8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние
Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.
В прошлом, при административно-командной системе управления, все предприятия и учреждения обслуживания населения находились в различных формах государственной собственности и финансировались за счет бюджетных средств ряда ведомств. Состав, вместимость и размещение объектов обслуживания регламентировались целевыми нормативами и разрабатываемыми на их основе схемами развития различных отраслей этой сферы: культуры, здравоохранения, народного образования, спорта, торговли, бытового облуживания и других.
В целом по Рязанской области обеспеченность по составу и вместимости объектов большинства видов услуг приближалась к централизованным нормативам, хотя качество обслуживания в большинстве случаев было низким, из-за слабо развитой технической базы, недостатка финансовых средств, а также малой заинтересованности работников в результатах труда.
Была создана довольно развитая, хотя и контрастная по составу, система центров обслуживания, охватывающая все городские и значительную часть сельских поселений. Практически все объекты функционировали, как межселенные, то есть обслуживали не только жителей данного населенного места, но и население в зоне его влияния. При этом выполнение услуг, требующих высококвалифицированных кадров и сложного технологического оборудования, возлагалось на наиболее крупные объекты областного и районного центров. Процесс "передачи" услуг обеспечивался через широкую сеть рядовых объектов со стационарными и мобильными формами обслуживания.
В г.Рязани и в наиболее крупных городах области был создан достаточно развитый состав объектов обслуживания различного уровня. Здесь сконцентрировались практически все объекты эпизодического посещения — театры, выставочные залы, специализированные и многопрофильные объекты здравоохранения, предприятия централизованного выполнения заказов службы быта, крупные торговые центры и т.д. Доступность объектов эпизодического пользования составляла в среднем 2-3 часа.
В городах - районных центрах видовой состав услуг обеспечивался, в основном, стандартным уровнем обслуживания для населения всего административного района. Это позволяло предоставить сельскому населению возможность получения услуг в пределах 1-1,5 часовой транспортной доступности.
Главные черты и состав данной системы обслуживания населения сохранились до настоящего времени.
Таблица 8.2‑65 Обеспеченность основными нормируемыми видами обслуживания*)
Учреждения | Единицы измерения | 1995г. | 2004г. | Необходимо по нормативам | % обеспеченности |
I.Образование | |||||
1.Дошкольные детские учреждения | тыс. детей | 41,9 | 29,4 |
|
|
2.Охват детей в возрасте 1-6 лет ДДУ | % | 68,2 | 71,2 | до 60 | более 120 |
3. Общеобразовательные школы | тыс.учащ. | 170,3 | 134,6 |
|
|
в т.ч. занимались во вторую смену (в % от всей численности учащихся) | % | 18,9 | 10,6 | до 10 | 100 |
4. Начальное профессиональное образование | тыс.учащ. | 15,8 | 14,6 | 13,1 | 113 |
5. Среднее специальное образование | тыс.учащ. | 18,2 | 21,6 | 19,1 | 121 |
6. Высшее образование | тыс.учащ. | 16,6 | 44,1 | 20,3 | 217 |
II.Здравоохранение | |||||
1. Больницы | тыс.коек |
| 15,6 | 12,4 | 126 |
2. Поликлиники | посещ. в смену |
| 27,2 | 21,5 | 127 |
III.Физкультура и спорт | |||||
1. Крытые спортивные сооружения | тыс.м.кв. |
| 66 | 420 | 16 |
2. Плавательные бассейны | тыс.м.кв. водного зеркала |
| 4,3 | 90 | 5 |
VI.Культура и искусство | |||||
Учреждения культурно-досугового типа (дома культуры, клубы и т.п.) | един. |
| 134 | 127 | 106 |
*)(подробная характеристика состояния и развития по отдельным видам обслуживания приводится ниже в отдельных разделах)
Из приведенных показателей следует:
по детским дошкольным (ДДУ) и школьным учреждениям обеспеченность (с допустимыми отклонениями) в пределах нормативного уровня, по учреждениям начального профессионального, среднего специального и высшего образования – превышает его
по учреждениям здравоохранения количественная обеспеченность превышает нормативный уровень как по стационарам, так и по амбулаторно- поликлиничной сети, но качество обслуживания невысокое из-за низкого развития материально-технической базы и недостаточной квалификации кадров
по объектам физической культуры и спорта обеспеченность ниже нормативного уровня
по учреждениям культуры сеть, в целом, количественно (число мест в досуговых учреждениях и библиотеках) соответствует нормативному уровню, вместе с тем, досуговые учреждения зачастую не выполняют своих просветительских функций и используют свои помещения не по назначению, оборудование и фонд книг в библиотеках не соответствуют современным требованиям;
остальные виды обслуживания, в частности торговля, общественное питание и часть бытового и коммунального обслуживания, находятся в подавляющем большинстве в частной собственности, поэтому потребность в них не нормируется, их развитие определяется рыночными отношениями, и принимается, что обеспеченность населения ими соответствует потребности, в пределах экономической целесообразности существования учреждений
обеспечение потребности в учреждениях и предприятиях обслуживания в разрезе муниципальных образований имеются определенные особенности, в частности в районах области имеется избыток мест в учреждениях дошкольного и школьного образования (из-за резкого снижения детей), вместе с тем в основных городах области (г.г.Рязань, Сасово, Скопин, Касимов) наполняемость дошкольных учреждений приближается к максимуму, а в школах организуются вторые смены обучения. Также в районах области высок уровень обеспеченности клубными нормативами выше нормы, вместе с тем, качество организации досуга в районах находиться на низком уровне. Это же можно сказать и о медицинском обслуживании - при высоких количественных показателях уровень обслуживания в районах невысок.
