logo
tom2

4.7Наука и образование

Дальнейшее развитие системы дошкольного и среднего образования в Рязанской области должно ориентироваться на учете следующих принципов в разработке проектов и программ на местном уровне:

Необходимо способствовать приходу частных инвестиций в систему школьного и дошкольного образования (с учетом выполнения государственных образовательных программ и стандартов). Это позволит создать диверсифицированный рынок предложения услуг, что будет способствовать росту конкуренции в области образования, а значит и повышению качества предоставляемых услуг.

Сложившаяся система объектов профессионального образования достаточно оптимальна по своей территориальной структуре. В связи с этим, целесообразно определение приоритетных учебных заведений, которые будут находиться на федеральном или областном финансировании, концентрация в них лучшего преподавательского состава и учебного оборудования. Особенно важно развитие данного процесса для учреждений, расположенных вне областного центра, так как для малых городов Рязанской области объекты профессионального образования выполняют функцию закрепления трудовых кадров на территории.

В свою очередь в вопросе определения стратегии реформирования системы высшего образования органы управления Рязанской области должны определиться в своем отношении к процессам, протекающим в национальной системе Высшего Профессионального Образования. В данной ситуации можно рассматривать следующие варианты сценариев:

Важным вопросом является выбор регионов влияния образовательной системы региона – либо концентрация на внутриобластных ресурсах (что в долгосрочной перспективе будет способствовать вымыванию молодых кадров с территории области вне Рязанской агломерации), либо позиционирование на небольшом наборе сегментов специализации, по которым возможна прямая конкуренция с Москвой (не только по стоимостному признаку, но и по качеству образования).

а) научно-технологический сектор – связанный с электронным и радиотехническим профилем (основная зона развития – г. Рязань);

б) аграрный сектор - связанный с подготовкой специалистов для отраслей сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и пищевой промышленности (в зону развития данной специализации постепенно, кроме Рязанской агломерации, могут попадать г. Сасово, Ряжск);

в) медицинский сектор специализирующийся на выпуске специалистов в области медицины, промышленности по выпуску медицинских приборов и фармацевтики (г. Рязань, г. Касимов на перспективу);

в) сектор, связанный с подготовкой специалистов широкого гуманитарного профиля, – что будет особенно актуально в связи с планируемым постепенным переходом из территории Московской агломерации отраслей четвертичной экономики (г. Рязань).

Таким образом, для развития и размещения на территории Рязанской области образовательных комплексов в качестве опорных узлов рассматриваются г.г. Рязань, Рязанская агломерация, г.г. Сасово, Ряжск, Касимов.

Рязанская область располагает достаточным научным потенциалом.

Научные исследования ведутся по следующим направлениям:

радиоэлектронное оборудование военного, двойного и гражданского назначения; газоразрядные и лазерные технологии и изделия на их основе, коммутационные и индикаторные устройства; информационные системы и геоинформационные технологии; радиолокационное оборудование; нетрадиционные источники энергии - солнечная энергетика; медицинские аппаратура и приборы и др.

станкостроение; нефтехимия; сельскохозяйственное машиностроение; оборудование для производства печатных плат; гальванотехника и др.

исследования и разработки в растениеводстве, животноводстве, коневодстве, пчеловодстве, механизации, хранении и применении удобрений и ядохимикатов и др.

исследования в области биохимии, фармакологии, хирургии, кардиологии, урологии, эндокринологии, валеологин и др.

педагогика и образовательные технологии, юриспруденция, психология, социология и др.

В ряде организаций Рязанской области выполняются такие научно-технические разработки, которые не имеют аналогов о мировой практике;

Высшие учебные заведения и научные организации могли бы стать не только основными исполнителями, но и координаторами фундаментальных и поисковых исследований в рамках целевых программ объединив усилия науки и производства.

Особое внимание необходимо уделять кадровому обеспечению науки. Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда и соответствующая его оплата, этот аспект имеет исключительно важное значение для повышения эффекта вносил научных исследований в новых экономических условиях.

Следует уделить подготовке научных кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы, а также в области инновационного менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе вузов, технопарков, бизнес инкубаторов.

В условиях дефицита собственных денежных средств у предприятий, а также ограниченности государственной поддержки важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывает использование венчурного и лизинговую финансирования технологических проектов. Решающее значение для активизации инновационной деятельности приобретает создание разветвленной инновационной инфраструктуры. Наиболее эффективный путь внедрения научных разработок лежит через сеть милых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию.

Для развития эффективной НИР требуется принятие следующих первоочередных мер:

  1. Развитие рынка интеллектуальных активов путем совершенствования системы «ведения о коммерческий оборот результатов научно-технической' деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств и создания национальной системы учета и контроля научно-исследовательских работ.

  2. Развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес проектов на всех стадиях инновационного цикла.

  3. Развитие рынка услуг поддержки инновационной деятельности.

  4. Совершенствование системы образования в инновационной сфере, в т.ч. создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей.

  5. Совершенствование системы управления в сфере научной деятельности.

  6. Развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, и т.п.),