстояние до которых соответственно равно 1 900 и 1 500 км. На этих месторождениях работают крупные горно-обогатительные комбинаты, производящие железорудные концентраты и окатыши. На Череповецком комбинате построена мощная доменная печь объемом 5,5 тыс. м3. На долю района приходится 1/6 выплавки чугуна, стали и производство проката Российской Федерации (10,8 млн. т стали и 9,6 млн. т проката).
В Северном районе развита алюминиевая промышленность, использующая североонежские бокситы и хибинские нефелины, энергию каскадов ГЭС, расположенных на Кеми, Ниве и других реках. Алюминиевые заводы находятся в Кандалакше и Надвоицах. Производство меди, никеля и кобальта размещаются в Мончегорске и Никеле, для которых часть сырья поступает из Норильска. Добыча титановых руд ведется на Ярегском месторождении в Республике Коми.
Химическая промышленность Севера представлена крупнейшей в России добычей апатитов в Хибинской группе месторождений апатито-нефелиновых руд. Апатитовый концентрат поступает на все заводы европейской части (ОАО "Апатит" производит свыше 70% фосфорсодержащего сырья СНГ). Важной проблемой является комплексное использование данных руд, содержащих не только апатит и нефелин, но и железо, титан, редкие и рассеянные элементы. На основе коксовых газов Череповецкого комбината создано производство азотных удобрений, в объединении "Североникель" (г. Мончегорск) получают серную кислоту. Предприятия по производству пластмасс находятся в Ухте, сажи - в Сосногорске, лесохимии - в Онеге и Няндоме, нефтехимии - в Ухте и Плесецке. Север имеет благоприятные предпосылки для развития химии полимеров, особенно в Республике Коми. Функционирование предприятий химии вызвало сложную экологическую обстановку в Череповце и на Кольском п-ове (г. Кировск).
Пищевая индустрия Северного района выделяется прежде всего рыбной и маслодельной промышленностью, использующей местное сырье. Важное рыбопромысловое значение имеют Баренцево и Белое моря, в которых ведут морской лов сельди, трески, пикши, камбалы и других видов рыб, промысел гренландского тюленя. Крупными центрами рыбоконсервной промышленности являются Мурманск, Архангельск, Мезень, Беломорск и др. Маслоделие исторически развито в Вологодской и на юге Архангельской областях.
К обслуживающим отраслям относятся машиностроение, легкая промышленность и электроэнергетика. Машиностроительные предприятия выпускают бумагоделательное оборудование, трелевочные тракторы, (ОАО "Тяжбуммаш" и Онежский тракторный завод в Петрозаводске), пилорамы (Вологда). В районе развито морское и речное судостроение (Мурманск, Архангельск, Северодвинск, Котлас), ведется ремонт горной техники, судов и тракторов. В Северодвинске, где на верфях производились атомные подводные лодки, необходимо провести конверсию оборонных заводов. Заводы "Звездочка" и "Севмашинопредприятие" приступили к строительству огромных платформ для добычи нефти и газа на шельфе морей Арктики.
В легкой промышленности Севера выделяются льняная (Вологда, Красавино), трикотажная (Петрозаводск, Сыктывкар), первичная обработка льна. Район известен местными народными промыслами (например, производством вологодских кружевов).
В районе функционируют каскады Нивских, Серебрянских, Туломских, Кемских и других ГЭС, Печорская ГРЭС, Кислогубская ПЭС и Кольская АЭС. Крупные ТЭЦ построены в Архангельске, Вологде, Кировске. В будущем возможно сооружение приливных станций на побережье Белого моря.
В рейтинге 400 крупнейших российских компаний десятое место занимает ОАО "Северсталь", объем реализации продукции которой в 2005г. составил 225,3 млрд. руб, или 8,0 млрд. долл. и чистая прибыль – 49,6 млрд. руб. Среди компаний химико-лесного комплекса на 110-м месте находится ОАО "Апатит", 187-м – ОАО "Аммофос" (Вологодская обл.), 250-м – ОАО "Архангельский ЦБК", 253-м ОАО "Кондопога", 293-м ОАО "Череповецкий азот" и 390-м - группа компаний "Титан". В рейтинг "Эксперт–400" входит также ФГУП "Севмашинпредприятие" (г. Северодвинск), занимающее 117-е место.