В связи с изменением политических и социально-экономических основ общества, трансформировались и условия функционирования системы обслуживания.
В первую очередь это выразилось в резком снижении ассигнований государства в сферу обслуживания населения, особенно в жизненно важные отрасли: в образование, в здравоохранение, в культуру, в физическую культуру и спорт.
С ростом цен на услуги и снижением жизненного уровня населения упал спрос на платные услуги учреждений культуры (театров, кинотеатров, музеев и других), уменьшился охват детскими дошкольными учреждениями, сократилось число приемных пунктов различных предприятий бытового обслуживания. Значительно трансформировалась сеть предприятий торговли, общественного питания: часть специализированных магазинов была преобразована в предприятия коммерческо-комиссионной торговли случайного ассортимента, широкое распространение получили мобильные торговые точки, размещаемые в киосках и летних павильонах, а также в подъездах, подвальных помещениях, с продажей товаров смешанного ассортимента.
При приватизации предприятий и учреждений обслуживания, так же, как и при их аренде, зачастую терялась часть социально важных для населения функций, основой функционирования объектов становилась торгово-посредническая деятельность.
Оказавшиеся в сложном экономическом положении многие промышленные предприятия и организации, не имея прибыли и, следовательно, средств на содержание находящихся на их балансе объектов обслуживания, вынуждены были их продавать или передавать в коммунальным службам.
Сворачивание сети предприятий и учреждений обслуживания, снижение доходов и платежеспособности населения, удорожание проезда на транспорте и снижение интенсивности его движения, особенно остро проявляются в местностях с преобладанием малых городских и сельских поселений. Сохранившаяся в городах опорная сеть объектов социальной инфраструктуры стала менее недоступна для жителей сельской местности и малым горпоселениям, и таким образом снижается их традиционная роль межселенного обслуживания.
Социальное расслоение общества порождает новые подходы к формированию жилых образований — их дифференциацию, как по качеству самого жилья, так и по принципам организации обслуживания. Так, население с высокими доходами, с высоким уровнем автомобилизации имеет большие возможности в выборе услуг, меньше привязано к месту размещения стандартных предприятий и учреждений обслуживания. Хотя в любом случае необходимо ориентироваться на менее обеспеченные слои населения, для них необходимо максимальное приближение повседневных услуг к месту проживания.
- 1Общие положения гипотезы
- 1.1Глобальный контекст и его влияние на развитие Рязанской области в перспективе
- 1.1.1Принцип поляризованного развития - внешняя рамка территориального планирования
- 1.1.2 Макроэкономические условия развития области (анализ рынков влияния)
- Рынки влияния экономики Рязанской области – современное состояние и прогноз развития
- Возможные ограничения для представленного сценария позиционирования на рынках
- 2Определение миссии и образа будущего Рязанской области
- 2.1Возможные модели сценарного развития Рязанской области
- 3Анализ сложившихся тенденций развития экономики Рязанской области
- Особенности развития промышленного комплекса
- Особенности развития сельского хозяйства
- 4Особенности и перспективы формирования конкурентоспособной экономики Рязанской области
- 4.1Промышленность
- Машиностроение, промышленность строительных материалов
- Пищевая промышленность
- Комбикормовая промышленность
- Лёгкая промышленность
- Полиграфическая промышленность
- Медицинская промышленность
- Стекольная промышленность
- Прочие отрасли промышленности
- 4.2Основные направления совершенствования промышленных комплексов малых городов и поселков городского типа
- Повышение загрузки существующих производственных мощностей
- Система интеграции науки и производства.
