logo
tom2

8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние

Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.

В прошлом, при административно-командной системе управления, все предприятия и учреждения обслуживания населения находились в различных формах государственной собственности и финансировались за счет бюджетных средств ряда ведомств. Состав, вместимость и размещение объектов обслуживания регламентировались целевыми нормативами и разрабатываемыми на их основе схемами развития различных отраслей этой сферы: культуры, здравоохранения, народного образования, спорта, торговли, бытового облуживания и других.

В целом по Рязанской области обеспеченность по составу и вместимости объектов большинства видов услуг приближалась к централизованным нормативам, хотя качество обслуживания в большинстве случаев было низким, из-за слабо развитой технической базы, недостатка финансовых средств, а также малой заинтересованности работников в результатах труда.

Была создана довольно развитая, хотя и контрастная по составу, система центров обслуживания, охватывающая все городские и значительную часть сельских поселений. Практически все объекты функционировали, как межселенные, то есть обслуживали не только жителей данного населенного места, но и население в зоне его влияния. При этом выполнение услуг, требующих высококвалифицированных кадров и сложного технологического оборудования, возлагалось на наиболее крупные объекты областного и районного центров. Процесс "передачи" услуг обеспечивался через широкую сеть рядовых объектов со стационарными и мобильными формами обслуживания.

В г.Рязани и в наиболее крупных городах области был создан достаточно развитый состав объектов обслуживания различного уровня. Здесь сконцентрировались практически все объекты эпизодического посещения — театры, выставочные залы, специализированные и многопрофильные объекты здравоохранения, предприятия централизованного выполнения заказов службы быта, крупные торговые центры и т.д. Доступность объектов эпизодического пользования составляла в среднем 2-3 часа.

В городах - районных центрах видовой состав услуг обеспечивался, в основном, стандартным уровнем обслуживания для населения всего административного района. Это позволяло предоставить сельскому населению возможность получения услуг в пределах 1-1,5 часовой транспортной доступности.

Главные черты и состав данной системы обслуживания населения сохранились до настоящего времени.

Таблица 8.2‑65 Обеспеченность основными нормируемыми видами обслуживания*)

Учреждения

Единицы измерения

1995г.

2004г.

Необходимо по нормативам

% обеспеченности

I.Образование

1.Дошкольные детские учреждения

тыс. детей

41,9

29,4

2.Охват детей в возрасте 1-6 лет ДДУ

%

68,2

71,2

до 60

более 120

3. Общеобразовательные школы

тыс.учащ.

170,3

134,6

в т.ч. занимались во вторую смену (в % от всей численности учащихся)

%

18,9

10,6

до 10

100

4. Начальное профессиональное образование

тыс.учащ.

15,8

14,6

13,1

113

5. Среднее специальное образование

тыс.учащ.

18,2

21,6

19,1

121

6. Высшее образование

тыс.учащ.

16,6

44,1

20,3

217

II.Здравоохранение

1. Больницы

тыс.коек

15,6

12,4

126

2. Поликлиники

посещ. в смену

27,2

21,5

127

III.Физкультура и спорт

1. Крытые спортивные сооружения

тыс.м.кв.

66

420

16

2. Плавательные бассейны

тыс.м.кв. водного зеркала

4,3

90

5

VI.Культура и искусство

Учреждения культурно-досугового типа (дома культуры, клубы и т.п.)

един.

134

127

106

*)(подробная характеристика состояния и развития по отдельным видам обслуживания приводится ниже в отдельных разделах)

Из приведенных показателей следует:

В связи с изменением политических и социально-экономических основ общества, трансформировались и условия функционирования системы обслуживания.

В первую очередь это выразилось в резком снижении ассигнований государства в сферу обслуживания населения, особенно в жизненно важные отрасли: в образование, в здравоохранение, в культуру, в физическую культуру и спорт.

С ростом цен на услуги и снижением жизненного уровня населения упал спрос на платные услуги учреждений культуры (театров, кинотеатров, музеев и других), уменьшился охват детскими дошкольными учреждениями, сократилось число приемных пунктов различных предприятий бытового обслуживания. Значительно трансформировалась сеть предприятий торговли, общественного питания: часть специализированных магазинов была преобразована в предприятия коммерческо-комиссионной торговли случайного ассортимента, широкое распространение получили мобильные торговые точки, размещаемые в киосках и летних павильонах, а также в подъездах, подвальных помещениях, с продажей товаров смешанного ассортимента.

При приватизации предприятий и учреждений обслуживания, так же, как и при их аренде, зачастую терялась часть социально важных для населения функций, основой функционирования объектов становилась торгово-посредническая деятельность.

Оказавшиеся в сложном экономическом положении многие промышленные предприятия и организации, не имея прибыли и, следовательно, средств на содержание находящихся на их балансе объектов обслуживания, вынуждены были их продавать или передавать в коммунальным службам.

Сворачивание сети предприятий и учреждений обслуживания, снижение доходов и платежеспособности населения, удорожание проезда на транспорте и снижение интенсивности его движения, особенно остро проявляются в местностях с преобладанием малых городских и сельских поселений. Сохранившаяся в городах опорная сеть объектов социальной инфраструктуры стала менее недоступна для жителей сельской местности и малым горпоселениям, и таким образом снижается их традиционная роль межселенного обслуживания.

Социальное расслоение общества порождает новые подходы к формированию жилых образований — их дифференциацию, как по качеству самого жилья, так и по принципам организации обслуживания. Так, население с высокими доходами, с высоким уровнем автомобилизации имеет большие возможности в выборе услуг, меньше привязано к месту размещения стандартных предприятий и учреждений обслуживания. Хотя в любом случае необходимо ориентироваться на менее обеспеченные слои населения, для них необходимо максимальное приближение повседневных услуг к месту проживания.