9.2.3Воздушный транспорт
Немаловажной задачей является возрождение авиации в Рязани и Рязанской области. Несмотря на близость к Москве, что позволяет в относительно короткий промежуток времени добраться до столичных аэропортов, такой крупный город как Рязань, являющийся к тому же важным культурно-историческим центром, должен иметь современный аэропорт.
Согласно статистическим данным, в 2003 году воздушным транспортом перевезено 7,3 тыс.пассажиров и 8,3 т грузов (платный багаж пассажиров). Всего в наличии 7 собственных воздушных судов АН-2 и АН-24. В 2003 году в сельском хозяйстве авиация применялась для авиахимических работ на площади 44,5 тыс.га (80,9% от уровня 2001 года).
Сейчас в черте г.Рязани расположены два аэропорта, один из которых – «Турлатово» – ныне не действующий гражданский аэропорт. В настоящее время из «Турлатово» авиакомпании «Рязаньавиатранс» и «АВИАПАНХ» выполняют авиационные работы по обслуживанию сельского хозяйства, промышленности и связи Рязанской, Московской, Тульской и других областей ЦФО.
Второй аэропорт – «Дягилево» – аэродром ВВС 1 класса, расположен в черте города Рязани, в 30 километрах от границ Московской области, на пересечении железнодорожных, автомобильных и речных магистралей общероссийского значения. Сейчас данный аэродром может принимать самолёты массой более 200 тонн, в то время как «Турлатово» – 15 тонн (рентабельными принято считать аэродромы, способные принимать самолёты массой более 60 тонн). Следует выделить ряд преимуществ военного аэродрома «Дягилево» с точки зрения возможностей его развития для обеспечения приема и обслуживания гражданских самолетов:
Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать практически все типы самолетов, в том числе иностранных.
Аэродром находится в круглосуточной готовности к приему самолетов.
Радиотехническое оборудование и системы посадки аэродрома позволяют принимать самолеты в сложных метеоусловиях. Возможна установка гражданских категорированных систем посадки.
Аэродром имеет склад ГСМ емкостью не менее 2000 тонн авиационного топлива, соединенный прямым трубопроводом с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом.
Аэродром имеет все необходимые службы обеспечения полетов: метеорологическую, аэронавигации и управления полетами, поиска и спасения, пожарную, медицинского обеспечения и т.д.
На территории аэродрома расположено ФГУП «Авиаремонтный завод №360», имеющее персонал, оборудование и лицензии на выполнение ремонта и обслуживания, как военных, так и гражданских самолетов.
Имеются подъездные автомобильные и железнодорожные пути.
В границах аэродрома (между ВПП и Рязанской окружной автомобильной дорогой) имеется более 200 га. неиспользуемых земель, пригодных для строительства объектов гражданского сектора: стоянок, складских помещений, грузового (в перспективе – таможенного и пассажирского) комплекса и т.д.
В настоящее время аэродром и вся инфраструктура обеспечения загружены полетами военных самолетов не более чем на 10-15 % своих технических возможностей.
Таким образом, имеющаяся инфраструктура и потенциальные возможности военного аэродрома «Дягилево» позволяют при относительно небольших затратах организовать гражданский сектор, способный принимать большинство типов отечественных и иностранных самолетов.
С точки зрения развития московского аэроузла в целом, представляется целесообразным организовать в его непосредственной близости (150 км от «Домодедово» и «Внуково», 200 км от «Шереметьево») постоянно действующий аэродром для гражданских самолетов, который будет выполнять функции резервного в ситуациях, при которых «Домодедово» и «Внуково» не смогут принимать самолёты по погодным или иным причинам. В настоящее время для Москвы такими ближайшими аэродромами являются Санкт-Петербург (700 км) и Нижний Новгород (400 км). Актуальность развития аэродрома «Дягилево» обусловлена также необходимостью разгрузки Московского аэроузла от транзитных грузовых самолетов.
