Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области
Выполненный анализ состояния сельского хозяйства и прогноз потенциальных возможностей развития дает все основания для принятия решений по отрасли. Директивным направлением принимаемых решений развития отрасли необходимо считать безусловную интенсификацию производства, с учетом важнейшей цели – представления субъектов РФ на всемирной выставке ЭКСПО-2010. Такая целевая направленность развития открывает возможности для кооперации отрасли области с ближним и дальним зарубежьем, для ее выхода на европейский и мировой уровень, привлечения инвесторов.
Сельское хозяйство вследствие специфической зависимости от природных условий и разрыва между периодом производства и рабочим периодом не может обеспечить оборачиваемость средств на уровне промышленности, торговли, перерабатывающих отраслей. Возможности расширенного воспроизводства должны определяться государственным участием (финансирование целевых программ типа «Плодородие» и пр.). Должна быть создана качественно новая инфраструктура сельхозпроизводства – от МТС до региональных оптовых рынков и бирж. Отечественных производителей необходимо стимулировать на основе заказов, налоговых льгот для торговли и перерабатывающих фирм, закупающих отечественную продукцию.
Диспаритет цен может быть устранен с помощью регулируемых цен и тарифов естественных монополий, контроля за формированием цен для предприятий, производящих материально-технические ресурсы селу. Очень важна интеграция и кооперация:
на районном уровне - объединение сельхозпредприятий с предприятиями переработки, торговли и общественного питания;
на областном уровне – интеграция с банковскими структурами типа агропромышленно-финансовых групп;
на внешнем уровне.
В области уже созданы подобные структуры в виде успешно работающих агрохолдингов. В качестве интеграторов на первом этапе могут выступать ведущие агропромышленные предприятия области.
Ниже, на отдельном листе приведена возможная схема объединения предприятий переработки и торговли на районном уровне.
СХЕМА
создания координационной системы производства заготовок и переработки продукции животноводства по территориальному признаку
Проблемы реализации продукции решаются на основе системного подхода, включающего гарантии, стимулы, и правовую защиту для производителей, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.
Для этого необходимо следующее: определение объема закупок; заключение договоров на 3-5лет с установлением гарантированных цен с последующей индексацией (не ниже рыночных), введение системы аванса: 50% под посевные работы, остальные работы и прочее. По мере поступления продукции, применения льготных кредитов под сезонный недостаток оборотных средств, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимы государственные дотации, так как зарубежный импорт дотируется (демпинговые цены ниже розничных цен). Часть платежей, связанных с импортом, должна переводиться в специальный фонд поддержки АПК.
На базе региональной продовольственной корпорации следует концентрировать денежные и материально - технические ресурсы, дающие заготовителям возможность кредитовать под конечную продукцию посевные и уборочные работы и пр.
Для оперативного решения проблемы закупок было бы целесообразно в каждом районе возобновить работу заготовительных контор, которые через собственную дилерскую сеть заготавливали бы не только мясо, но и шерсть, кожи, шкуры и реализовали бы эту продукцию предприятиям переработки. В качестве работников или представителей мясокомбинатов или молокозаводов могут выступать специалисты сельских администраций, некоммерческих объединений личных подсобных хозяйств, частные предприниматели. В функцию дилеров заготовительной сети входило бы обследование всех хозяйств на предмет возможной реализации животноводческой продукции, предварительные переговоры о сроках и условиях реализации, заключение договоров, о вывозе продукции и транспорта для передачи скота по технологической цепочке.
При этом механизм взаимоотношений, в особенности ЛПХ, с заготовительными организациями мог бы быть построен не только на простых условиях купли-продажи, но и с использованием аванса, молодняка, продуктивного скота, кормов, услуг по сервисному обслуживанию, которые покрывались бы населением товарной продукцией. Формы взаимоотношений на территории сельской администрации, муниципального образования могут быть разные.
Наряду с приведенной схемой заготовок могут быть применены и такие варианты: предприятия переработки, в частности, мясокомбинаты, молокозаводы вступают в интеграционные связи с сельскохозяйственными предприятиями. На их базе организуются откормочные площадки, фермы по репродукции молодняка, выращиваются корма. Мясокомбинаты и молокозаводы выступают в роли генеральных инвесторов, при этом в интеграционные отношения они вступают с таким количеством хозяйств, которые могут обеспечить их полную загрузку.
