40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в рб.
Определяющая роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности принадлежит государству. В Республике Беларусь в последние годы делается акцент на усиление инновационного пути развития экономики - укрепление научно-технического потенциала с расширением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса, создание национальной инновационной инфраструктуры и необходимых стартовых условий для быстрого развертывания инновационных процессов.
Объектами государственного регулирования являются: научная, техническая и инновационная деятельность; отношения между ее участниками; отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.
Субъектами государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают: органы государственной власти и управления Республики Беларусь; юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории республики.
Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности осуществляют органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство - Сов Мин РБ, министерства, комитеты, местные органы власти и управления в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В системе государственного регулирования научной и инновационной деятельности выделяют 3 уровня: государственный, отраслевой, исполнительский.
На государственном (народнохозяйственном) уровне государственное регулирование сосредоточено на определении стратегии развития науки и техники, выборе и формировании национальных приоритетов, разработке важнейших научно-технических программ. Все проводимые на этом уровне разработки обеспечиваются государственным финансированием.
На отраслевом уровне (отраслевые министерства, концерны) регул нацелено на конкретизацию приоритетов НТП, формирование отраслевых, межотраслевых научно-технических программ, разработку перспективной технической пр-ции.
Особую роль в системе государственного регулирования развития науки и техники играет Национальная академия наук Беларуси. Она участвует в формировании и реализации государственной политики, проведении экспертизы научно-технических программ и инновационных проектов.
Основными составляющими государственного регулирования научной и инновационной деятельности на современном этапе являются:
-прогнозирование важнейших направлений соц-эк, научно-технической политики;
-научно-технические программы - государственные, отраслевые, региональные;
-финансирование и кредитование научно-технической деятельности;
-налогообложение в научно-технической сфере;
-государственный заказ.
Комплексный прогноз, или комплексная программа научно-технического прогресса (КП КТП) до 2020 г., является важнейшим прогнозным документом, отражающим приоритетные направления развития науки и техники, обосновывающим практические мероприятия, обеспечивающие их максимально возможное и эффективное использование в народном хозяйстве.
- 1. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере. Концепция рег рыночной эк.
- 2. Эк-кие системы и модели рыночной эк: структурные составляющие и отл особенности. Роль и место гос рег экономики в эк-ких системах и моделях.
- 3. Бел модель соц-ориент рыночной эк: хар-ные черты и особенности формирования сгрэ.
- 4. Базовые элементы, принципы, императивы, доминанты и приоритеты, общесистемные условия и цели белорусской сгрэ.
- 5. Эк-кая подсистема. Ее взаимодействие с соц и экологической подсистемами. Влияние инст-ной, конкур, правовой среды. Учет внешнего воздействия.
- 6. Цели и задачи, политики, потенциалы, средства реализации системы упр эк.
- 7. Субъекты и объекты гос. Рег, прямые и обратные связи в сгрэ.
- 8. Функции гос-ва в сгрэ.
- 9. Механизмы и инструменты реализации гос-ной экономической политики.
- 10.Гос сектор экономики в сгрэ: понятие, роль и значение, характеристика.
- 11. Понятие, сущность и виды общегосуд план. Осн процедуры планирования.
- 12. Программирование как форма грэ. Понятие и виды программ, их хар-ка и направления примен.
- 13. Прогнозирование в сгрэ.
- 14. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос регулировании рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 15. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования.
- 16. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования и планирования.
- 17. Системы показателей: классификация, требования, предъявляемые к ним.
- 18. Информационное обеспечение процессов планирования и прогнозирования.
- 19. Система методов планирования прогнозирования экономики.
- 20. Формализованные методы, используемые в прогнозировании.
- 21. Интуитивные методы прогнозирования экономики.
- 22.Методы планирования: программно-целевой, балансовый, нормативный.
- 23. Сущность и значение фин системы в рег эк, направления ее развития.
- 24. Бюджетно-налоговое регулирование.
- 25. Кредитно-денежное регулирование.
- 26. Цены в системе государственного регулирования соц-эк. Развития.
- 27. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования.
- 28. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
- 30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
- 31. Условия и принципы организации гос-нного рег эк-ки в рб.
