logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.

Антимонопольное регулированиеэто целенаправлен­ная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направ­ленная на создание и поддержание честной конкуренции.

Основу антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограниче­ние и пресечение монополистической деятельности хозяйству­ющих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой - на создание благоприятных ус­ловий для развития конкурентной среды, привлечение на моно-полизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства пред приятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдени ем ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйству ющих субъектов, административные и экономические санк ции, меры по демонополизации, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.

Основные методы антимонопольного регулирования.

Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики. Эта мера на практике используется достаточно редко.