logo
РПС лекции

Лекция 4. Урало-поволжье

Урало-Поволжье расположено на юго-востоке и востоке европейс­кой части России. Площадь экономической зоны составляет 1360 тыс. км2, или 8% территории, население 35,6 млн. чел., или 25,0% населения страны.

Поволжский и Уральский экономические районы занимают исклю­чительно удобное ЭГП, так они расположены на стыке европейской и азиатской частей России и обеспечивают ее экономическое един­ство. С севера на юг друг друга сменяют лесная, лесостепная, степ­ная, полупустынная и пустынная зоны, которые обусловливают боль­шое разнообразие природных условий.

Урало-Поволжье очень богато различными природными ресурсами (металлами, топливом, солями, серой, строительными материалами, лесом и т д.). Однако в связи с истощением руд черных и цветных метал­лов, нефти, лесных ресурсов, дефицитом угля, в настоящее время в больших объемах в зону ввозится сырье и топливо. Важной пробле­мой в зоне является водная, так как, во-первых, водные ресурсы раз­мещаются неравномерно и, во-вторых, здесь очень много водоемких загрязняющих воду отраслей (металлургия, химико-лесной и оборон­ный комплексы). Поэтому для решения проблемы водных ресурсов необходимо строительство очистных сооружений с использованием оборотного водоснабжения.

Территория экономической зоны хорошо и давно обжита. Она отли­чается высоким уровнем урбанизации - 75%. Крупные города и агло­мерации расположены вдоль Волги и Уральского хребта. Трудовые ресурсы Урало-Поволжья представлены высококвалифицированными кадрами (металлургами, ма­шиностроителями, химиками, работниками сельского хозяйства и т.д.).

Урал и Поволжье играют важную роль в народном хозяйстве Рос­сии. По объему промышленной продукции они уступают лишь Цент­ральному району. На долю Урало-Поволжья приходится свыше 50% продукции черной металлургии, 35% - химии, более 30% машино­строения и электроэнергетики, от 20 до 30% - цветной металлургии, топливной, строительной и пищевой промышленности, 16% - лесной индустрии. В зоне расположены крупнейшие центры науки и про­мышленные узлы (Екатеринбург, Казань, Пермь, Самара, Челябинск, Уфа и др.).

Важной особенностью Урало-Поволжья является формирование ме­жотраслевых комплексов или энергопроизводственных циклов (пирометаллургический циклы черных и цветных металлов, нефтегазо-химический, агропромышленный и др.).

По оценке специалистов Минэкономразвития путем ранжирования 12 показателей социально-экономического развития за 2000-2005гг. к регионам с уровнем развития выше среднего в Урало-Поволжье относятся Республика Башкортостан, Пермский край, Астраханская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Свердловская и Челябинская области. К регионам со средним уровнем развития относится Удмуртская Республика, ниже среднего – Волгоградская и Ульяновская области. Низкий и крайне низкий уровень социально-экономического развития имеют Республика Калмыкия и Курганская область.

4.1. Поволжский экономический район

Поволжский район включает в себя Республики Татарстан и Калмыкию (Хальмг-Тангч), Астраханскую Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области. Площадь района со­ставляет 536 тыс. км2, или 3,1% территории страны.

Поволжье - один из наиболее развитых районов России, мало в чем уступающий Центральному и Уральскому высокоиндустриальным ре­гионам. На его долю приходится 1/7 стоимости продукции электро­энергетики и машиностроительного комплекса, 1/5 - химической, 1/8 - строительной и 1/10 - топливной промышленности. Поволжье зани­мает первое место в России по выпуску автомобилей, второе - по добыче нефти. Регион представляет собой важную зерновую базу России, производит много подсолнечника, горчицы, овощей, мяса и шерсти. По масштабам сельскохозяйственного производства он уступает лишь Северному Кавказу. Поволжский район, располагаясь широкой полосой по обе стороны Волги, занимает выгодное экономико-гео­графическое положение. На востоке он граничит с мощным Уральс­ким районом, с которым его хозяйство тесно взаимосвязано, и с Казахстаном; на западе - с Северным Кавказом, Центрально-Черноземным и на севере - с Волго-Вятским районами. Волжско-Камский водный путь вместе с систе­мой речных каналов, широтные транзитные железные дороги, нефте- и газопроводы и линии электропередач связывают Поволжье со все­ми районами европейской части России. Природно-климатические условия района (равнинный рельеф, уме­ренно континентальный климат, выщелочные черноземные почвы ле­состепной, черноземные и темно-каштановые почвы степной зоны) благоприятствуют для возделывания большинства сельскохозяйствен­ных культур. Поволжье богато минерально-сырьевыми ресурсами, ос­новными из которых являются нефть и природный газ (Татарстан, Самарская, Саратовская и Астраханская области), поваренная соль (Астраханская и Волгоградская области), сера (Самарская обл.), строительные материалы и гидроресурсы Волги.

