logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и юар), Австралии и Новая Зеландия.

Индия. 15 августа 1947 г. Индия обрела политическую независимость, и данный факт естественно повлиял на экономику Индии. Индийское правительство провозгласило своей задачей достижение экономич-й самостоятельности, активно используя материальные и людские ресурсы страны, т.е наблюдаетсяактивное гос. участие. Экономич-я политика правительства последовательно реализовывалась в рамках пятилетних планов.

Первый пятилетний план начал осущ в 1952 году, а в 2007 году Индия начала реализ 5-ий план.

Экономическое положение страны противоречиво. С одной стороны, Индия — одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых, с др. стороны, это аграрно-индустриальная страна, 2/3 беднейшего населения планеты проживает в Индии.

Региональное развитие Индии неоднородно. Север страны: вне влияния западной цивилизации, здесь действуют местные обычаи, сложилась культура, тормозящая промышленное развитие Юг: современная культура сложилась под влиянием британцев. На западе: легкая промышленность, основой кот. является частный бизнес, с 1950-х гг. тяжелая и добывающая промышленность (металлургия и добыча угля). Эти отрасли, став неконкурентоспособными приходят, в упадок.  из-за проведения с 1950-х гг. политики изоляционизма и опоры на собственные силы. Политика импортозамещения; проводимая индийским правительством в 1950—1980-х годах привела к утечке капиталов за рубеж, расцвету коррупции и организованной преступности, росту теневого сектора, контрабанды. Результатом такой политики стала общая и технологическая отсталость Индии

Сингапур. С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишенный ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.

Стратегия экономич-го развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в фин и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностр инвесторов.

В Сингапуре насчитывается около 130 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это – 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.

Южная Корея. Капиталистическая модернизация, развернувшаяся в Южной Корее после окончания второй мировой войны, и освобождение её от колониальной зависимости от Японии.

Процесс становления и развития госрегулирования эк можно условно разделить на пять этапов.

1. 1948-1960 годы: созданием основ структуры госрегулированияобразован госсектор, законодательное оформление, начальные попытки координации экономич-й жизни путём разработки первых стратегических программ и планов, подкреплённых проведением реформ. Предвоенные (до 1950 года) реформы – аграрная, административная, образовательная и ряд других – проявили позитивные результаты впоследствии, дав первоначальный импульс капитализации общества (образованы многие министерства и другие официальные организации). Апробация курса на импортозамещающее развитие. Делая ставку на поддержку крупного бизнеса, государство не только использовало имевшиеся у него рычаги экономич-го регулирования, но и разрабатывало новые.

2. 1961-1979 годы: цель – достигнуть в рекордно короткие сроки экономич-го процветания путём внедрения в нац-е производство модели экспортного развития. Повышение престижа страны за рубежом, осуществился выход на внешние рынки, начался поворот к открытости экономики по мере следования по пути экспортной ориентации.

3. 1980-1987 гг.: попытки снизить степень влияния гос-ва на эк с помощью половинчатых реформ.

4. 1987-1992 годы: начало эпохи постепенного «размывания» СГРЭ.

5. 1993-2002 гг.. Под влиянием как внутренних, так и внешних факторов отмеченный выше процесс приобрёл ещё более отчётливую антигосударственную направленность.

Израиль. Технологически развитая, рыночная экономика со значительным участием государства. Конец 60-х гг.: существенные изменения в структуре экономики: наибольшее развитие получили наукоемкая пром-ть, соответственно в рамках научно-исслед программ - прикладные исследования.

Активная экономическая политика: развитие различных сфер экономики. в 1997 г. Министерством промышленности были утверждены новые правила поддержания экспорта  Создан специальный Фонд поддержки, который должен стимулировать повышение конкурентоспособности израильских товаров на внешнем рынке. При оказании помощи приоритет отдается малым и средним компаниям. Поощряя развитие малого бизнеса, власти вместе с тем строго следят за экономич-й деятельностью фирм, защищая интересы населения, в том числе и юридические, от недобросовестного предпринимательства.

Рынок труда. гос. закон, общий для всех структур рынка труда; отраслевое соглашение, устанавливающее общие нормы для предприятий данной отрасли; соглашение между объединением работников данного предприятия и работодателем; индивидуальный договор между отдельным работником и работодателем.

Острая проблема – жилищная. Примерно 90% земли принадлежит государству, кот. через Земельное управление решает связанные с ее использованием вопросы. Здесь развивается государственное и частное жилищное строительство. На гос. земле строительство осуществляют, как правило, гос. строит компании. Основная задача гос - обеспечить жильем новых граждан Израиля.

