logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка.

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров.

Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:

Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

Потребительский рынок характеризуется, прежде всего, долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы.

Для рынка продовольственных товаров характерны след специфические черты:

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хоз-ного обихода хар-ны:

По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на: организованный и неорганизованный. Организованный рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями. Неорганизованный рынок – охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предприним деятельностью.

Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Спрос всегда конкретен, имеет количественную и качественную определенность. В то же время спрос подвижен и изменчив.

Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотаж спрос.

Реализованный спрос — это спрос, завершающийся покупкой товара. Неудовлетворенный спрос — это часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, высокой ценой или отсутствием товара в продаже.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента.

Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым сущ дефицит.