Большое влияние на развитие хозяйства Поволжья оказали истори­ческие условия, население и трудовые ресурсы. Численность населения региона на 1 января 2006г. составляет 16,2 млн. чел., средняя плотность - 30 человек на 1 км2. Поволжье характеризуется быстрым ростом город­ского населения, связанного с высокими темпами индустриального развития района. Доля горожан в общей численности населения под­нялась до 73,8%, а самыми городским являются Самарская – 80,3%, Волгоградская – 75,4% и Саратовская – 73,7% области. Все крупнейшие города района расположены на Волге, что обусловлено историческими предпосылками развития: Самара – 1143,3 тыс., Казань – 1112,7, Вол­гоград – 991,7 и Саратов – 850,1 тыс. чел. Быстро выросли за счет механического движения населения такие города, как Тольятти – 704,9 тыс., Набережные Челны – 507,2, Волжский – 308,5 и Нижнекамск – 226,9 тыс. чел. Города района носят многофункциональный характер.

Особенностью населения Поволжья является его многонациональ­ный состав. Русские составляют большую часть населения, здесь про­живают татары, чуваши, мордва, украинцы, немцы и калмыки. Если русские и украинцы расселены в районе повсеместно, то остальные народы живут компактными группами. Удельный вес русских в общей численности населения по данным переписи 2002г. в Волгоградской области составляет 88,9%, Саратовской – 85,9, Пензенской – 86,4, Самарской – 83,6 и Астраханской – 69,7%. Доля татар в Республике Татарстан возросла до 52,9% против 48,5% в 1989г., калмыков в Республике Калмыкия – до 53,3% против 45,4% в 1989г. Высокий удельный вес татар остается в Ульяновской (12,2%), Астраханской (7,0%), Пензенской (6,0%), Самарской (3,9%) и других областях.

Регион хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. В нем сформиро­вались высококвалифицированные кадры нефтяников, химиков, ма­шиностроителей, работников сельского хозяйства. Отраслевая структура промышленности Поволжья является весьма сложной, отраслями специализации выступают нефтяная, химичес­кая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, маши­ностроительный комплекс, стройиндустрия и пищевая промышлен­ность, коэффициент специализации которых очень высокий. Особен­ностями промышленного производства являются тесные взаимосвя­зи, кооперирование и комбинирование.

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышлен­ность - отрасль специализации Поволжья, определяющая в значи­тельной мере роль этого района в системе народного хозяйства Рос­сии. На протяжении долгого времени район занимал первое место по добыче нефти в стране. Послевоенный период характеризовался быстрым ростом ее добычи, что было связано с открытием и освоением новых крупных месторождений и внедрение в практику про­грессивных методов добычи. Если в 60-70гг. ХХ в. удельный вес Поволжья в добыче нефти составлял 2/3, то в настоящее время он снизился до 11,1% (52 млн. т). Первое место в добыче топлива занимает Татар­стан, где выделяются Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождения и сформировались Альметьевско-Бугульминский и Елабужский районы. На втором месте находится Самарская область, главные промыслы которой расположены в Кинель-Черкасском (Мухановское, Кулешовское месторождения) и Жигулевско-Сызранском (Сызранское, Жигулевское, Зольненское месторождения). Небольшое количество нефти добывается в Астраханской, Волгоградской и Саратовской обла­стях. Концентрацией мощностей по переработке нефти выделяется Самарский район. Кроме того, НПЗ находятся в Волгограде, Сарато­ве и Казани. На долю региона приходится 21% первичной переработки нефти России. На них получают моторные топлива, мазут, различные масла, полупродукты для нефтехимии. Нефть и нефтепродукты экс­портируются из Поволжья в другие районы России, страны Европы и СНГ.