- Структура посевных площадей, в % от общей площади в хозяйствах всех категорий
- 4.2.1Региональная промышленная политика, как механизм повышения конкурентоспособности промышленности
- 4.3Агропромышленный комплекс
- Роль личного сектора
- Прогнозный баланс производства и потребления продукции сельского хозяйства
- Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области
- Основные показатели развития валового производства продукции сельского хозяйства
- 4.4Мелиорации земель
- Контурно-мелиоративное земледелие
- Культуртехнические мероприятия
- 4.5Рыбохозяйственный комплекс
- 4.6Строительный комплекс Актуализация проблемы формирования строительного комплекса
- Анализ современной ситуации
- Промышленность строительных материалов
- Перспективы развития строительного комплекса в области
- 4.7Наука и образование
- 4.8Малый и средний бизнес
- 4.9Прочие отрасли Перспективы развития отраслей, ориентированных на потребительский спрос
- 4.10Прогноз динамики структуры производства врп Рязанской области
- 5Население
- 5.1Прогноз численности населения
- Формирование структуры занятости
- 6Расселение
- 6.1Этапы формирования системы расселения
- 6.2Современное состояние
- 6.2.1Городское расселение
- 6.2.2 Сельское расселение
- 6.3Перспективы развития системы расселения
- I. Системы расселения на базе межселенного культурно-бытового обслуживания населения
- 2 Групповые системы населенных мест
- II. Групповые системы населенных мест
- Рязанская групповая система населенных мест (гснм)
- Ряжская, Сасовская, Касимовская, Шиловская групповые системы населенных мест (формируемые)
- 6.3.1Городская агломерация г. Рязань Общие положения
- Обоснование внешней границы агломерации
- Характеристика Рязанской агломерации и основные направления ее развития
- Научные и проектные организации, высшее образование
- Использование историко-культурных памятников
- Водоснабжение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Газоснабжение
- Электроснабжение
- Инженерная подготовка территории
- Основные направления формирования Рязанской агломерации
- I пояс агломерации (ядро агломерации)
- II пояс агломерации
- 7 Планировочная организация территории Рязанской области
- 7.1Анализ сложившейся планировочной структуры
- 7.2Проектная планировочная структура и функциональное зонирование
- 7.3Градостроительная Концепция Схемы
- 7.4Выявление зон концентрации градостроительной активности территории области
- 8 Гипотеза социального развития Рязанской области
- 8.1Жилищное строительство Современное состояние
- 8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние
- Основные направления построения системы культурно-бытового обслуживания населения
- 8.2.1Образование Современное состояние
- Сеть общеобразовательных учреждений
- Сеть среднего специального и высшего образования
- Прогноз развития сети общеобразовательных учреждений
- Детские дошкольные учреждения
- Общеобразовательные школы
- Учреждения профессионального начального, среднего и высшего образования
- 8.2.2Здравоохранение Современное состояние
- Динамика основных показателей состояния здравоохранения
- 1.Учреждения областного уровня (все расположены в г.Рязани):
- 2.Учреждения межрайонного уровня:
- Прогноз развития сети здравоохранения
- Учреждения социальной защиты населения
- 8.2.3Физическая культура и спорт Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений физической культуры и спорта
- 8.2.4Учреждения культуры Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений культуры
- 8.2.5Прочие виды культурно-бытового обслуживания населения
- Торговля
- Общественное питание
- Прочие учреждения жилищно-коммунального хозяйства
- 8.3Рекреация и туризм
- 8.3.1Современное состояние
- Историко-культурный каркас Рязанской области
- Памятники архитектуры, истории, культуры и искусства
- П амятники истории и искусства
- Культовые объекты
- 8.3.1.1Санаторно-курортный комплекс
- 8.3.1.2Коллективные садоводства
- 8.3.1.3Краткая характеристика туристических и рекреационных зон области Современное состояние
- Туристические зоны
- Рязанская зона
- Рыбновская зона
- Солотчинская зона
- Касимовская
- Рекреационные зоны
- Клепиковская
- Солотчинская
- Спасск-Рязанская
- 8.3.2Проектные решения
- 8.3.2.1Рекреация
- 8.3.2.2Туризм
- 8.3.2.3Формирование рекреационно-туристской системы Рязанской области
- Основные инвестиционные проекты сферы туризма
- 9 Гипотеза развития транспортной инфраструктуры
- 9.1Цели развития транспортной инфраструктуры
- 9.2Современное состояние и проектные решения
- 9.2.1Железнодорожный транспорт
- 9.2.2Автомобильный транспорт
- 9.2.3Воздушный транспорт
- Оценка эффективности строительства нового аэропорта
- 9.2.4Водный транспорт
- 9.2.5Трубопроводный транспорт