logo search
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

65. Уровень жизни (уж) и доходов населения: понятие, характеристика.

Показателем эффективности гос. политики явл. уровень и качество жизни населения.

УЖ отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он характер-ся различн. компонентами: здоровьем, питанием, жилищем, домашним имуществом, услугами, образованием, условиями труда и отдыха и т.д.

Точкой отсчета при отчислении жизненного уровня является потребит. корзина -- набор благ и услуг, обеспеч. опред. уровень потребления. Изменения стоимости потребительской корзины служит основанием для проведения политики формирования доходов населения.

Доход – это сумма денежных ср-в и материальных благ, получаемых или производимых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных дляприобретение благ и услуг для личного потребления.

Источником денежных доходов населения выступают:

При преобладании з/п развивается предприимчивость, инициатива, тогда как повышение соц. трансферов порождает психологию иждивенчества.

В доходе различают:

Выделяют: минимальный и рациональный уровень потребления:

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет черту бедности. Т.Е. доля населения проживающая за чертой бедности, является важным показателем, характеризирующим уровень жизни в стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью – важная задача гос-ва.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений между различными соц. слоями, внутри этих соц. групп, в обеспечении условий для повышения благосостояния граждан и уровня жизни населения, создание соц. гарантий, формирование экономич. стимулов для участия в общественном производстве. Важной задачей соц. политики является адресная, предназнач. для конкретной группы населения со стороны гос-ва слабозащищ. слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимального соотношения между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособными гражданами через мех-м соц. трансферов (субсидии, дотации), а также через налог. политику. Возможности реали-ии соц. политики опред-ся ресурсами, кот. гос-во может направить на эти цели. В свою очередь ресурсн. база зависит от динамики и структуры экон. системы, эк. роста.