logo
Матководство (1982)

3. Перевозка маток

Гвидо СКЛЕНАР во время работы на пункте осеменения всегда носил под рубашкой портсигар, заполненный уложенными на мягкий материал зрелыми маточниками для раздачи их в безматочные семьи.

В Израиле матководы продают маточники, которые пчеловоды перевозят на далекие расстояния. РАЙНПРЕХТ (неопубликовано) изготовлял пересылочные футляры для маточников. Он выплавлял при помощи нагретого металлического стержня в пористом полистироле выемки 50 мм глубиной и 15 мм шириной и помещал туда маточники. Выемки были настолько глубоки, чтобы выведшиеся матки могли покинуть маточники. Мы согревали эти футляры вместе со зрелыми маточниками в инкубаторе до температуры 35°С и перевозили их почти 3 часа в автомашине, а затем 5 часов по железной дороге нередко даже в холодную погоду. В последние годы мы ежегодно перевозили таким образом в течение пяти часов по железной дороге свыше 3000 маточников. Отход даже в неблагоприятных случаях никогда не превышал 10% (рис. 153). При таких больших перевозках мы упаковывали клеточки с маточниками в сумки-холодильники или — боксы (без охлаждающих батарей). Однажды после 300-километровой езды на автомобиле произошла задержка с передачей и 400 маточников пришлось продержать в общей сложности 24 часа при комнатной температуре в холодильном боксе. После этого матки нормально вывелись в инкубаторе! Куколок стараются брать такого возраста, чтобы на следующий день или через день из них должны были выйти матки. Этот срок часто продлевается еще на день (рис. 154).