В Рязанской области сформировался ряд успешно действующих агропромышленных предприятий, в виде сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов – СППК «Агрофирма «Михайловомясо» и СППК «Агрофирма «Ижевский молочноконсервный комбинат» (объединяют поставщиков сырья и хозяйства, реализующие продукцию через сеть фирменных торговых точек). ОАО «Нива Рязани» - крупная структура агрохолдингового типа, включающая в себя сельскохозяйственное производство, переработку, торговлю и другие виды деятельности. В составе агрохолдинга успешно функционируют специализированные предприятия: 8 МТС «Нива Рязани», 4 молочных комбината, Шацкий мясокомбинат, ООО «Нива-Лес», ООО «Авиа-Нива», ООО «Нива-Строй».
В общем виде система заготовок должна осуществляться по нескольким каналам: сельхозпредприятия (созданные на их базе, откормочные площадки) поставляют свою продукцию на ближайшие предприятия переработки. Личные подсобные хозяйства, через специалистов сельских администраций, районные управления сельского хозяйства – на заготовительные пункты, потребкооперации или тех же молокозаводов и мясокомбинатов, или через частных предпринимателей на рынке и предприятия переработки. Кроме того, продукция, произведенная в ЛПХ, может быть закуплена сельхозпредприятиями, в особенности, выращенная на договорной взаимовыгодной основе.
Главным моментом, стимулирующим производство, является уверенность товаропроизводителя в востребованности его продукции и в своевременности ее оплаты «живыми» деньгами.
Выводы и решения
Ресурсный потенциал региона, а также решение задач, стоящих перед сельским хозяйством (при росте валовой продукции сельского хозяйства) позволит к расчетному сроку обеспечить потребности населения продуктами местного производства и вывозить их излишки за пределы области, что даст возможность решить проблему обеспечения продовольственной безопасности области.
Требует большого внимания сохранение и повышение почвенного плодородия, а также биологическое земледелие для получения качественной экологически чистой продукции, так как в регионе есть все возможности для этого. А получение маркировочного знака качества, ГОСТа, организация рекламы позволит повысить спрос на эту продукцию. Продукция может стать конкурентоспособной. Особенно важно для области увеличение мясной продукции.
Максимально возможная переработка полученной сельхозпродукции даст возможность обеспечить круглогодичную занятость трудоспособного сельского населения, стимулирует развитие малого предпринимательства.
Развитие сельского хозяйства должно быть актуализировано, согласно возможностям реализации и реальным ресурсам, при обязательной государственной поддержке:
льготное кредитование отрасли, увеличение кредитных ресурсов, долгосрочных кредитов;
эффективные системы налогообложения и страхования;
интеграция с другими отраслями (кооперация производства, доступность рынков, расширение спроса на сельхозпродукцию, повышение качества товаров, направленных на повышение качества жизни и здоровья населения).
В настоящее время нет механизма закупок зерна и другой сельхозпродукции, действует неорганизованный рынок. Необходимо создание электронных бирж, для этого нужно подготовить необходимых специалистов. Целесообразно организовать такую биржу (зерновую, например) в городе Рязань. Оптовые рынки по продаже сельхозпродукции можно организовать в крупных населенных пунктах. Держателями пакета акций могут быть администрации районов, городов.
Сегодня введены институты регулирования трех важнейших стратегических рынков аграрной продукции – сахарного, зернового, мясного. Теперь их можно корректировать и улучшать. Производителям можно планировать долгосрочную стратегию, думать о других институциональных мерах – биржевой торговле, страховании, информационном обеспечении, которые будут еще более способствовать стабилизации и прогнозируемости рынков. Тогда можно подойти и к системной стратегии развития АПК и подумать о долгосрочном законе о сельском хозяйстве с бюджетом, институтами и механизмами.
В настоящее время правительство РФ уже понимает важность сельскохозяйственной отрасли для всего государства. Сельское хозяйство объявлено одним из 4 национальных проектов. У проекта два приоритетных направления – ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. В связи с этим очень своевременно решение о создании во многих сельских районах снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые станет осуществляться поставка продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, в сети сбыта. Таким образом, будет сформирована система, которая потеснит, а может быть, и вытеснит с рынка многочисленных спекулянтов и посредников, которые разоряют сельчан.
