logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%сельскохозяйственного производства Западной Европы. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы.

Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Французская система государственного регулирования характеризуется большим разнообразием экономических инструментов хозяйствования: стратегическое планирование, стимулирование конкуренции, регулирование объемов производства, гибкая система налогообложения. Особенность модели – стратегическое планирование и рыночный механизм.

Система государственного регулирования экономики Франции прошла несколько этапов своего развития: от жесткого государственного регулирования до индикативного планирования (прогноз, рекомендации) при сочетании государственного и частного бизнеса (и равном подходе к планированию).

Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, которые имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и услуги, имеющие большое социальное значение.

В основе ценообразования лежат три фактора: инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке. Роль государственного индикативного планирования в организации процессов экономического развития в сочетании с общим весьма заметным уровнем государственного регулирования является характерной особенностью Франции по сравнению с другими европейскими странами.

Важнейшее значение в системе регулирования во Франции имеют методы воздействия государства на производство не только в национализированном секторе, но и рыночном. Ведущую роль здесь играет система государственного заказа, которая во Франции именуется также системой государственных рынков. В современном виде система государственного заказа во Франции сложилась к середине 60-х годов. Главным куратором функционирования системы госзаказа во Франции выступает специальная правительственная организация – генеральная комиссия рынков. Это межминистерский орган, существующий при министре экономики, финансов и бюджета. Главной задачей комиссии являются активизация, координация и контроль за выполнением госзаказа.