32. Республиканские экономические органы управления.
В систему республиканских экономических органов управления входят:
Министерство экономики;
Министерство финансов;
Министерство труда и социальной защиты;
Министерство статистики и анализа;
Министерство по налогам и сборам.
Министерство экономики Республики Беларусь – респ-ий орган ГУ, подчиненный СовМину РБ и осуществляющий разработку и реализацию эк-ой политики гос-ва. Руководствуется Конституцией РБ, др. законами, а также декретами, указами и распоряжениями През-а РБ, постановлениями СовМина и распоряжениями Премьер-министра РБ, международными договорами и Положением о Мин эк-и РБ, утвержденным Постановлением СовМина РБ.
Задачи: •разработка гос экон политики, общей стратегии и главных направлений соц-эк-их преобразований в респ-е на основе научных исследований, изучения и использ-ия мирового опыта;
В структуре Министерства экономики созданы с правами юридического лица:
департамент по предпринимательству;
департамент по управлению государственным имуществом;
департамент по санации и банкротству;
фонд поддержки малого и среднего бизнеса;
фонд государственного имущества.
Основными задачами департамента в области цен являются:
разработка и реализация государственной политики в области ценообразования,
разработка прогнозов изменения цен на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, на текущий период и корректировка этих прогнозов с учетом хода их реализации;
анализ и оценка инфляционных процессов, выработка необходимых мер и предложений.
Мин-во финансов. Принцип самофинансирования при формировании финансово-бюджетной базы предполагает обеспечение народнохозяйственных потребностей республики собственными фин-ми ресурсами. Важнейшими функциями становятся форм-ие респ-ого и местных бюджетов; сохр-ие добровольных внебюджетных фондов; распред-ие и использ-ие финн-ых ресурсов;
При МинФине РБ созданы департаменты: Департамент по надзору за страховой деятельностью, Деп-т по драгоценным металлам, Департамент государственных знаков.
Важная роль в формировании трудовых отношений принадлежит Министерству труда и социальной защиты (обеспечивает регулирование трудовых и многих социальных процессов).
Мин-во статистики и анализа (Минстат) и его территориальные органы дают объективную систематическую оценку развития соц-эк-их процессов, конъюнктуры рынка, уровня и качества жизни населения и т.д. В усл-ях переходного периода Минстат обеспечивает единообразие учета и статистики для всех субъектов хозяйствования.
Функции, связанные с регул-ем налогов и сборов в рб, обесп-ет Мин-во по налогам и сборам. При Мин-ве по налогам и сборам создан Департамент по контролю за произв-ом и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из пищевого сырья и табачных изделий.
- 1. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере. Концепция рег рыночной эк.
- 2. Эк-кие системы и модели рыночной эк: структурные составляющие и отл особенности. Роль и место гос рег экономики в эк-ких системах и моделях.
- 3. Бел модель соц-ориент рыночной эк: хар-ные черты и особенности формирования сгрэ.
- 4. Базовые элементы, принципы, императивы, доминанты и приоритеты, общесистемные условия и цели белорусской сгрэ.
- 5. Эк-кая подсистема. Ее взаимодействие с соц и экологической подсистемами. Влияние инст-ной, конкур, правовой среды. Учет внешнего воздействия.
- 6. Цели и задачи, политики, потенциалы, средства реализации системы упр эк.
- 7. Субъекты и объекты гос. Рег, прямые и обратные связи в сгрэ.
- 8. Функции гос-ва в сгрэ.
- 9. Механизмы и инструменты реализации гос-ной экономической политики.
- 10.Гос сектор экономики в сгрэ: понятие, роль и значение, характеристика.
- 11. Понятие, сущность и виды общегосуд план. Осн процедуры планирования.
- 12. Программирование как форма грэ. Понятие и виды программ, их хар-ка и направления примен.
- 13. Прогнозирование в сгрэ.
- 14. Система программных и прогнозных документов, используемых в гос регулировании рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 15. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования.
- 16. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования и планирования.
- 17. Системы показателей: классификация, требования, предъявляемые к ним.
- 18. Информационное обеспечение процессов планирования и прогнозирования.
- 19. Система методов планирования прогнозирования экономики.
- 20. Формализованные методы, используемые в прогнозировании.
- 21. Интуитивные методы прогнозирования экономики.
- 22.Методы планирования: программно-целевой, балансовый, нормативный.
- 23. Сущность и значение фин системы в рег эк, направления ее развития.
- 24. Бюджетно-налоговое регулирование.
- 25. Кредитно-денежное регулирование.
- 26. Цены в системе государственного регулирования соц-эк. Развития.