Сдерживающим фактором в развитии существующего аэродрома «Дягилево» является то, что его взлетно-посадочные полосы находятся на недопустимо малых расстояниях от жилой застройки и не удовлетворяют санитарно-шумовым требованиям. В генеральном плане города Рязани, выпущенном НПИ «Энко» в 2004 году, также отмечалось неблагоприятное по санитарным и градостроительным нормам размещение аэропорта «Дягилево» в непосредственной близости от жилой застройки.
Таким образом, настоящим проектом предлагается два варианта размещения аэропорта:
на базе существующего аэродрома «Дягилево»;
с выделением новой площадки (ориентировочно на границе Рязанского и Рыбновского районов) – основной вариант.
Схема воздушных линий центра Европейской части России
Рисунок 9‑37
Выводы
Роль воздушного транспорта в грузо- и пассажироперевозках крайне низкая, применение авиации в сельском хозяйстве продолжает сокращаться.
Имеются серьезные предпосылки к развитию воздушного транспорта на базе аэропорта «Дягилево». Расположение аэропорта на недопустимо малых расстояниях от жилой застройки требует решения вопросов о выносе части аэропорта за пределы границы г.Рязань или строительстве нового аэропорта.
Направления развития
Создание постоянно действующего аэропорта для гражданских самолетов с организацией регулярных рейсов в крупнейшие города страны. Новый аэропорт также будет выполнять функции резервного по отношению к «Домодедово» и «Внуково». Предлагается два варианта размещения аэропорта:
на базе существующего аэродрома «Дягилево»;
с выделением новой площадки (ориентировочно на границе Рязанского и Рыбновского районов) – основной вариант.
Сохранение авиапарка и инфраструктуры авиационных работ по обслуживанию сельского хозяйства, промышленности и связи на базе аэропорта «Турлатово».
Развитие малой авиации в крупных подцентрах расселения Рязанской области (Ряжск, Сасово), которое подразумевает под собой, главным образом, реконструкцию имеющихся аэродромов.
- 1Общие положения гипотезы
- 1.1Глобальный контекст и его влияние на развитие Рязанской области в перспективе
- 1.1.1Принцип поляризованного развития - внешняя рамка территориального планирования
- 1.1.2 Макроэкономические условия развития области (анализ рынков влияния)
- Рынки влияния экономики Рязанской области – современное состояние и прогноз развития
- Возможные ограничения для представленного сценария позиционирования на рынках
- 2Определение миссии и образа будущего Рязанской области
- 2.1Возможные модели сценарного развития Рязанской области
- 3Анализ сложившихся тенденций развития экономики Рязанской области
- Особенности развития промышленного комплекса
- Особенности развития сельского хозяйства
- 4Особенности и перспективы формирования конкурентоспособной экономики Рязанской области
- 4.1Промышленность
- Машиностроение, промышленность строительных материалов
- Пищевая промышленность
- Комбикормовая промышленность
- Лёгкая промышленность
- Полиграфическая промышленность
- Медицинская промышленность
- Стекольная промышленность
- Прочие отрасли промышленности
- 4.2Основные направления совершенствования промышленных комплексов малых городов и поселков городского типа
- Повышение загрузки существующих производственных мощностей
- Система интеграции науки и производства.
