logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.

Предпринимательство - движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли.

В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство следует рассматривать, с одной стороны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой - как фактор повышения уровня жизнеобеспечения населения.

Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий.

Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обусловливает более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает социальные конфликты, создает новые рабочие места. Малое предпринимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов. Благодаря высокой приспособляемости и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны малое предпринимательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического климата.