Египет. Черты современной египетской экономики:

ЮАР Самая развитая на Африканском континенте, единственная страна, которую не относят к Третьему миру (НО: апартеид  негативный отпечаток: 50% населения (в основном темнокожие) – за чертой бедности, высокая преступность и безработица (23% в 2008 г.))

Основной политический курс государства - стабилизация экономики.

Главные факторы, определяющие соц-эк ситуацию в стране: усиленное внимание правительства ЮАР к вопросам постоянного роста экспорта страны, инвестиций в основной капитал, динамики роста потребления и реальных доходов населения. Обеспечение наиболее благоприятных условий для внешнего развития страны, поддержание положит-го платежного баланса и внешней торговли обеспечивает правовая база, поддерживающая свобод-е предпринимательство.

Основные принципы программы GEAR: 1)поддержка роста инвестиций и внешней торговли; 2)обеспеч-е свободного движения капитала как внутри страны, так и на междунар-м уровне; 3)поддержка свободной торговли и проведение тарифным реформ; 4)осуществл-е гибкого контроля рынка труда; 5)увелич-е роста инвестиций в реальный в реальный сектор экономики.

• Стимулирование привлечения инвестиций и увеличение уровня занятости населения за счет реструктуризации и приватизации гос. предприятий

• Экспортно-импортной политика  таможенный протекционизм; финансово-экономический контроль превалирует над административные.

• Решение вопросов, связанных с безработицей, и вопросов перераспределения доходов населения, что выражается, прежде всего, в создании дополнительных рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих и специальных дотационных программ.

• Прогрессивное законодательство, направленное на привлечение иностранного капитала.

Новая Зеландия. Развитая страна с рыночной системой экономики, основу кот. составляют с/х, обрабатывающая и пищевая промышленность и туризм. Является одним из лидеров в рейтинге по дружественности к малому бизнесу.

Широкая система соц. обеспечения. (Пенсии по старости появились в 1898 г., к 1938 г. развилась обширная система соц. обеспечения. Различные программы включали также субсидирование жилья, бесплатное образование, пособия по безработице и др. соц. прог¬раммы.)

С 60-х по 80-е гг. - отставание Новой Зеландии от других стран ОЭСР: избыточное регулирование, субсидии и высокие налоги вызывали неэффективное использование ресурсов, низкую производит-сть и замедление роста экономики; высокие тарифы и импортный контроль защищали промышленность от иностранной конкуренции; налоговая система создавала препятствия для инвестиций; гос. предприятия, составлявшие большую часть экономики, страдали от плохого управления и неэффективных инвестиц решений; качество общественных услуг также был невысоко.

1984 гг. - правившая более 30 лет Национальная партия проиграла выборы  ускорило развитие экономич-го кризиса: причина – ожидание девальвации новозеландского доллара запрет на торговлю иностранной валютой  опасность дефолта по внешним заимствованиям. Основной причиной экономич-го кризиса: ухудшение торгового баланса.

Новая политика. Основа: возврат к свободе рынков, снятие сетей регулирования и субсидирования + реформа социального обеспечения.

Основные изменения в социальной политике:

1. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере. Концепция рег рыночной эк. 1

2. Эк-кие системы и модели рыночной эк: структурные составляющие и отл особенности. Роль и место гос рег экономики в эк-ких системах и моделях. 2

3. Бел модель соц-ориент рыночной эк: хар-ные черты и особенности формирования СГРЭ. 3

4. Базовые элементы, принципы, императивы, доминанты и приоритеты, общесистемные условия и цели белорусской СГРЭ. 4

5. Эк-кая подсистема. Ее взаимодействие с соц и экологической подсистемами. Влияние инст-ной, конкур, правовой среды. Учет внешнего воздействия. 5

6. Цели и задачи, политики, потенциалы, средства реализации системы упр эк. 6

7. Субъекты и объекты гос. рег, прямые и обратные связи в СГРЭ. 7

8. Функции гос-ва в СГРЭ. 8

9. Механизмы и инструменты реализации гос-ной экономической политики. 9

10. Гос сектор экономики в СГРЭ: понятие, роль и значение, характеристика. 10

11. Понятие, сущность и виды общегосуд план. Осн процедуры планирования. 11

12. Программирование как форма ГРЭ. Понятие и виды программ, их хар-ка и направления примен. 12

13. Прогнозирование в СГРЭ. 13

14. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос регулировании РБ. Назначение и содержание важнейших документов. 14

15. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. 15

16. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования и планирования. 16