- Структура посевных площадей, в % от общей площади в хозяйствах всех категорий
- 4.2.1Региональная промышленная политика, как механизм повышения конкурентоспособности промышленности
- 4.3Агропромышленный комплекс
- Роль личного сектора
- Прогнозный баланс производства и потребления продукции сельского хозяйства
- Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области
- Основные показатели развития валового производства продукции сельского хозяйства
- 4.4Мелиорации земель
- Контурно-мелиоративное земледелие
- Культуртехнические мероприятия
- 4.5Рыбохозяйственный комплекс
- 4.6Строительный комплекс Актуализация проблемы формирования строительного комплекса
- Анализ современной ситуации
- Промышленность строительных материалов
- Перспективы развития строительного комплекса в области
- 4.7Наука и образование
- 4.8Малый и средний бизнес
- 4.9Прочие отрасли Перспективы развития отраслей, ориентированных на потребительский спрос
- 4.10Прогноз динамики структуры производства врп Рязанской области
- 5Население
- 5.1Прогноз численности населения
- Формирование структуры занятости
- 6Расселение
- 6.1Этапы формирования системы расселения
- 6.2Современное состояние
- 6.2.1Городское расселение
- 6.2.2 Сельское расселение
- 6.3Перспективы развития системы расселения
- I. Системы расселения на базе межселенного культурно-бытового обслуживания населения
- 2 Групповые системы населенных мест
- II. Групповые системы населенных мест
- Рязанская групповая система населенных мест (гснм)
- Ряжская, Сасовская, Касимовская, Шиловская групповые системы населенных мест (формируемые)
- 6.3.1Городская агломерация г. Рязань Общие положения
- Обоснование внешней границы агломерации
- Характеристика Рязанской агломерации и основные направления ее развития
- Научные и проектные организации, высшее образование
- Использование историко-культурных памятников
- Водоснабжение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Газоснабжение
- Электроснабжение
- Инженерная подготовка территории
- Основные направления формирования Рязанской агломерации
- I пояс агломерации (ядро агломерации)
- II пояс агломерации
- 7 Планировочная организация территории Рязанской области
- 7.1Анализ сложившейся планировочной структуры
- 7.2Проектная планировочная структура и функциональное зонирование
- 7.3Градостроительная Концепция Схемы
- 7.4Выявление зон концентрации градостроительной активности территории области
- 8 Гипотеза социального развития Рязанской области
- 8.1Жилищное строительство Современное состояние
- 8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние
- Основные направления построения системы культурно-бытового обслуживания населения
- 8.2.1Образование Современное состояние
- Сеть общеобразовательных учреждений
- Сеть среднего специального и высшего образования
- Прогноз развития сети общеобразовательных учреждений
- Детские дошкольные учреждения
- Общеобразовательные школы
- Учреждения профессионального начального, среднего и высшего образования
- 8.2.2Здравоохранение Современное состояние
- Динамика основных показателей состояния здравоохранения
- 1.Учреждения областного уровня (все расположены в г.Рязани):
- 2.Учреждения межрайонного уровня:
- Прогноз развития сети здравоохранения
- Учреждения социальной защиты населения
- 8.2.3Физическая культура и спорт Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений физической культуры и спорта
- 8.2.4Учреждения культуры Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений культуры
- 8.2.5Прочие виды культурно-бытового обслуживания населения
- Торговля
- Общественное питание
- Прочие учреждения жилищно-коммунального хозяйства
- 8.3Рекреация и туризм
- 8.3.1Современное состояние
- Историко-культурный каркас Рязанской области
- Памятники архитектуры, истории, культуры и искусства
- П амятники истории и искусства
- Культовые объекты
- 8.3.1.1Санаторно-курортный комплекс
- 8.3.1.2Коллективные садоводства
- 8.3.1.3Краткая характеристика туристических и рекреационных зон области Современное состояние
- Туристические зоны
- Рязанская зона
- Рыбновская зона
- Солотчинская зона
- Касимовская
- Рекреационные зоны
- Клепиковская
- Солотчинская
- Спасск-Рязанская
- 8.3.2Проектные решения
- 8.3.2.1Рекреация
- 8.3.2.2Туризм
- 8.3.2.3Формирование рекреационно-туристской системы Рязанской области
- Основные инвестиционные проекты сферы туризма
- 9 Гипотеза развития транспортной инфраструктуры
- 9.1Цели развития транспортной инфраструктуры
- 9.2Современное состояние и проектные решения
- 9.2.1Железнодорожный транспорт
- 9.2.2Автомобильный транспорт
- 9.2.3Воздушный транспорт
- Оценка эффективности строительства нового аэропорта
- 9.2.4Водный транспорт
- 9.2.5Трубопроводный транспорт