Газодобывающая промышленность получила развитие в районе в послевоенный период, когда стали разрабатываться месторожде­ния в Саратовской и Волгоградской областях. Перспективы отрасли связаны с освоением Астраханского газоконденсатного месторож­дения.

Газобензиновые заводы, использующие попутные нефтяные газы, размещены в Альметьевске и Отрадном. Основу электроэнер­гетики района составляет Волжско-Камский каскад ГЭС, крупнейши­ми из которых являются Волгоградская (мощность 2,5 млн. кВт), Са­марская у Тольятти (2,3 млн.), Саратовская у Балаково (1,4 млн.), Нижнекамская (1,25 млн. кВт). В Поволжье функционирует ряд мощ­ных тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе (Заинская - 2,4 млн. и Волгоградская ГРЭС - 1 млн. кВт). Построена крупная Балаковская АЭС - 4 млн. кВт. Поволжье отдает электроэнергию в другие районы России. Производство электроэнер­гии в районе составляет 116 млрд. кВт·ч, или 12,2% от выработки в стране.

Машиностроительный комплекс Поволжья производит около 30% про­мышленной продукции района, имеет сложный отраслевой состав и разветвленные связи с другими производствами. По стоимости про­дукции комплекса он уступает только Центральному и Уральскому рай­онам.

Ведущая отрасль машиностроительного комплекса - транспортное машиностроение. Крупнейшие автозаводы России построены в Тольятти ("ОАО АвтоВАЗ" производит свыше 700 тыс. шт. легковых автомобилей "Жигули", "Лада" и др.), комплекс заводов в Набережных Чел­нах (ОАО "КамАЗ" имеет мощность 150 тыс. шт. большегрузных авто­мобилей), в Ульяновске (ОАО "УАЗ"). Они кооперируют с заводами-смежниками в Димитровграде, Нижнекамске, Тольятти, Белебее, Уфе и других городов, получая от них комплектующие изделия, детали и т.д. Автомобилестроение развивается в Сызрани, Нижнекамске и других городах. Самолетостроение развито в Саратове, Ульяновске, Самаре, вертолетостроение - в Казани, судостроение - в Астрахани, Волгограде, Са­маре и др. Так, Казанское авиапредприятие выпускает Ту-204 с пермскими мо­торами, Ульяновский авиационно-промышленный комплекс "Авиастар" - Ту-204-120 с моторами британской фирмы "Роллс-Ройс", Самарский "Авиакор" - Ту-154 и другие виды авиалайнеров. Предприятия района производят троллейбусы (г. Энгельс).

Поволжский район выделяется высоким уровнем развития станкостроения (Самара, Саратов, Ульяновск), тракторо- и сельхозмашиностроения (Волгоград, Сызрань, Красноармейск, Кузнецк), производством нефтяного и нефтехимического оборудования (Волгоград, Саратов, Самара). В последнее время развивается при­боростроение, в том числе часовая (Пенза, Чистополь) и подшипни­ковая промышленность (Саратов, Ульяновск).

Анализируя развитие машиностроительного комплекса Поволожья в 1991-2005гг. следует отметить, что производство некоторых видов продукции сократилось в несколько раз.

Машиностроительный комплекс использует металлопрокат Уральской базы. Часть потребностей покрывается за счет металла, производимого на передельном металлургическом заводе в Волгограде, а также алюминием Волгоградского и Самарского алюминиевых заво­дов. Производство труб создано в г. Волжский, Альметьевске и Энгельсе.

Наличие крупных ресурсов углеводородного сырья, топливных, вод­ных и трудовых ресурсов, источников энергоснабжения способствовали созданию в Поволжье химических и нефтехимических комп­лексов, тесно связанных с нефтезаводами. Регион превратился в важную базу России по производству синтетического каучука и автомобильных шин (Волжский, Казань, Нижнекамск, Тольятти), химических волокон (Балаково, Саратов, Энгельс), пластмасс и смол (Нижнекамск). Предприятия Поволжья выпускают азотные (из Тольятти жид­кий аммиак отправляется по аммиакопроводу в Одессу) и фосфатные (Балаково) удобрения, кинопленку (Казань) и целый ряд другой химической продукции. Район производит 30% во­локон, 22,8% пластмасс и смол, 33,1% шин России (2005г.).

