12.3. Автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт
Автомобильный транспорт отличает высокая скорость и маневренность. Он доставляет грузы от "дверей и до дверей", т.е. от производителя - до потребителя. Однако малая грузоподъемность и значительная доля порожних рейсов способствуют тому, что перевозки автомобильным транспортом являются более дорогими, чем водным или железнодорожным. Пассажирооборот автомобильного транспорта увеличился с 61 млрд. пассажиро-км в 1960 г. до 489 млрд. пассажиро-км в 1990г., т.е. в 8 раз, а удельный вес его в пассажирообороте всего транспорта - с 25 до 37%.
Протяженность шоссейных дорог общего пользования в странах Содружества составляла 914 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - около 830 тыс. км. На долю России приходилось 50% длины всех дорог, Украины - 19, Казахстана - около 10, Беларуси и Узбекистана - по 5%. Автомобильный транспорт России в 2005г. выполнил 80% всего объема перевозок внутри страны (6.7 мрд.т) и более половины всех перевозок пассажиров. Значительно меньшую долю в обороте занимает автомобильный транспорт в грузообороте России (во внутренних грузовых перевозках – примерно 8%). В целом ряде стран Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть транспортной работы внутри страны. К ним относятся Германия (64,6%), Франция (74,1%), Великобритания (84%), Италия (85,8%), Япония (93,3%). В США автомобильный транспорт занимает примерно 33,4% грузовой работы.
Занимая 17,1 млн. км2 территории, Российская Федерация располагает всего 531 тыс. км автодорог общего пользования с твердым покрытием, или 31,1 км дорог на 1000 км2 территории (вместе с ведомственными дорогами плотность составляет 41,3 км). Это очень низкий показатель, так как плотность автомобильных дорог в США – 600 км, в Великобритании и Франции – 1500, в Японии – 3000 км. В настоящее время 33,6% сельских населенных пунктов России не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования, что приводит к сворачиваемости сельскохозяйственного производства.
Автомобильный транспорт отправляет 50% всех грузов, однако среднее расстояние перевозки 1 т грузов всего 21 км и поэтому грузооборот его невелик.
Для автомобильных дорог России и других стран Содружества характерна радиальная система вокруг крупных городов. Автомобильные дороги исторически сложились параллельно железнодорожным магистралям на основных направлениях экономических связей.
В федеральном законе "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" говорится, что "автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения". Автомобильные дороги в зависимости от значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Крупнейшим узлом автомобильных дорог является Москва. Вокруг Москвы построена кольцевая автомобильная дорога, от которой отходят 14 крупных автомобильных дорог: Москва-Санкт-Петербург-Выборг - 870 км, Москва-Нижний Новгород-Казань - 800 км, Москва-Рязань-Пенза-Самара - 1050 км, Москва-Минск-Брест - 1035 км, Москва-Рига - 1016 км, Москва-Харьков-Симферополь-Ялта - 1460 км, Москва-Ярославль, Москва-Воронеж-Ростов – 1167 км и др. Эти дороги имеют многополосное движение. Крупные автомобильные узлы - Санкт-Петербургский, Самарский, Нижегородский, Челябинский и т.д.
От Санкт-Петербурга, кроме Московского шоссе, автомагистрали идут на Север через Петрозаводск к Мурманску и на юг - через Псков, Витебск, Киев в Одессу.
Много автомобильных дорог с твердым покрытием построено в курортных районах Северного Кавказа. Большой поток пассажиров перевозится по дорогам региона (Новороссийск-Туапсе-Сочи, Военно-Грузинская дорога от Владикавказа через Крестовый перевал в Тбилиси).
Автомобильный транспорт имеет важное значение в восточных районах России, так как здесь слабо развит железнодорожный и водный транспорт. По ним перевозят основные грузы и пассажиров. Важными автомагистралями Сибири и Дальнего Востока являются Колымское шоссе (Магадан-Якутск), Амуро-Якутский (Большой Невер-Алдан-Якутск), Чуйский (Бийск-Горно-Алтайск-Монголия), в Монголию и Китай идет Кяхтинский (Улан-Удэ-Кяхта) тракты.
