logo
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.

Для реализации антимонопольного регулирования принципиально важна характеристика товарных рынков - их границ и объемов. Для установления параметров товарного рынка используются количественные и качественные показатели:

Для установления параметров товарных рынков используются различные информационные источники: гос-ая статистика, данные хозяйствующих субъектов, выборочных опросов покупателей, ведомственных и независимых информационных центров, товароведческой экспертизы.

Доминирующее положение исключ-ое положение хоз субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хоз субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хоз субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию.

Доминирующим признается положение хоз субъекта, доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соотв-щими органами ГУ. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором и анализируется положение хоз субъекта.

В РБ доминирующее положение на рынке определяется в соответствии с рекомендациями по определению доминирующего положения хоз субъектов на товарных рынках РБ. При его установлении основываются на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

Достаточным же условием для признания доминирующего положения является установление факта, что доля хоз субъекта на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

При определении доминирующего положения исп-ют показатели (объем произведенной продукции в нат и стоим-ом выражении; объем реализованной продукции; объем ввоза (включая импорт) данного товара на соотв-ий рынок (республиканский, местный); объем вывоза (вкл экспорт) данного товара за пределы соотв-его рынка; рентабельность прод-ии; кол-во хоз субъектов, поставл-их произведенную продукцию на данный тов рынок).