Отраслью специализации района является промышленность стро­ительных материалов. Цементные заводы Вольска, Михайловки, Жигулевска и других городов производят большое количество цемента; строительство крупных промышленных комплексов в районе вызвало создание мощной строительной индустрии.

Важное место занимает пищевая промышленность: мукомольно-крупяная, рыбная, соляная, мясо-молочная, консервная, маслобойная. Предприятия пищевого комплекса размещены в крупных горо­дах района. Текстильная промышленность представлена хлопчатобу­мажной (Камышин), шерстяной - в Пензенской (Сурск) и Ульяновской (Барыш) областях. Меховая промышленность развита в Казани, обув­ная, трикотажная и швейная - в крупных транспортных узлах.

Рейтинг крупнейших компаний по объему реализации продукции в 2006г. возглавляет ОАО "Татнефть" (18-место) – 169,9 млрд. руб., или 6,0 млрд. долл. и чистой прибылью в 36,6 млрд. руб., ОАО "Авто ВАЗ" (21-е место) соответственно 132,5, 4,7 и 1,4 млрд. руб., ОАО "КамАЗ" (42-е место) – 56,2, 2,0 и 0,7 млрд. руб. В список 400 крупнейших компаний вошли "Нижнекамскнефтехим" (50-е место), ОАО "Самаранефтегаз" (51-е), ОАО "Татэнерго" (90-е), ОАО "Нижнекамскшина" (159-е), ОАО "Тольяттиазот" (161-е), ЗАО "Куйбышевазот" (175-е), ОАО "Казаньоргсинтез" (176-е).

Ведущей отраслью сельского хозяйства, опирающегося на обшир­ную естественную базу, является зерновое хозяйство. Главная зер­новая культура - яровая пшеница, которая возделывается на левобе­режье Волги в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях. В Поволжье выращиваются твердые высокобелковые сорта пшеницы. В правобережье района распространены посевы озимой пшеницы, в северных областях большие площади заняты посевами ржи, на юге - риса. Район занимает первое место в России по посевам проса. Здесь выращивают ячмень, кукурузу, овес и гречиху. Валовой сбор зерна в среднем за 1991-1995гг. составил 15,56 млн. т, в том числе озимых пшеницы и ржи - 10 млн. т, в 1996-2000гг. – 12,61 млн. т, в 2001-2005гг. – 15,1 млн.т, а урожайность зерновых культур - 15-20 центнеров с 1 га.

Важнейшими техническими культурами Поволжья являются под­солнечник (Волгоградская и Саратовская области), сахарная свекла (Пензенская и Ульяновская области и Татарстан) и горчица (Волгог­радская обл.). В районе развиты овощеводство и бахчеводство, перспективы которых связаны с освоением Волго-Ахтубинской пой­мы.

По поголовью крупного рогатого скота Поволжье занимает одно из первых мест в России. В лесостепной зоне он имеет молочно-мясное направление, в южных засушливых районах - мясное. Регион специ­ализируется на тонкорунном и полутонкорунном овцеводстве (Вол­гоградская и Саратовская области и Калмыкия), сви­новодстве, птицеводстве и коневодстве.

В Поволжье основными видами транспорта являются железнодо­рожный (дороги широтного направления проходят через Казань. Са­мару, Саратов, Волгоград), речной (крупнейшие порты Казань, Сама­ра, Волгоград и Астрахань), трубопроводный и автомобильной транс­порт. Транспорт осуществляет перевозки машин, оборудования, удоб­рений, нефти, леса, металла, зерна, овощей, строительных материа­лов.

4.2. Уральский экономический район

В Уральский район входят Республика Башкортостан и Удмуртская, Пермский край, Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинс­кая области. Площадь района составляет 824 тыс. км2, или 4,8% территории Российской Федерации.

Уральский район является одним из наиболее развитых регионов России, занимает второе место после Центра по объему промыш­ленной продукции, стоимости основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала. Урал - старейший в стране очаг горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии. В настоящее время на его долю приходится почти половина продукции черной и 25% цветной металлургии Рос­сии. Удельный вес Урала в стоимости продукции машиностроитель­ного комплекса, химической, топливной промышленности и электро­энергетики составляет 1/6 от общего объема этих отраслей в стра­не. Район дает значительную часть продукции лесной (1/8), строи­тельной (1/7) и горнодобывающей (1/9) промышленности. На Урале хорошо развиты и такие отрасли, как легкая и пищевая промышлен­ность, сельское хозяйство.