Сельское хозяйство Северного района специализируется на молочном животноводстве, которое развито в Вологодской, на юге Архангельской областей, а также в южных районах Карелии и Коми. Оно дополняется свиноводством, птицеводством. В Мурманской и Архангельской областях и Коми развито оленеводство. В растениеводстве главной отраслью является льноводство, в основном в Вологодской области. На юге района выращивают картофель, овощи, кормовые культуры. Небольшие площади заняты зерновыми культурами (рожь, овес, ячмень). Значительную часть сельскохозяйственной продукции Север завозит из других районов России.
Основным видом транспорта является железнодорожный включающий магистрали: Волхов-Петрозаводск-Архангельск, Коноша-Котлас-Воркута и др. Важную роль играет морской транспорт где выделяются незамерзающая гавань – Мурманск и Архангельск – головные порты Северного морского пути, речной и трубопроводный транспорт. Роль северных портов для внешней торговли России будет возрастать. Транспортный комплекс Севера осуществляет перевозки лесных грузов, железной руды, апатитов, угля, нефти, стройматериалов, рыбы. Около г. Плесецка находится первый российский космодром.
В территориальной структуре хозяйства Севера сформировались два подрайона, отличающихся друг от друга производственной специализацией: Карело-Мурманский, и Двинско-Печорский. Карело – Мурманский подрайон, включающий Мурманскую область и Республику Карелию, выделяется добычей апатитов, нефелинов, железной и медно-никелевой руды. стройматериалов и слюды, производством целлюлозы, бумаги, картона, тяжелого оборудования и тракторов, цветной металлургией и рыбной промышленностью. Двинско-Печорский подрайон занимает территорию Архангельской и Вологодской областей и Республику Коми. Здесь развита лесозаготовительная, лесопильная, целлюлозно-бумажная, а также текстильная и маслосыродельная промышленность, добыча угля, нефти и природного газа в Баренцево-Печорской провинции.
Контрольные вопросы и задания
Проанализируйте, чем отличается экономико- и транспортно-географическое положение Европейского Севера и Северо-Западной России от субъектов Центральной России.
Дайте экономическую оценку природных условий и ресурсов Европейского Севера и Северо-Западной России.
Каковы особенности динамики населения, его размещения и национального состава данной экономической зоны?
Объясните причины различий в отраслевой структуре промышленности субъектов Северо-Западного и Северного экономических районов.
Выделите отрасли специализации промышленности экономической зоны и покажите особенности размещения ведущих отраслей индустрии Северо-Запада и Севера.
Какую особенность имеет отраслевая структура сельского хозяйства регионов и как оно размещается по территории?
Где проходят основные железнодорожные, водные, трубопроводные и другие магистрали? Какие народнохозяйственные грузы преобладают на транспортном комплексе Северо-Запада и Севера?
Расскажите о значении Ленинградского промышленного узла в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации.
- Размещение производительных сил российской федерации
- Раздел первый отраслевая часть курса
- Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- Население и трудовые ресурсы
- Лекция 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Лекция 3. Общая характеристика народного хозяйства российской федерации
- Лекция 4. Особенности развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса
- 4.1. Нефтедобывающая промышленность
- 4.3. Газовая промышленность
- 4.4. Угольная промышленность
- 4.5. Электроэнергетика
- Лекция 5. Особенности развития и размещения черной металлургии
- Лекция 6. Особенности развития и размещения отраслей цветной металлургии
- Лекция 7. Особенности развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса
- Лекция 8. Особенности развития и размещения отраслей химико-лесного комплекса
- 9.1. География отраслей растениеводства
- 9.1.1. Зерновое хозяйство
- 9.1.2. Технические культуры
- 9.1.3. Картофелеводство, овощеводство и бахчеводство
- 9.1.4. Садоводство и виноградарство
- 9.2. География отраслей животноводства
- 9.2.1. Размещение скотоводства
- 9.2.2. Особенности размещения свиноводства
- 9.2.3. Особенности размещения овцеводства
- 9.2.4. Особенности размещения птицеводства
- Лекция 10. Особенности развития и размещения отраслей легкой промышленности
- Лекция 11. Особенности развития и размещения отраслей пищевой промышленности
- Лекция 12. Особенности развития и размещения основных видов транспортного комплекса
- 12.1. Особенности размещения железнодорожного транспорта
- 12.2. География водного транспорта
- 12.3. Автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт
- Раздел второй Региональная часть курса
- Лекция 1. Центральная Россия
- Лекция 2. Европейский Север и Северо-Западная Россия
- Лекция 3. Европейский Юг (Северный Кавказ)
- 3.1. Северо-Кавказский экономический район
- Лекция 4. Урало-поволжье
- Лекция 5. Восточный макрорегион России
- Литература