Внешние российские автомобильные магистрали ("Беларусь", "Россия", "Волга", "Урал", "Каспий", "Дон", "Байкал", "Енисей", "Амур") входят в состав международных транспортных коридоров (МТК) "Север-Юг" и "Запад - Восток", а также являются автодорожной составляющей 1-го, 2-го и 9-го панъевропейских транспортных коридоров. В настоящее время протяженность российских автомобильных дорог в составе МТК составляет около 32 тыс. км, в том числе федеральных автодорог – 27 тыс.км, территориальных автомобильных дорог – 5,1 тыс. км.
К 2013 г. планируется реализовать три проекта платных дорог: строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург длиной около 650 км с шириной проезжей части 6-8-10 полос, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области и соединительной автомагистрали в обход города Одинцово. На эксперементальном платном участке на обходе села Хлевное в Липецкой области плата составляет 10 руб за 20 км для легковых и 40 руб для грузовых автомобилей.
В 2005 г. в мире насчитывается более 140 тыс. км платных автомобильных магистралей и искусственных сооружений, функционирующих в 30 странах, в том числе в Аргентине 10 тыс., Японии – свыше 9 тыс., Франции – 7 тыс., Италии и Мексике – по 6 тыс. км и т.д.
Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки зерна и сахарной свеклы (на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземном, Поволжском районах и др.), комбикормов и овощей. Высокий удельный вес занимает автомобильный транспорт в перевозках черных металлов, цемента, лесных и нефтяных грузов, минеральных строительных материалов, угля и других грузов. В последние десятилетия (1970-2000 гг.) автомобильный транспорт используется в заграничном сообщении.
Регулярные пассажирские перевозки совершаются автобусами общего пользования. Важное значение имеют междугородные и пригородные перевозки автобусами. Отправление пассажиров автобусами в странах Содружества увеличилось с 10,9 млрд. человек в 1960 г. до 48,6 млрд. человек в 1990г., т.е. в 4,5 раза.
Грузовой парк автомобильного транспорта составляют автомобили различной грузоподъемности: небольшие фургоны на базе автомобиля "Москвич" грузоподьемностью 250 кг; автомобили грузоподъемностью 0,55; 0,8; 1,5; 3; 5; 10; 13; карьерные самосвалы БелАЗ грузоподьемностью 120, 180 и 280 т. Грузовые автомобили специализированы: выпускаются фургоны, самосвалы, цистерны и др. Широкое применение получили автопоезда: панеле-, фермо-, металло-, контейнеровозы и др.
Автомобильным транспортом в России в 2005г. перевезено 612 млн. т, что в 4,8 раза меньше уровня 1990г. (2941 млн.т). Грузооборот достигает 37 млрд. т-км, или 54,4% от объема 1990г. (68 млрд. т-км). Перевозки пассажиров автобусами уменьшились до 11,3 млрд. чел., или 40% по отношению к 1990г. (28,6 млрд. чел.).
Трубопроводный транспорт принадлежит к самым экономичным видам, так как он функционирует круглый год и для него характерным является перекачка нефти, нефтепродуктов и газа в огромных масштабах, достаточно высокая скорость и поэтому низкая себестоимость транспортировки топлива.
Грузооборот трубопроводного транспорта стран СНГ увеличился с 63,8 млрд. в 1960 г. до 2898 млрд. т-км в 1990г., т.е. в 45,4 раза, а удельный вес его в грузообороте всех видов транспорта за данный период возрос с 3,4 до 36,5%. В 80-е гг. трубопроводный транспорт уступал лишь железнодорожному. Быстрое развитие трубопроводного транспорта обусловлено ростом добычи и потребления нефти и газа и вызванное этим изменение топливного баланса.