- 27. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования.
- 28. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
- 30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
- 31. Условия и принципы организации гос-нного рег эк-ки в рб.
- 32. Республиканские экономические органы управления.
- 33. Отраслевые органы управления, их функции.
- 34. Органы хозяйственного управления (холдинги (концерны), объед) и д.Р.
- 35. Система показателей, хар-щих масштабы и темпы роста общ-ного пр-ва.
- 36. Система национальных счетов в государственном рег экономики.
- 37. Гос рег структуры общественного пр-ва и макроэкономических пропорций.
- 38. Понятие и содержание научной и инновационной деятельности.
- 39. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 40. Организация и содержание гос рег научной и инновац деятельности в рб.
- 41. Понятие и сущность инвестиций, инвест деятельности и инвест климата.
- 42. Государственная инвестиционная политика рб.
- 43. Содержание государственного регулирования инвест деятельности.
- 44. Понятие, роль и сущность предприним, малого и ср бизнеса в развитии эк.
- 45 Организационная система гос рег малого предпринимательства.
- 46. Содержание гос рег предприним и малого бизнеса, его правовая и эк основа.
- 47. Промышленность как отрасль мат пр-ва и объект гос рег: особенности и хар-ка.
- 48. Государственная промышленная политика рб и механизм ее реализации.
- 49. Организация и содержание гос рег промышленного производства в рб.
- 50. Апк как объект гос регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 51. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 52. Организация государственного регулирования апк рб.
- 53. Строительный комплекс как объект гос рег: особенности, основные хар-ки, состояние и тенденции развития строит комплекса рб в условиях форм рын отнош.
- 54. Строительная политика рб и механизм ее реализации.
- 55. Организация гос рег строит комплекса рб и пути ее совершенствования.
- 56. Транспортный комплекс как объект гос рег: особ, сост и тенденции развития.
- 57. Показатели, используемые в системе регулирования транспортного комплекса.
- 58. Организация и содержание гос регулирования транспортного комплекса.
- 59. Социальной сферы жизни общества как объект гос рег. Социальная направленность деятельности государства в условиях рыночной экономики.
- 60. Социальной политика государства: понятие, принципы формирования, механизм реализации. Социальная политика рб, ее приоритетные направления.
- 61. Содержание гос рег социального комплекса рб на современном этапе.
- 62. Население как производительная сила общества. Демограф политика гос и меры по ее реализации.
- 63. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты гос рег: понятие, особ, хар-ка.
- 64. Механизм государственного регулирования занятости населения.
- 65. Уровень жизни (уж) и доходов населения: понятие, характеристика.
- 66. Государственное регулирование доходов населения.
- 67. Уровень жизни и доходов населения: понятие, характеристика. Гос рег доходов населения.
- 68. Система соц. Защиты населения, ее границы. Система соц. Защиты в рб, ее основные компоненты.
- 69. Социальные гарантии, стандарты, нормы и нормативы.
- 70. Понятие и основные составляющие соц инфраструктуры. Содерж гос. Рег соц инфраструктуры.
- 71. Госуд. Рег развития системы здравоохр в рб: цели, задачи, организац. Механизм рег-ния.
- 72 Гос рег развития образования в рб: цели, задачи, организация и механизм рег-ния.
- 73. Понятие, состав и особенности функционирования соц-потреб комплекса.
- 74. Характеристика важнейших элементов потребительского рынка.
- 75. Общественное питание и бытовое обслуживание как объекты гос. Рег.
- 76. Жкх как объект гос. Рег: понятие, состав, роль в эк страны и пробл развития.
- 77. Роль и место гос. Рег э. В экон. Системах и моделях рыночной экономики, структурные составляющие и отличительные особенности этих систем и моделей.
- 78. Экономика сша как объект гос.Рег: особен, состояние, тенденции развития.
- 79. Особенности, сост и тенденции развития эк и сложившаяся сгр в Великобрит.
- 80. Французская экономика и механизм гос регулирования ее развития. Региональное и местное управление и самоуправление.
- 81. Экономика Германии как объект гос рег: особ, сост, тенденции развития.
- 82. Государственное управление экономикой в странах Европы.
- 83. Западный опыт гос. Рег соц сферы (занятость, соцзащ, пенсионное обеспеч).
- 84. Опыт госуд. Регулирования экономики в заруб. Странах: Японии и Китае.
- 85. Экономика Японии как объект гос. Рег: особенности, состояние и тенденции на совр этапе.
- 86. Китайский опыт экономических реформ, формирования и развития сгрэ.
- 87. Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Израиль), Африке: (Египте и юар), Австралии и Новая Зеландия.