Урал занимает выгодное экономико-географическое положение, рас­полагаясь на границе европейской части России с Сибирью, Казахста­ном и странами Средней Азии. Его соседство с крупнейшими топливно-энергетическими базами исключительно удачное: Западно-Сибирским топливно-энергетическим комплексом, Кузбассом, КАТЭКом и др. Через его территорию прохо­дит четыре важнейшие железные магистрали, соединяющие запад­ную и восточную части России.

Природно-экономические факторы оказывают большое влияние на развитие хозяйства района. Мощному развитию экономики способ­ствовало наличие разнообразных природных ресурсов: Предуралье богато нефтью, природным газом, калийными и поваренными соля­ми, известняками; горная часть выделяется запасами черных и цвет­ных металлов, драгоценных камней; Зауралье располагает запасами бурого угля, строительных материалов и лесных ресурсов. В целом на Урале добывается 50 химические элементов.

По численности населения (19,4 млн. чел.) Урал уступает лишь Центральному району. Плотность населения составляет 25 чел. на 1 км2. 3/4 населения проживает в городах, крупнейшими из кото­рых являются Екатеринбург –1308,4 тыс., Челябинск – 1093,0, Уфа – 1029,6 тыс. чел. К крупным городам относятся Пермь – 993,3 тыс., Ижевск – 619,5, Оренбург – 533,9 тыс. чел. В связи с индустриализацией возникло много новых городов, в том числе Магнитогорск, Стерлитамак, Салават, Первоуральск, Березники и др. В районе сформирова­лись крупные агломерации: Екатеринбургская, Челябинская и Перм­ская.

Большая часть населения приходится на долю русских и украинцев, вторую группу образуют башкиры, удмурты, татары и коми-пермяки. По переписи 2002г. русские составляли в Курганской области 91,5%, Свердловской – 89,2, Пермском крае – 85,2, Челябинской – 82,3 и Оренбургской – 73,9%. На долю башкир в Республике Башкортостан приходится 29,8%, русских – 36,3 и татар – 24,1%, удмуртов в Удмуртской Республике – 29,3% и русских 60,1%. Миграционные процессы способствовали к увеличению численности казахов в Оренбургской и Курганской областях.

Урал располагает высоким научно-техническим потенциалом, в том числе кадрами металлургов, машиностроителей, работников хими­ческой и лесной промышленности, сельского хозяйства, накопивших огромный производственный опыт. Значительная часть трудовых ре­сурсов занята в научной сфере (в городах района насчитывается около 200 научно-исследовательских институтов, много учебных вузов).

Стержнем экономики Урала является черная и цветная метал­лургия (доля их в стоимости валовой продукции всей индустрии – 28,5%). Черная металлургия района производит 40 – 45% чугуна, стали и проката страны. Она использует железные руды Качканарской и Тагило-Кушвинской групп месторождений в Свердловской, Бакальской - в Челябинской и Орско-Халиловской - в Оренбургс­кой областях. Уральские железные руды отличаются высоким качеством, так как в них содержатся ценные примеси (титан, ванадий, вольфрам, молибден и др.), но они в значительное мере выработаны. В связи с этим заводы региона получают руду из Кустанайской области Казах­стана и КМА. Коксующиеся угли поступают из Кузбасса на расстоя­нии более 2000 и из Караганды - 1000 км. Свыше 80% металла райо­на дают четыре крупнейших комбината, преобразованные в начале 90-х гг. в акционерные общества: Магнитогорский, Нижнетагиль­ский, "Мечел" (Челябинск) и "Носта" (г. Новотроицк). Реконстру­ированы старые металлургические заводы, специализирующиеся на выпуске качественных марок стали, - Серовский, Чусовской, Златоустовский, Белорецкий, Ижевский и др. В районе создана крупная трубная про­мышленность - Челябинск, Каменск-Уральский, (Синарский трубный завод), Первоуральск, Полевской (Северский трубный завод), производящие 3/4–4/5 труб России. Крупный электрометаллургический комбинат, производящий ферросплавы, находится в Челябинске, природнолегированную сталь выплавляют в Новотроицке. Выплавка стали в 2005г. составила 30,6 млн. т против 43 млн. т в 1990г., т.е. уменьшилась на 28,9%, производство проката соответственно 25,1 и 30,0 млн. т, т.е. на 16,3 % меньше.