- 32. Республиканские экономические органы управления.
- 33. Отраслевые органы управления, их функции.
- 34. Органы хозяйственного управления (холдинги (концерны), объед) и д.Р.
- 35. Система показателей, хар-щих масштабы и темпы роста общ-ного пр-ва.
- 36. Система национальных счетов в государственном рег экономики.
- 37. Гос рег структуры общественного пр-ва и макроэкономических пропорций.
- 38. Понятие и содержание научной и инновационной деятельности.
- 39. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в рб.
- 41. Понятие и сущность инвестиций, инвест деятельности и инвест климата.
- 42. Государственная инвестиционная политика рб.
- 43. Содержание государственного регулирования инвест деятельности.
- 44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.
- 45 Организационная система гос рег малого предпринимательства.
- 46. Содержание гос рег предприним и малого бизнеса, его правовая и эк основа.
- 47. Промышленность как отрасль мат пр-ва и объект гос рег: особенности и хар-ка.
- 48. Государственная промышленная политика рб и механизм ее реализации.
- 49. Организация и содержание гос рег промышленного производства в рб.
- 50. Апк как объект гос регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 51. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 52. Организация государственного регулирования апк рб.
- 53. Строительный комплекс как объект гос рег: особенности, основные хар-ки, состояние и тенденции развития строит комплекса рб в условиях форм рын отнош.
- 54. Строительная политика рб и механизм ее реализации.
- 55. Организация гос рег строит комплекса рб и пути ее совершенствования.
- 56. Транспортный комплекс как объект гос рег: особ, сост и тенденции развития.
- 57. Показатели, используемые в системе регулирования транспортного комплекса.
- 58. Организация и содержание гос регулирования транспортного комплекса.
- 59. Социальной сферы жизни общества как объект гос рег. Социальная направленность деятельности государства в условиях рыночной экономики.
- 60. Социальной политика государства: понятие, принципы формирования, механизм реализации. Социальная политика рб, ее приоритетные направления.
- 61. Содержание гос рег социального комплекса рб на современном этапе.
- 62. Население как производительная сила общества. Демограф политика гос и меры по ее реализации.
- 63. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особ, хар-ка.
- 64. Механизм государственного регулирования занятости населения.
- 65. Уровень жизни (уж) и доходов населения: понятие, характеристика.
- 66. Государственное регулирование доходов населения.
- 67. Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Гос рег доходов населения.
- 68. Система соц. Защиты населения, ее границы. Система соц. Защиты в рб, ее основные компоненты.
- 69. Социальные гарантии, стандарты, нормы и нормативы.
- 70. Понятие и основные составляющие соц инфраструктуры. Содерж гос. Рег соц инфраструктуры.
- 71. Госуд. Рег развития системы здравоохр в рб: цели, задачи, организац. Механизм рег-ния.
- 72 Гос рег развития образования в рб: цели, задачи, организация и механизм рег-ния.
- 73. Понятие, состав и особенности функционирования соц-потреб комплекса.
- 74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка.
- 75. Общественное питание и бытовое обслуживание как объекты гос. Рег.
- 76. Жкх как объект гос. Рег: понятие, состав, роль в эк страны и пробл развития.
- 77. Роль и место гос. Рег э. В экон. Системах и моделях рыночной экономики, структурные составляющие и отличительные особенности этих систем и моделей.
- 78. Экономика сша как объект гос.Рег: особен, состояние, тенденции развития.
- 79. Особенности, сост и тенденции развития эк и сложившаяся сгр в Великобрит.
- 80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление.
- 81. Экономика Германии как объект гос рег: особ, сост, тенденции развития.
- 82. Государственное управление экономикой в странах Европы.
- 83. Западный опыт гос. Рег соц сферы (занятость, соцзащ, пенсионное обеспеч).
- 84. Опыт госуд. Регулирования экономики в заруб. Странах: Японии и Китае.
- 85. Экономика Японии как объект гос. Рег: особенности, состояние и тенденции на совр этапе.
- 86. Китайский опыт экономических реформ, формирования и развития сгрэ.
- 87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и юар), Австралии и Новая Зеландия.