Длина трубопроводов в странах Содружества в начале 90-х гг. составила 305 тыс. км, в том числе для транспортировки газа - около 219 тыс. км, нефтяных грузов - 86 тыс. км. Развитие сети нефтепроводов способствовало созданию районных систем: Сибирской, Урало-Волжской, Кавказской, Центральной, Казахстанской. Протяженность магистральных трубопроводов в России в конце 2005 г. превышала 220 тыс. км, в том числе газопроводов – 160 тыс., и нефтепродуктопроводов - 64 тыс. км.
Сибирская система, которая является самой крупной в России и в СНГ, начала создаваться в 60-е гг. ХХ в. В это время были сданы в эксплуатацию нефтепроводы Шаим-Тюмень и Усть-Балык-Омск, который позже доведен через Павлодар до Чимкента в Казахстане, а затем до Чарджева в Туркменистане. Для транспортировки нефти в Восточную Сибирь был построен нефтепровод Александровское - Анжеро-Судженск - Красноярск. Мощный поток западносибирской нефти направляется на запад - в основные районы потребления: Самотлор-Курган-Уфа-Альметьевск, Самотлор-Самара, Холмогоры-Клин, Сургут-Новополоцк. Большая часть сети трубопроводов состояла из труб диаметром 1020 и 1220 мм. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1220 мм достигает 80-90 млн. т в год при скорости потока нефти 10-12 км/час.
Урало-Волжская система сформировалась в основном в 60-70 гг., когда были сооружены нефтепроводы Туймазы-Омск, Туймазы-Иркутск, Альметьевск-Нижний Новгород (три нитки), нефтепродуктопроводы Уфа-Омск, Уфа-Петропавловск, Альметьевск-Пермь. К нефтеперерабатывающим заводам подведено много нефтепроводов: Ишимбай-Уфа, Туймазы-Уфа, Шкапово-Ишимбай, Бавлы-Самара и др. В Центральную Россию нефть поступает по трубопроводам Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва, Нижний Новгород - Ярославль - Кириши; международное значение имеет нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Самару – Брянск - до Мозыря (Беларусь) и далее в Польшу, Словакию, Венгрию и Германию. На Северный Кавказ проложен нефтепровод Самара-Новороссийск, в Украину-Самара-Лисичанск-Кременчуг-Херсон-Одесса.
Северо-Кавказская система включает в себя старые нефтепроводы Баку-Грозный, Грозный-Армавир-Туапсе, Грозный-Армавир-Трудовая (Донбасс), Махачкала-Грозный и трубопровод Тенгиз-Новороссийск и др.
В Казахстане кроме нефтепроводов Атырау - Орск и Мангышлак - Атырау - Самара функционирует линия Омск - Павлодар - Чимкент.
На севере эксплуатируется нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль, на Дальнем Востоке - Оха - Комсомольск-на-Амуре.
В 2000-2005гг. протяженность нефтепроводов в стране увеличилась на 2,0 тыс. км, что обусловлено пуском в эксплуатацию Балтийской нефтяной системы Ухта-Ярославль-Кириши-Приморск, а также Каспийской трубопроводной системы Тенгиз (Казахстан)-Новороссийск. В 2006г. началось строительство крупнейшего нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан протяженностью свыше 4,0 тыс. км, по которому будет перекачиваться нефть Западной Сибири, новых месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в порты Японского моря. В обход проливов Босфор и Дарданеллы будет построен нефтепровод Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция) мощностью 35 млн. т.
Транспортировка нефти в нашей стране осуществляется компанией "Транснефть". ОАО "Транснефть" было создано в 1992г. и объединяет все нефтепроводы страны, транспортируя практически 100% общероссийской нефти и нефтепродуктов.