Коэффициент локализации (Кл) чёрной металлургии Урала определяется по формуле:

Кл = Пр/Пс, где

Кл – коэффициент локализации отрасли;

Пр – доля отрасли во всём производстве района, рассчитываемая по стоимости товарной продукции, численности промышленно-производственного персонала и стоимости основных производственных фондов;

Пс – доля той же отрасли во всём производстве страны.

Доля чёрной металлургии в промышленном производстве Уральского округа (Пр) в 2004г. составляла 18,7%, а удельный вес её (Пс) во всём промышленном производстве страны – 11,8%. Таким образом, коэффициент локализации чёрной металлургии Урала будет равен: Кл = 18,7/11,8 = 1,6. Следовательно, чёрная металлургия является отраслью специализации, так как коэффициент локализации больше 1.

Объем реализации продукции компании ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", занимающей 20-е место в рейтинге крупнейших компаний России, составил в 2005г. 155,2 млрд. руб., или 5,4 млрд. долл., чистая прибыль - 26,8 млрд. руб., ОАО "Мечел" (23-е место) соответственно 107,6, 3,8 и 10,8, ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" (106-е место) – 20,2, 0,7 и 0,64 млрд. руб. В рейтинг "Эксперт-400" входят ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (116-е), ОАО "Первоуральский новотрубный завод" (127-е), ОАО "Златоустовский металлургический завод" (307-е место) и др.

Урал - один из крупнейших районов цветной металлургии России, представленный медной, алюминиевой, никелевой, титано-магниевой, цинковой, добычей благородных металлов и драгоценных кам­ней. Предприятия медной промышленности (10 заводов) используют Гайское, Медногорское, Дегтярское, Кировградское, Сибайское и дру­гие месторождения медно-колчеданных и медно-порфировых руд. Они расположены в Медногорске, Кировграде, Красноуральске, Карабаше, Кыштыме. Выплавка чистой рафинированной меди осуществля­ется в Ревде и Верхней Пышме (Свердловская обл.). Алюминие­вая промышленность сформировалась на основе собственных высо­кокачественных бокситов Североуральского бассейна. Глинозем и ме­таллический алюминий выплавляются в Краснотурьинске и Каменске-Уральском. Никелевые заводы, работающие на местном сырье, находятся в Верхнем Уфалее, Реже и Орске, титано-магниевые ком­бинаты - в Березниках и Соликамске , цинковый - в Челябинске. Цвет­ная металлургия Урала комбинирует с химической промышленнос­тью: на основе использования отходов медных и цинковых заводов получают серную кислоту.

ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", в состав в которой входят Верхнесалдинское металлургическое, производственное объединение и АВИСМА – титано-магниевый комбинат (г. Березники, Пермский край) - крупнейший в мире производитель титановой продукции. Компания занимает 137-е место в рейтинге "Эксперт–400" с объемом производства продукции в 16,8 млрд. руб., или 0,6 млрд. долл. На 30-м месте находятся предприятия ОАО "СУАЛ", на 177-ом - "Русская медная компания",.

К важнейшим проблемам металлургической промышленности реги­она относятся комплексное использование сырья, дефицит водных ресурсов и охрана окружающей среды.

Ведущей отраслью специализации Урала является машиностроительный комплекс, на долю которого приходится 16,0% стоимости товарной продукции всей промышленности региона. В связи с тем, что здесь производится много черных металлов, в районе наибольшее развитие получило тя­желое металлоемкое машиностроение. Урал дает значительную часть металлургического, горного, нефтяного, химического и энергетичес­кого оборудования. В тяжелом машиностроении Урала выделяются такие гиганты, как ОАО "Уралмаш", ОАО "Уралэлектротяжмаш", "Уралхиммаш", Уральский турбомоторный (все в Екатеринбурге), "Южтяжуралмаш" (Орск), ФГУП "ПО "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил). Заводы транспортного ма­шиностроения выпускают грузовые - Миасс (ОАО "УралАЗ") и легко­вые - Ижевск (ОАО "Ижавто") автомобили, автобусы (Нефтекамск), товар­ные (Нижний Тагил) и пассажирские (Усть-Катав) вагоны, трамваи (Усть-Катав), мотоциклы (Ижевск), тепловозы (Камбарка).

