Лекция 12. Особенности развития и размещения основных видов транспортного комплекса
В современный транспортный комплекс входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт общего пользования и необщего пользования - промышленный транспорт. Транспортный комплекс относится к сфере материального производства, так как его функцией является перевозка промышленной и сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю. Поэтому транспортный процесс представляет собой обязательное продолжение любого производственного процесса в промышленности и сельском хозяйстве, но уже в сфере обращения. Пассажирский транспорт общего пользования непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении как для производственных, так и для личных целей.
Транспортный комплекс способствует развитию территориального разделения труда, углублению специализации экономических районов и усилению связей между ними. Транспортная система любой страны тесно связана с территориальной структурой народного хозяйства. Он содействует повышению производительности общественного труда и в целом эффективности всего народного хозяйства.
Транспорт является крупнейшим потребителем топлива, электроэнергии, смазочных масел, металла, резины и других материалов. В транспортном комплексе России трудится 4,4 млн. человек, или 6,6% среднегодовой численности занятых в экономике России.
Устойчивое функционирование транспортных коммуникаций служит важным стабилизирующим фактором сохранения территориальной целостности и единства Российской Федерации и других стран Содружества. Благодаря транспортным артериям обеспечивается экономическая независимость и обороноспособность России, осуществляется свободное перемещение граждан и товарной продукции через многочисленные административные границы.
Размещение транспорта существенным образом отличается от размещения промышленности и сельского хозяйства. Если для промышленных предприятий характерно точечное или дискретное размещение, а сельского хозяйства - ареалами, то транспорт размещается линейно. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием различных естественных или искусственных путей сообщения.
Работа транспорта, его роль и значение в экономике страны оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота, то есть количеством перевезенных грузов и пассажиров, умноженным на дальность перевозок. В 1990г. грузооборот всех видов транспорта общего пользования составлял 5891 млрд. т-км, а пассажирооборот - 791 млрд. пассажиро-километров, в 2005г. соответственно 4491 млрд. т-км и 427 млрд. пассажиро-километров.
Использование различных видов транспорта зависит от природных и экономических факторов: климатических особенностей, себестоимости перевозок, грузоподъемности транспортных средств, скорости доставки и т.д. Во многих регионах России рационально сочетать транспорт нескольких видов, т.е. осуществлять смешанные перевозки на железнодорожном и водном, водном и автомобильном и др.
- Размещение производительных сил российской федерации
- Раздел первый отраслевая часть курса
- Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- Население и трудовые ресурсы
- Лекция 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Лекция 3. Общая характеристика народного хозяйства российской федерации
- Лекция 4. Особенности развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса
- 4.1. Нефтедобывающая промышленность
- 4.3. Газовая промышленность
- 4.4. Угольная промышленность
- 4.5. Электроэнергетика
- Лекция 5. Особенности развития и размещения черной металлургии
- Лекция 6. Особенности развития и размещения отраслей цветной металлургии
- Лекция 7. Особенности развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса
- Лекция 8. Особенности развития и размещения отраслей химико-лесного комплекса
- 9.1. География отраслей растениеводства
- 9.1.1. Зерновое хозяйство
- 9.1.2. Технические культуры
- 9.1.3. Картофелеводство, овощеводство и бахчеводство
- 9.1.4. Садоводство и виноградарство
- 9.2. География отраслей животноводства
- 9.2.1. Размещение скотоводства
- 9.2.2. Особенности размещения свиноводства
- 9.2.3. Особенности размещения овцеводства
- 9.2.4. Особенности размещения птицеводства
- Лекция 10. Особенности развития и размещения отраслей легкой промышленности
- Лекция 11. Особенности развития и размещения отраслей пищевой промышленности
- Лекция 12. Особенности развития и размещения основных видов транспортного комплекса
- 12.1. Особенности размещения железнодорожного транспорта
- 12.2. География водного транспорта
- 12.3. Автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт
- Раздел второй Региональная часть курса
- Лекция 1. Центральная Россия
- Лекция 2. Европейский Север и Северо-Западная Россия
- Лекция 3. Европейский Юг (Северный Кавказ)
- 3.1. Северо-Кавказский экономический район
- Лекция 4. Урало-поволжье
- Лекция 5. Восточный макрорегион России
- Литература