Строительство газопроводов началось в годы Великой Отечественной войны, когда были сооружены газопроводы Елшанка - Саратов (15 км), Похвистнево - Самара (135 км). В 1945-1947 гг. был сдан в эксплуатацию газопровод Саратов - Москва длиной 843 км с диаметром труб 320 мм, в 1948г. начал действовать газопровод Дашава - Киев, позже продолженный до Москвы. За 1950-1960 гг. были построены крупные газопроводы Средняя Азия - Центр (2 нитки), Ставрополь - Москва, Вуктыл - Ухта, Ухта - Торжок и др.
В России и СНГ сформировалась единая система газопроводов, состоящая из Центральной, Уральской, Сибирской, Среднеазиатской, Украинской, Закавказской, Западной.
Освоение крупных месторождений в Западной Сибири способствовало увеличению поставок природного газа из региона в Европейскую часть СНГ и за рубеж. Сооружены мощные газопроводы диаметром 1420 мм: Уренгой-Москва, Уренгой-Грязовец, Уренгой- Елец, Уренгой-Петровск, Уренгой-Новопсков, Уренгой-Помары-Ужгород, Ямбург-Москва, Ямбург-Елец, Ямбург-Западная граница ("Прогресс") и др. Сибирская система газопроводов на Урале соединяется со Среднеазиатской.
Среднеазиатский газ поступает потребителям России по газопроводам Средняя Азия - Центр (4 нитки), Средняя Азия - Урал (2 нитки). Туркменистан и Узбекистан обслуживают промышленные центры стран Средней Азии и Южного Казахстана поставками по газопроводу Бухара - Ташкент - Чимкент - Алма-Ата - Бишкек. Природный газ с туркменских месторождений идет в страны Закавказья и в Украину.
Оренбургский газ передается по газопроводам Оренбург - Самара, Оренбург - Заинская ГРЭС и Оренбург - Новопсков - Кременчуг - Ужгород. Природный газ Севера перекачивается в дефицитные по топливу Центральный и Северо-Западный районы, Беларусь и другие регионы по газовой системе “Сияние Севера” Вуктыл - Ухта - Торжок - Ивацевичи с ответвлениями на Череповец, Вологду, Кострому, Ярославль, Санкт-Петербург. В эту систему входит газопровод Уренгой - Надым - Ухта.
Протяженность магистральных газопроводов в России за 2000-2005гг. возросла со 152 до 160 тыс. км. В этот период начали функционировать газопроводы "Голубой поток" (Северный Кавказ – Турция), Ямал – Западная Европа. Энергетическая безопасность стран ЕС будет обеспечена сооружением крупного Северо-Европейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря и соединит Россию с Германией, Великобританией и другими государствами Северной Европы. В перспективе планируется строительство газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Китай и Республику Корея.
Трубопроводный транспорт используется также для транспортировки различных жидких и сыпучих продуктов ( измельченного угля, руды, цемента, удобрений и др.). Так, этиленопровод Нижнекаменск - Казань протяженностью 280 км передает сырье от Нижнекамского нефтехимического комбината на Казанский завод органического синтеза, аммиак - по аммиакопроводу Тольятти - Одесса, уголь - по углепроводам от шахт “Инская” и “Юбилейная” (Кузбасс) в Новокузнецк и Белово.
Увеличение потребления нефти и природного газа в отдаленных от основных месторождений топлива районах - Ценральной России, на Урале, Украине, в Беларуси и других привело к росту средней дальности перекачки нефти и газа. Среднее расстояние передачи 1 т грузов трубопроводным транспортом возросло с 423 км в 1960 г. до 2366 км в 1990г., т.е. почти в 6 раз. В России в 2005г. перекачано 566 млн. т газа, 454,1 млн. т нефти и 28,2 млн. т нефтепродуктов. Грузооборот трубопроводного транспорта в 2005г. составил 2474 млрд. т-км, или 55,1% грузооборота всех видов транспорта России.
Себестоимость перекачки нефти и природного газа снижается с увеличением диаметра труб. Если диаметр 1020 мм принять за 100%, то трубы в 1600 и 1800 мм уменьшают стоимость транспортировки не менее чем в два раза. При этом снижаются и удельные расходы металла на 1 млрд. т-км.
