logo search
+СРГЭ ШПОРЫ (87 вопросов)

7. Субъекты и объекты гос. Рег, прямые и обратные связи в сгрэ.

Гос. регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников соц-эконом. процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители эк. интересов – ФЛ и ЮЛ, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией и т.д. Их индивидуальные эк. интересы, зачастую не только различные, но и противоположные, представляют выразители эк. интересов. В качестве выразителей эк. интересов могут профсоюзы. Исполнителями являются государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих 3 ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.

Объектом гос. регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают соц-эк явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами гос рег-ия являются макро- и микроэкономика. В рамках макроэкономических процессов объектами могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структура экономики, занятость, платежный баланс, НИОКР, социальные отношения. Микроэк-ка может быть представлена отдел эк-ми агентами: фирмами, домохоз-ми. Именно объект предопределяет содерж рег-ния, его формы и методы.

Для эффективного государственного регулирования необходимо взаимодействие субъекта и объекта регулирования, что осуществляется посредством прямых и обратных связей между ними. Прямая связь означает воздействие субъекта (государственного органа) на объект, т.е. направляет поведение объекта. Обратные связи свидетельствуют о реакции объекта на управленческие решения и действия субъекта и, в конечном счете, определяют качество регулирования. Прямые связи могут быть вертикальными (связи подчиненности, субординации) и горизонтальными. В зависимости от времени воздействия они могут быть постоянными (служебная субординация), временными или эпизодическими  (например, в случае принятия главой государства, каких-либо чрезвычайных мер в кризисной ситуации).  Вертикальные связи означают следование одних органов предписаниям других: местного управления и самоуправления – региональным органам управления, а региональных – правительству страны. Это – связи соподчинения. Горизонтальные связи характеризуются взаимодействием управленческих органов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предметов ведения. Устойчивость система государственного регулирования приобретает в том случае, если прямые связи дополняются обратными. В зависимости от места возникновения и реализации можно выделить два типа обратных связей: объектные и субъектные. Объектные обратные связи отражают реакцию восприятия управляющего воздействия со стороны управляемой системы: выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия. Субъектные обратные связи позволяют понять и оценить информацию о реакции и действиях нижестоящего уровня управления на решения и действия вышестоящего уровня. К субъектным обратным связям относятся: контроль, анализ и оценка выполнения функциональных обязанностей должностных лиц