logo
Матководство (1982)

2.1.4. Расстановка сотов

Из каких сотов составлять гнездо безматочной семьи-воспитательницы (рис. 81) ?

а) Медовые соты у стенок улья ;

б) соты с пергой с обеих сторон сразу за ними ;

в) к середине — большинство сотов с закрытым, иногда также и с открытым расплодом ; г) в центре между расплодом оставляют улочку шириной около 35 мм для постановки в нее прививочной рамки с личинкам.ТАРАНОВ (1972) сообщает, что матки бывают тяжелее, если пчелы смогут накопиться в этой улочке за 4 - 6 часов до постановки туда рамки с личинками. Он рекомендует удалять нижнюю планку прививочной рамки, чтобы не побеспокоить собравшихся там пчел (рис. 82).

Чтобы личинки имели возможно более тесный контакт с расплодными сотами, но в то же время можно было легко вынимать прививочную рамку, она не должна иметь разделителей. Кормушки располагают недалеко от прививочных рамок.

2.1.5. Количество пчел

Решающее значение имеет не число сотов, а количество пчел на каждом соте. Как гласит основное правило, на каждом соте семьи-воспитательницы должно быть двойное количество пчел по сравнению с хозяйственной пользовательной семьей.

Например желательно использовать в качестве воспитательницы семью на 20 -24 хорошо обсиживаемых сотах, из которых 12 -14 заняты расплодом, тогда семью сжимают, оставляя ей 8 - 12 сотов. так поступают с пчелами карника. В США по ЛЭЙДЛОУ и ЭККЕР-ТУ (1962) для вывода маток применяют двух и трехкорпусные сверхсильные семьи итальянской породы (см. 3.3.2.).

2.1.6. Использование лишних сотов

Отобранные соты с расплодом без пчел распределяют по - парно по магазинным корпусам над разделительными решетками тех семей, которые позднее должны стать воспитательницами (см. 3.2.).

2.2. Важнейшие варианты вывода маток в безматочной семье

2.2.1. Вывод в семье, находившейся 9 дней без матки

Этот способ, хотя и имеет преимущественно историческое значение, однако его еще иногда продолжают рекомендовать. КРАМЕР (1968) и ЦАНДЕР (1919) подготовили при помощи его европейских пчеловодов к переходу от размножения маток к современному матководству с применением семей-стартеров и воспитательниц. КРАМЕР использовал отроившиеся семьи без открытого расплода для ухода за маточными личинками, ЦАНДЕР же, напротив, предпочитал содержать очень сильные семьи.

Технология:

а) Отбор матки из семьи-воспитательницы или заключение ее в клеточку. Семья отстраивает на имеющихся у нее расплодных сотах свищевые маточники ;

б) на девятый день разрушают все свищевые маточники ; чтобы не просмотреть ни одного маточника, пчел сметают с сотов ; в) этой теперь безнадежно безматочной семье дают в мисочках личинок из отобранной для этого племенной семьи (гл. VI). г) 10 дней спустя маточники отбирают.

Оценка:

С одной стороны, при этом способе достигают того, что серии маточников не прогрызаются случайно раньше вышедшей свищевой маткой. С другой стороны, считали, что продуцируемое всей семьей молочко откладывается в мисочки, так как его не нужно распределять также и по ячейкам личинок рабочих пчел. Это мнение, однако, преувеличено. Семья без открытого расплода уменьшает продуцирование молочка. Первый поток маточного молочка расходуется на свищевые маточники. Кажется сомнительным, что затем с шестого дня на попечении семьи находятся еще только личинки старшего возраста, и таким образом до девятого дня не может откладываться свойственное молодым личинкам молочко. Как бы то ни было, народившиеся молодые пчелы выкармливают также вторую, собственную серию маточных личинок — но дальнейшие серии при этом способе уже не дают хорошего результата (см. также гл. 1,3).