36. Система национальных счетов в государственном рег экономики.
Система национальных счетов - логически последовательная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которой лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета.
Дает возможность составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия управленческих решений и выработки экономической политики.
Концепция СНС: экономика - единое целое, без принципиальных различий между производством материальных благ и деятельностью по оказанию услуг.
Важнейшими группами показателей являются следующие: общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД. При их сопоставлении необходимо соблюдать следующие условия:
сопоставляемые показатели должны быть приведены к одному и тому же периоду;
их необходимо привести к единой валюте с учетом покупательской способности национальных валют, т.е. по паритетам их покупательской способности (ППС) и с учетом товарной структуры ВВП, т.е. с учетом потребительских расходов семей, капиталовложений, социальных услуг гос-ва и прочих текущих гос-ных расходов.
Отраслевая структура национальной экономики. Ее анализ проводится по ВВП, подсчитанному по отраслям. При сопоставлении уровня развития по отраслевой структуре изучаются соотношения между материальным и нематериальным производством, отраслями и крупными хозяйственными комплексами. Здесь важное значение имеют удельный вес машиностроения, хим пром-ти, т.е. отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также удельный вес топливно-энергетического, строительного и других комплексов.
Производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики (производство электроэнергии, выплавка стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений и др.), а также удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования.
Уровень жизни населения. Оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление.
Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, число больничных коек на 1 тысячу населения, обеспечь жильем и т.д.
В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны. ИРЧП – интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.
Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны.
Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных предпринимательских проектов.
- 1. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере. Концепция рег рыночной эк.
- 2. Эк-кие системы и модели рыночной эк: структурные составляющие и отл особенности. Роль и место гос рег экономики в эк-ких системах и моделях.
- 3. Бел модель соц-ориент рыночной эк: хар-ные черты и особенности формирования сгрэ.
- 4. Базовые элементы, принципы, императивы, доминанты и приоритеты, общесистемные условия и цели белорусской сгрэ.
- 5. Эк-кая подсистема. Ее взаимодействие с соц и экологической подсистемами. Влияние инст-ной, конкур, правовой среды. Учет внешнего воздействия.
- 6. Цели и задачи, политики, потенциалы, средства реализации системы упр эк.
- 7. Субъекты и объекты гос. Рег, прямые и обратные связи в сгрэ.
- 8. Функции гос-ва в сгрэ.
- 9. Механизмы и инструменты реализации гос-ной экономической политики.
- 10.Гос сектор экономики в сгрэ: понятие, роль и значение, характеристика.
- 11. Понятие, сущность и виды общегосуд план. Осн процедуры планирования.
- 12. Программирование как форма грэ. Понятие и виды программ, их хар-ка и направления примен.
- 13. Прогнозирование в сгрэ.
- 14. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос регулировании рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 15. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования.
- 16. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования и планирования.
- 17. Системы показателей: классификация, требования, предъявляемые к ним.
- 18. Информационное обеспечение процессов планирования и прогнозирования.
- 19. Система методов планирования прогнозирования экономики.
- 20. Формализованные методы, используемые в прогнозировании.
- 21. Интуитивные методы прогнозирования экономики.
- 22.Методы планирования: программно-целевой, балансовый, нормативный.
- 23. Сущность и значение фин системы в рег эк, направления ее развития.
- 24. Бюджетно-налоговое регулирование.
- 25. Кредитно-денежное регулирование.
- 26. Цены в системе государственного регулирования соц-эк. Развития.
- 27. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования.
- 28. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
- 30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
- 31. Условия и принципы организации гос-нного рег эк-ки в рб.
- 32. Республиканские экономические органы управления.
- 33. Отраслевые органы управления, их функции.
- 34. Органы хозяйственного управления (холдинги (концерны), объед) и д.Р.
- 35. Система показателей, хар-щих масштабы и темпы роста общ-ного пр-ва.
- 36. Система национальных счетов в государственном рег экономики.
- 37. Гос рег структуры общественного пр-ва и макроэкономических пропорций.
- 38. Понятие и содержание научной и инновационной деятельности.
- 39. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в рб.
- 41. Понятие и сущность инвестиций, инвест деятельности и инвест климата.
- 42. Государственная инвестиционная политика рб.
- 43. Содержание государственного регулирования инвест деятельности.
- 44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.
- 45 Организационная система гос рег малого предпринимательства.
- 46. Содержание гос рег предприним и малого бизнеса, его правовая и эк основа.
- 47. Промышленность как отрасль мат пр-ва и объект гос рег: особенности и хар-ка.
- 48. Государственная промышленная политика рб и механизм ее реализации.
- 49. Организация и содержание гос рег промышленного производства в рб.
- 50. Апк как объект гос регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 51. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 52. Организация государственного регулирования апк рб.
- 53. Строительный комплекс как объект гос рег: особенности, основные хар-ки, состояние и тенденции развития строит комплекса рб в условиях форм рын отнош.
- 54. Строительная политика рб и механизм ее реализации.
- 55. Организация гос рег строит комплекса рб и пути ее совершенствования.
- 56. Транспортный комплекс как объект гос рег: особ, сост и тенденции развития.
- 57. Показатели, используемые в системе регулирования транспортного комплекса.
- 58. Организация и содержание гос регулирования транспортного комплекса.
- 59. Социальной сферы жизни общества как объект гос рег. Социальная направленность деятельности государства в условиях рыночной экономики.
- 60. Социальной политика государства: понятие, принципы формирования, механизм реализации. Социальная политика рб, ее приоритетные направления.
- 61. Содержание гос рег социального комплекса рб на современном этапе.
- 62. Население как производительная сила общества. Демограф политика гос и меры по ее реализации.
- 63. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особ, хар-ка.
- 64. Механизм государственного регулирования занятости населения.
- 65. Уровень жизни (уж) и доходов населения: понятие, характеристика.
- 66. Государственное регулирование доходов населения.
- 67. Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Гос рег доходов населения.
- 68. Система соц. Защиты населения, ее границы. Система соц. Защиты в рб, ее основные компоненты.
- 69. Социальные гарантии, стандарты, нормы и нормативы.
- 70. Понятие и основные составляющие соц инфраструктуры. Содерж гос. Рег соц инфраструктуры.
- 71. Госуд. Рег развития системы здравоохр в рб: цели, задачи, организац. Механизм рег-ния.
- 72 Гос рег развития образования в рб: цели, задачи, организация и механизм рег-ния.
- 73. Понятие, состав и особенности функционирования соц-потреб комплекса.
- 74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка.
- 75. Общественное питание и бытовое обслуживание как объекты гос. Рег.
- 76. Жкх как объект гос. Рег: понятие, состав, роль в эк страны и пробл развития.
- 77. Роль и место гос. Рег э. В экон. Системах и моделях рыночной экономики, структурные составляющие и отличительные особенности этих систем и моделей.
- 78. Экономика сша как объект гос.Рег: особен, состояние, тенденции развития.
- 79. Особенности, сост и тенденции развития эк и сложившаяся сгр в Великобрит.
- 80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление.
- 81. Экономика Германии как объект гос рег: особ, сост, тенденции развития.
- 82. Государственное управление экономикой в странах Европы.
- 83. Западный опыт гос. Рег соц сферы (занятость, соцзащ, пенсионное обеспеч).
- 84. Опыт госуд. Регулирования экономики в заруб. Странах: Японии и Китае.
- 85. Экономика Японии как объект гос. Рег: особенности, состояние и тенденции на совр этапе.
- 86. Китайский опыт экономических реформ, формирования и развития сгрэ.
- 87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и юар), Австралии и Новая Зеландия.