17. Системы показателей: классификация, требования, предъявляемые к ним. 17

18. Информационное обеспечение процессов планирования и прогнозирования. 18

19. Система методов планирования прогнозирования экономики. 19

20. Формализованные методы, используемые в прогнозировании. 20

21. Интуитивные методы прогнозирования экономики. 21

22.Методы планирования: программно-целевой, балансовый, нормативный. 22

23. Сущность и значение фин системы в рег эк, направления ее развития. 23

24. Бюджетно-налоговое регулирование. 24

25. Кредитно-денежное регулирование. 25

26. Цены в системе государственного регулирования соц-эк. развития. 27

27. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования. 28

28. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики РБ. 29

29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики. 30

30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке. 31

31. Условия и принципы организации гос-нного рег эк-ки в РБ. 32

32. Республиканские экономические органы управления. 33

33. Отраслевые органы управления, их функции. 34

34. Органы хозяйственного управления (холдинги (концерны), объед) и д.р. 35

35. Система показателей, хар-щих масштабы и темпы роста общ-ного пр-ва. 36

36. Система национальных счетов в государственном рег экономики. 37

37. Гос рег структуры общественного пр-ва и макроэкономических пропорций. 38

38. Понятие и содержание научной и инновационной деятельности. 39

39. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты РБ. 40

40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в РБ. 41

41. Понятие и сущность инвестиций, инвест деятельности и инвест климата. 42

42. Государственная инвестиционная политика РБ. 43

43. Содержание государственного регулирования инвест деятельности. 44

44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк. 45

45 Организационная система гос рег малого предпринимательства. 46

46. Содержание гос рег предприним и малого бизнеса, его правовая и эк основа. 47

47. Промышленность как отрасль мат пр-ва и объект гос рег: особенности и хар-ка. 48

48. Государственная промышленная политика РБ и механизм ее реализации. 49

49. Организация и содержание гос рег промышленного производства в РБ. 50

50. АПК как объект гос регулирования: особенности, состав, характеристика. 51

51. Аграрная политика РБ на современном этапе и механизм ее реализации. 52

52. Организация государственного регулирования АПК РБ. 53

53. Строительный комплекс как объект гос рег: особенности, основные хар-ки, состояние и тенденции развития строит комплекса РБ в условиях форм рын отнош. 54

54. Строительная политика РБ и механизм ее реализации. 55

55. Организация гос рег строит комплекса РБ и пути ее совершенствования. 56

56. Транспортный комплекс как объект гос рег: особ, сост и тенденции развития. 57

57. Показатели, используемые в системе регулирования транспортного комплекса. 58

58. Организация и содержание гос регулирования транспортного комплекса. 59

59. Социальной сферы жизни общества как объект гос рег. Социальная направленность деятельности государства в условиях рыночной экономики. 60

60. Социальной политика государства: понятие, принципы формирования, механизм реализации. Социальная политика РБ, ее приоритетные направления. 61

61. Содержание гос рег социального комплекса РБ на современном этапе. 62

62. Население как производительная сила общества. Демограф политика гос и меры по ее реализации. 63

63. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особ, хар-ка. 64

64. Механизм государственного регулирования занятости населения. 65

65. Уровень жизни (УЖ) и доходов населения: понятие, характеристика. 66

66. Государственное регулирование доходов населения. 67

67. Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Гос рег доходов населения. 68

68. Система соц. защиты населения, ее границы. Система соц. защиты в РБ, ее основные компоненты. 70

69. Социальные гарантии, стандарты, нормы и нормативы. 71

70. Понятие и основные составляющие соц инфраструктуры. Содерж гос. рег соц инфраструктуры. 73

71. Госуд. рег развития системы здравоохр в РБ: цели, задачи, организац. механизм рег-ния. 74

72 Гос рег развития образования в РБ: цели, задачи, организация и механизм рег-ния. 75

73. Понятие, состав и особенности функционирования соц-потреб комплекса. 76

74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка. 77

75. Общественное питание и бытовое обслуживание как объекты гос. рег. 79

76. ЖКХ как объект гос. рег: понятие, состав, роль в эк страны и пробл развития. 80

77. Роль и место гос. рег Э. в экон. системах и моделях рыночной экономики, структурные составляющие и отличительные особенности этих систем и моделей. 81

78. Экономика США как объект гос.рег: особен, состояние, тенденции развития. 82

79. Особенности, сост и тенденции развития эк и сложившаяся СГР в Великобрит. 83

80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление. 84

81. Экономика Германии как объект гос рег: особ, сост, тенденции развития. 85

82. Государственное управление экономикой в странах Европы. 86

83. Западный опыт гос. рег соц сферы (занятость, соцзащ, пенсионное обеспеч). 87

84. Опыт госуд. регулирования экономики в заруб. странах: Японии и Китае. 88

85. Экономика Японии как объект гос. рег: особенности, состояние и тенденции на совр этапе. 89

86. Китайский опыт экономических реформ, формирования и развития СГРЭ. 90

87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и ЮАР), Австралии и Новая Зеландия. 101