Сельскохозяйственное машиностроение развито в Челябинске (про­изводство тракторов), в Кургане (почвообрабатывающие машины), Перми и Воткинске (доильные установки). Район специализируется на выпуске станков и инструментов (Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Зла­тоуст), различных турбин и электродвигателей (Екатеринбург), дизе­лей, трансформаторов (Пермь) и моторов (Уфа, Пермь).

В связи с тем, что машиностроение Урала тесно связано с ВПК, его предприятия выпускают танки, боевые машины пехота, ракеты, стрелковое оружие (Челябинск, Нижний Тагил, Ижевск, Воткинск, Курган).

В рейтинг "Эксперт–400" по объему реализованной продукции в 2005г. вошли такие машиностроительные предприятия, как "ПО" Уралвагонзавод" (91-е), "Уфимское моторостроительное ПО" (238-е) и "Пермский моторостроительный комплекс" (300-е место).

Третьей отраслью специализации индустрии Урала является химико-лесной комплекс (его доля в стоимости валовой продукции всей промышленности 14,1%). По удельному весу химической промыш­ленности в общем объеме производства Урал уступает лишь Поволжскому району. Наибольшее развитие здесь по­лучили содовая, сернокислотная промышленность и производство минеральных удобрений. На базе гигантского Верхнекамского мес­торождения калийных солей (запасы 22 млрд. т) работают четыре калийных комбината в Березниках (ОАО "Уралкалий") и три в Соликамске (ОАО "Сильвинит"), дающие 100% калийных удобрений России. Азотные удобрения производят в Березниках (из тюменского газа), в Салавате (на попутных газах), Губахе (из коксовых газов), Магнитогорске (на доменных газах), фосфат­ные в Перми (из хибинских апатитов). В Башкортостане создана со­довая промышленность на основе крупного месторож­дения поваренной соли и известняков (г. Стерлитамак) и из отходов производства калийных удобрений (г. Березники). Урал производит в больших мас­штабах серную кислоту (в качестве сырьевой базы используется сер­ный колчедан, отходящие газы цветной металлургии). Сернокислот­ные заводы расположены в Перми, Красноуральске, Медногорске и др. Быстрыми темпами в районе развивается химия органического синтеза, которая представлена заводями по производству синтети­ческого каучука, пластмасс и смол, химических волокон (Екатерин­бург, Стерлитамак, Салават, Нижний Тагил, Чайковский). Район зани­мает первое место по производству удобрений – 44,8%, третье - по пластмассам и серной кислоте.

Основные массивы промышленных лесов находятся главным обра­зом в Пермском крае и Свердловской области, меньшая часть - в Башкортостане и Удмуртии. В крупных размерах (третье место после Севера и Восточной Сибири) лесозаготовки ведутся в бассейне Камы, Чусовой, Тавды, Туры. Лес вывозится в Поволжье, на Северный Кавказ и другие районы. Целлюлозно-бумажная промышленность Урала, кото­рая производит 18% бумаги России, представлена крупными комбинатами - Краснокамским, Красновишерским, Соликамским и Камс­ким (г. Пермь). На этих комбинатах выпускаются высококачественные сорта бумаги. В районе развивается лесохимия (Тавда, Ивдель, Североуральск).

Основой народного хозяйства Урала является топливно-энергетический комплекс. Район выделяется крупными размерами добычи нефти в Башкортостане (Ишимбай, Туймазы, Арлан, Шкапово), Пермском крае (Васильевское, Мазунино, Ярино и др.), Оренбургской (Бугуруслан, Бузулук) области и Удмуртии (Архангельское, Чутырь и др.), природного газа (Оренбургский комплекс). Переработка нефти ве­дется на мощных НПЗ в Уфе, Салавате, Ишимбае, Перми, Орске и Краснокамске, попутного газа в Салавате. Угольная промышленность имеет местное значение (Кизеловский каменноугольный, Челябинс­кий, Богословский и Южноуральский буроугольный бассейны). В рай­оне в 2005г. добывалось 49,2 млн. т нефти и 22,0 млрд. м3 газа.