Воздушный транспорт имеет важное значение для перевозок срочных и дорогих народнохозяйственных грузов, а также пассажиров. Для районов Крайнего Севера и Северо-Востока России он является основным видом транспорта. Самолеты и вертолеты гражданской авиации используются для авиахимических работ в сельском и лесном хозяйствах, рыболовстве, геологоразведке, строительстве и т.д. Воздушный транспорт - самый быстрый вид транспорта, но вместе с тем и самый дорогой.
Грузооборот воздушного транспорта стран СНГ увеличился с 0,56 млрд. в 1960г. до 3,22 млрд. т-км в 1990г., т.е. в 6 раз, а пассажирооборот за этот период с 12,1 млрд. до 236,7 млрд. пассажиро-км, т.е. почти в 20 раз. Большая часть пассажирооборота стран Содружества приходилась на Россию - 67,4 %, Украину - 7%, Казахстан- 5,6%, Армению, Таджикистан и Грузию - по 2,3%.
Первая воздушная линия Москва-Нижний Новгород была открыта в 1923г. Длина воздушных линий в 1990г. достигла 907 тыс. против 360 тыс. км в 1960г.
Высокие темпы развития воздушного транспорта в послевоенный период связаны с вводом в эксплуатацию скоростных реактивных самолетов большой грузоподъемности. В 1956г. первый в мире реактивный самолет Ту-104 начал регулярные полеты, в 1961г. - 170-местный самолет Ту-114 с дальностью беспересадочного полета более 7000 км и скоростью 800 км/час. В 1971-1975гг. многие воздушные линии оснащены лайнерами Ил-62М (до 200 пассажиров, крейсерская скорость 900 км/час, максимальная дальность полета 10000 км), Ту-154 (152-154 чел., крейсерская скорость 900 км/час, максимальная дальность около 4000 км) и др. В 1975г. на воздушные трассы вышел сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, способный развивать скорость 2500 км/час, в 80-е гг. на линиях с наиболее мощными пассажиропотоками - самолет–аэробус - Ил-86, на линиях средней протяженности - 120-местный самолет Як-42. В последние годы ведутся работы по освоению выпуска высокоэкономичных, комфортабельных авиалайнеров Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ту-334, "Сухой СуперДжет-100" и вертолетов Ми-38, которые будут оснащены двигателями “Пратт-энд-Уитни” и “Роллс-Ройс”.
Большая часть рейсов и главные пассажирские потоки концентрируются в Московском авиаузле. От Москвы регулярные рейсы группируются на восьми основных направлениях: Восточное- Москва-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (7500 км), а также рейсы до Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского и др.; Кавказское - Москва -Минеральные Воды, Москва-Краснодар, Москва- Адлер и др.; Северное - рейсы на Архангельск, Мурманск, Сыктывкар, Воркуту; Среднеазиатское - Самара, Алма-Ата, Ташкент, Душанбе и др.; Юго-Западное - Киев, Одесса, Кишинев, Львов; Западное и Северо-Западное - Санкт-Петербург, Минск, Рига, Таллинн и др; Крымское - курорты Крыма через аэропорт в Симферополе.
Крупнейшими узлами воздушных сообщений являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону и др.
Из Москвы регулярные международные авиарейсы совершаются на Берлин, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Гавану, Нью-Йорк, Дели, Токио и др. На воздушном транспорте России в 2005г. перевезено 37 млн. пассажиров против 91 млн. человек в 1990г. т.е. в 2,5 раза меньше. Значительно увеличатся международные авиаперевозки, что связано с появлением новых авиалиний, открытием для международного сообщения ряда аэропортов.
Протяженность воздушных линий гражданской авиации России составляет примерно 800 тыс. км, в том числе более 200 тыс. км – международные авиалинии. Авиаперевозки выполняют около 300 российских авиакомпаний, что значительно больше, чем в любой развитой западной стране. При этом 18 авиакомпаний выполняют 3/4 пассажирооборота. В России функционирует свыше 800 аэропортов, в том числе 49 – международных.
Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты, разработанные в 60-70-гг. и которые устарели морально и физически. На авиационном транспорте 26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет и эту проблему авиакомпании решает с помощью лизинга.
Крупнейшей авиакомпанией Российской Федерации является ОАО “Аэрофлот - международные линии”, созданная в 1994г., и на долю которой приходится 18% выполняемого пассажирооборота.
В 2000г. воздушные суда ОАО “Аэрофлот” выполнили 1076 одинарных рейсов в неделю в 129 городов 73 стран мира. Было перевезено 5101 тыс. пассажиров и 107,4 тыс. т почты и грузов. 60,6% всего пассажирооборота выполнено на самолетах Б-767, Б-777, А-310 и Ил-96. Были открыты авиалинии в Ереван, Тбилиси, Баку, Симферополь, Алма-Ату, Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург, Ниццу. Увеличилась частота полетов в Амстердам, Нью-Йорк, Дюссельдорф, Женеву, Афины, Стамбул, Ларнаку, Анталию, Салоники и др. В 2005г. грузооборот воздушного транспорта составил 2,8 млрд. т-км, пассажирооборот – 85,8 млрд. пассажиро-км.
В 1995г. начались ежедневные беспосадочные полеты на Б-767 в Нью-Йорк и на Ил-96 раз в неделю в Сан-Франциско и дважды в неделю в Сеул.
Контрольные вопросы и задания
Расскажите о развитии и размещении автомобильного транспорта в России.
Сравните место автомобильного транспорта в грузо- и пассажирообороте России и передовых странах мира.
Какая плотность автомобильных дорог в различных регионах России? Сравните ее с другими странами мира.
Охарактеризуйте функциональное назначение крупнейших нефтепроводов и газопроводов, берущих свое начало в Западной Сибири и Поволжье.
Какое значение имеет воздушный транспорт в экономике России? Пользуясь материалом темы, расскажите об ОАО "Аэрофлот".
- Размещение производительных сил российской федерации
- Раздел первый отраслевая часть курса
- Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- Население и трудовые ресурсы
- Лекция 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Лекция 3. Общая характеристика народного хозяйства российской федерации
- Лекция 4. Особенности развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса
- 4.1. Нефтедобывающая промышленность
- 4.3. Газовая промышленность
- 4.4. Угольная промышленность
- 4.5. Электроэнергетика
- Лекция 5. Особенности развития и размещения черной металлургии
- Лекция 6. Особенности развития и размещения отраслей цветной металлургии
- Лекция 7. Особенности развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса
- Лекция 8. Особенности развития и размещения отраслей химико-лесного комплекса
- 9.1. География отраслей растениеводства
- 9.1.1. Зерновое хозяйство
- 9.1.2. Технические культуры
- 9.1.3. Картофелеводство, овощеводство и бахчеводство
- 9.1.4. Садоводство и виноградарство
- 9.2. География отраслей животноводства
- 9.2.1. Размещение скотоводства
- 9.2.2. Особенности размещения свиноводства
- 9.2.3. Особенности размещения овцеводства
- 9.2.4. Особенности размещения птицеводства
- Лекция 10. Особенности развития и размещения отраслей легкой промышленности
- Лекция 11. Особенности развития и размещения отраслей пищевой промышленности
- Лекция 12. Особенности развития и размещения основных видов транспортного комплекса
- 12.1. Особенности размещения железнодорожного транспорта
- 12.2. География водного транспорта
- 12.3. Автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт
- Раздел второй Региональная часть курса
- Лекция 1. Центральная Россия
- Лекция 2. Европейский Север и Северо-Западная Россия
- Лекция 3. Европейский Юг (Северный Кавказ)
- 3.1. Северо-Кавказский экономический район
- Лекция 4. Урало-поволжье
- Лекция 5. Восточный макрорегион России
- Литература