44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.
Предпринимательство - движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли.
В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.
Предпринимательство следует рассматривать, с одной стороны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой - как фактор повышения уровня жизнеобеспечения населения.
Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий.
Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры.
Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обусловливает более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает социальные конфликты, создает новые рабочие места. Малое предпринимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов. Благодаря высокой приспособляемости и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны малое предпринимательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического климата.
- 1. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере. Концепция рег рыночной эк.
- 2. Эк-кие системы и модели рыночной эк: структурные составляющие и отл особенности. Роль и место гос рег экономики в эк-ких системах и моделях.
- 3. Бел модель соц-ориент рыночной эк: хар-ные черты и особенности формирования сгрэ.
- 4. Базовые элементы, принципы, императивы, доминанты и приоритеты, общесистемные условия и цели белорусской сгрэ.
- 5. Эк-кая подсистема. Ее взаимодействие с соц и экологической подсистемами. Влияние инст-ной, конкур, правовой среды. Учет внешнего воздействия.
- 6. Цели и задачи, политики, потенциалы, средства реализации системы упр эк.
- 7. Субъекты и объекты гос. Рег, прямые и обратные связи в сгрэ.
- 8. Функции гос-ва в сгрэ.
- 9. Механизмы и инструменты реализации гос-ной экономической политики.
- 10.Гос сектор экономики в сгрэ: понятие, роль и значение, характеристика.
- 11. Понятие, сущность и виды общегосуд план. Осн процедуры планирования.
- 12. Программирование как форма грэ. Понятие и виды программ, их хар-ка и направления примен.
- 13. Прогнозирование в сгрэ.
- 14. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос регулировании рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 15. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования.
- 16. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования и планирования.
- 17. Системы показателей: классификация, требования, предъявляемые к ним.
- 18. Информационное обеспечение процессов планирования и прогнозирования.
- 19. Система методов планирования прогнозирования экономики.
- 20. Формализованные методы, используемые в прогнозировании.
- 21. Интуитивные методы прогнозирования экономики.
- 22.Методы планирования: программно-целевой, балансовый, нормативный.
- 23. Сущность и значение фин системы в рег эк, направления ее развития.
- 24. Бюджетно-налоговое регулирование.
- 25. Кредитно-денежное регулирование.
- 26. Цены в системе государственного регулирования соц-эк. Развития.
- 27. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования.
- 28. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
- 30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
- 31. Условия и принципы организации гос-нного рег эк-ки в рб.
- 32. Республиканские экономические органы управления.
- 33. Отраслевые органы управления, их функции.
- 34. Органы хозяйственного управления (холдинги (концерны), объед) и д.Р.
- 35. Система показателей, хар-щих масштабы и темпы роста общ-ного пр-ва.
- 36. Система национальных счетов в государственном рег экономики.
- 37. Гос рег структуры общественного пр-ва и макроэкономических пропорций.
- 38. Понятие и содержание научной и инновационной деятельности.
- 39. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в рб.
- 41. Понятие и сущность инвестиций, инвест деятельности и инвест климата.
- 42. Государственная инвестиционная политика рб.
- 43. Содержание государственного регулирования инвест деятельности.
- 44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.
- 45 Организационная система гос рег малого предпринимательства.
- 46. Содержание гос рег предприним и малого бизнеса, его правовая и эк основа.
- 47. Промышленность как отрасль мат пр-ва и объект гос рег: особенности и хар-ка.
- 48. Государственная промышленная политика рб и механизм ее реализации.
- 49. Организация и содержание гос рег промышленного производства в рб.
- 50. Апк как объект гос регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 51. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 52. Организация государственного регулирования апк рб.
- 53. Строительный комплекс как объект гос рег: особенности, основные хар-ки, состояние и тенденции развития строит комплекса рб в условиях форм рын отнош.
- 54. Строительная политика рб и механизм ее реализации.
- 55. Организация гос рег строит комплекса рб и пути ее совершенствования.
- 56. Транспортный комплекс как объект гос рег: особ, сост и тенденции развития.
- 57. Показатели, используемые в системе регулирования транспортного комплекса.
- 58. Организация и содержание гос регулирования транспортного комплекса.
- 59. Социальной сферы жизни общества как объект гос рег. Социальная направленность деятельности государства в условиях рыночной экономики.
- 60. Социальной политика государства: понятие, принципы формирования, механизм реализации. Социальная политика рб, ее приоритетные направления.
- 61. Содержание гос рег социального комплекса рб на современном этапе.
- 62. Население как производительная сила общества. Демограф политика гос и меры по ее реализации.
- 63. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особ, хар-ка.
- 64. Механизм государственного регулирования занятости населения.
- 65. Уровень жизни (уж) и доходов населения: понятие, характеристика.
- 66. Государственное регулирование доходов населения.
- 67. Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Гос рег доходов населения.
- 68. Система соц. Защиты населения, ее границы. Система соц. Защиты в рб, ее основные компоненты.
- 69. Социальные гарантии, стандарты, нормы и нормативы.
- 70. Понятие и основные составляющие соц инфраструктуры. Содерж гос. Рег соц инфраструктуры.
- 71. Госуд. Рег развития системы здравоохр в рб: цели, задачи, организац. Механизм рег-ния.
- 72 Гос рег развития образования в рб: цели, задачи, организация и механизм рег-ния.
- 73. Понятие, состав и особенности функционирования соц-потреб комплекса.
- 74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка.
- 75. Общественное питание и бытовое обслуживание как объекты гос. Рег.
- 76. Жкх как объект гос. Рег: понятие, состав, роль в эк страны и пробл развития.
- 77. Роль и место гос. Рег э. В экон. Системах и моделях рыночной экономики, структурные составляющие и отличительные особенности этих систем и моделей.
- 78. Экономика сша как объект гос.Рег: особен, состояние, тенденции развития.
- 79. Особенности, сост и тенденции развития эк и сложившаяся сгр в Великобрит.
- 80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление.
- 81. Экономика Германии как объект гос рег: особ, сост, тенденции развития.
- 82. Государственное управление экономикой в странах Европы.
- 83. Западный опыт гос. Рег соц сферы (занятость, соцзащ, пенсионное обеспеч).
- 84. Опыт госуд. Регулирования экономики в заруб. Странах: Японии и Китае.
- 85. Экономика Японии как объект гос. Рег: особенности, состояние и тенденции на совр этапе.
- 86. Китайский опыт экономических реформ, формирования и развития сгрэ.
- 87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и юар), Австралии и Новая Зеландия.