По уровню развития электроэнергетики Урал уступает лишь Цент­ральному району. Основой ее служат тепловые электростанции: Рефтинская (3,8 млн.), Ириклинская (2,4 млн. ), Пермская (2,4 млн. кВт), Кармановская, Яйвинская, Троицкая, Южно-Уральская, Сред­не-Уральская и другие ГРЭС. На Каме расположены две ГЭС - Воткинская (1 млн. кВт) и Камская (500 тыс. кВт). Около Екатеринбурга находятся Белоярская АЭС имени И. В. Курчатова на быстрых нейт­ронах. Все электростанции соединены в единую Уральскую энерго­систему, которая связана с Поволжской и Сибирской. Производство электроэнергии в 2005г. составило 153 млрд. против 186 млрд. кВт·ч в 1990г., т.е. на 17,6% меньше.

Агропромышленный комплекс Урала обладает высокоразвитым сельским хозяйством. В структуре посевных площадей преобладают зерновые (70%) и кормовые культуры (25%). Большую часть посевов зерновых занимает яровая пшеница, которая возделывается в Орен­бургской, Курганской и на юге Челябинской области, а также в Баш­кортостане. Рожь выращивается в лесной зоне (Пермский край и Сверд­ловская область, Удмуртия), овес - на Среднем Урале, просо - в степной зоне. По валовым сборам зерна (12,3 млн. т в среднем за 1991 – 1995гг.) Урал занимал третье место в России после Северного Кавказа и Поволжья. В среднем за 1996 – 2000гг. было собрано 10,6 млн. против 14,2 млн. т в 1986 – 1990гг., в 2001-2005гг. – 10,4 млн. т (четвертое место в стране).

Из технических культур в районе выращивают подсолнечник (Оренбургская область и Башкорстан), лён-долгунец (Удмуртия и Пермский край). В лесной зоне сеют картофель, занимаются овощеводством.

В северной части Урала, где расположено больше естественных па­стбищ и выращивают кормовые культуры, разводят крупный рогатый скот молочно-мясного, на юге - скотоводство мясного направления. На сухих пастбищах степной зоны развито овцеводство и козовод­ство, а также коневодство. По поголовью скота выделяются Башкор­тостан, Оренбургская и Челябинская области. В Башкортостане раз­вито пчеловодство (бортничество).

Среди отраслей пищевой промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, выделяются мукомольная, размещаю­щаяся в южных зерновых районах и в крупных городах, и мясомо­лочная промышленность (Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Орен­бург, Магнитогорск, Курган и др.). В легкой промышленности веду­щее место занимают кожевенно-обувная, текстильная, трикотажная промышленность (Пермский край, Свердловская и Челябинская области).

В транспортном комплексе Урала к важнейшим видам относится железнодорожный транспорт, каркас которого образуют две дороги меридионального направления (Полуночное - Орск, Соликамск - Бакал) и четыре широтные дороги, проходящие через Екатеринбург, Челябинск, Уфу и Оренбург. На Урале развиты автомобильный, тру­бопроводный, водный и воздушный транспорт. Район ввозит уголь, железную руду, продукцию легкой и пищевой промышленности, а вы­возит металл, машины и оборудование, лес, бумагу, нефть, нефте­продукты, минеральные удобрения и др.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие природные и экономические предпосылки послужили основой экономического развития Поволжского и Уральского регионов?

  2. В чем состоят особенности национального состава населения Урало-Поволжья и его размещения?

  3. Проанализируйте отраслевую структуру промышленности субъектов Поволжского и Уральского экономических регионов.

  4. Выделите отрасли специализации промышленности Поволжского и Уральского регионов и расскажите, какое место они занимают в общероссийском разделении труда.

  5. Каковы особенности размещения ведущих отраслей промышленности Урало-Поволжья? Как изменилась динамика производства основных видов промышленной продукции в экономической зоне за 1990-2005гг.?

  6. Назовите основные отрасли специализации АПК Урало-Поволжья. Каковы особенности их территориальной организации в экономической зоне?

  7. На основе новейших статистических данных проанализируйте, как изменились валовые сборы зерна в регионах.

  8. Какие народнохозяйственные функции выполняют железнодорожные и трубопроводные магистрали, Волжско-Камская речная система?

  9. Чем отличаются отраслевая структура Нижнекамского и Оренбургского ТПК от промышленных узлов Поволжского и Уральского экономических районов?