Вслед за проектом должен быть разработан и подробный бизнес-план, который станет руководством к действию для региональных властей и причастных к этому организаций. Но он строится на максимально полной информации о состоянии дел в инвестируемом секторе. Решить проблему с недостатком информации поможет Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая прошла с 1 по 25 июля 2006 года по всей России. Перепись позволит получить уточненные сведения по всем категориям хозяйств (без которых государство не может выработать эффективную политику развития сельского хозяйства): о занятости в сельхозпроизводстве, площадях посевных земель, поголовье скота и численности птицы, наличии техники и оборудования.
Таблица 4.3‑10 Актуализация основных показателей развития сельского хозяйства Рязанской области (все категории хозяйств)
Показатели | Единица измерения | 2004 г. отчет | 2007г. | 2015г. | 2025г. | Рост в % к отчетному году |
Посевная площадь всего | тыс. га | 831.4 | 840.0 | 900.0 | 1000.0 | 20 |
В том числе : зерновые и зернобобовые | тыс. га | 426.8 | 428.0 | 474.0 | 530.0 | 24 |
Картофель и овощные культуры всего | тыс. га | 62.0 | 62.0 | 66.0 | 75.0 | 21 |
Картофель | тыс. га | 50.9 | 51.0 | 53.0 | 60.0 | 18 |
Овощи (без высадков) | тыс. га | 11.1 | 11.0 | 13.0 | 15.0 | 35 |
Технические культуры (сах. свекла) | тыс. га | 19.2 (11.0) | 25.0 (15.0) | 30.0 (20.0) | 35.0 (25.0) | 82 (в 2.3 р.) |
Кормовые культуры-всего | тыс. га | 323.4 | 325.0 | 330.0 | 360.0 | 11 |
Поголовье скота и птицы |
|
|
|
|
|
|
Крупный рогатый скот *) | тыс. гол. | 282.0 | 300.0 | 650.0 | 800.0 / 1000.0 | в 2.8 р. /в 3.5 р. |
В том числе: коровы *) | тыс. гол. | 129.8 | 140.0 | 300.0 | 370.0 / 460.0 | в 2.8 р. /в 3.5 р. |
Свиньи | тыс. гол. | 89.4 | 200.0 | 337.0 | 350.0 | в 3.9 р. |
Овцы и козы | тыс. гол. | 46.8 | 50.0 | 100.0 | 150.0 | в 3.2 р. |
Птица - всего | млн. гол. | 3.5 | 3.7** | 4.7 | 5.0 | в 1.4 р. |
Лошади | тыс. гол. | 7.0 | 7.5 | 9.0 | 10.0 | в 1.4 р. |
Пчелы | тыс.семей | 24.7 | 30.0 | 50.0 | 65.0 | в 2.6 р. |
Валовое производство продукции |
|
|
|
|
|
|
Зерно (в весе после доработки) | тыс. тонн | 811.7 | 1100.0 | 1280.0 | 1400.0 | в 1.7 р. |
Картофель | тыс. тонн | 485.3 | 560.0 | 610.0 | 750.0 | в 1.5 р. |
Овощи (открытого и защищенного грунта) / овощи открытого грунта | тыс. тонн | 176.6 / 171.2 | 186.0 / 180.0 | 208.0 / 200.0 | 251.0 / 240.0 | в 1.4 р. |
Сахарная свекла | тыс. тонн | 202.5 | 325.0 | 400.0 | 570.0 | в 2.8 р. |
Плоды и ягоды | тыс. тонн | 99.4 | 100.0 | 120.0 | 150.0 | 51 |
Молоко | тыс. тонн | 383.6 | 430.0 | 1000.0 | 1350.0/ 1700.0 | в 3.5 / 4.4 р. |
Мясо (живой вес) | тыс. тонн | 74.3 | 94.0 | 140.0 | 170.0 / 210.0 | в 2.3 / 2.8 р. |
Мясо (убойный вес) | тыс. тонн | 48.4 | 60.0 | 90.0 | 110.5 / 136.5 | в 2.3 / 2.8 р. |
Шерсть | тонн | 65.0 | 150.0 | 320.0 | 500.0 | в 7.7 р. |
Яйца | млн. шт. | 346.0 | 370.0 | 400.0 | 500.0 | 44 |
Мед | тонн | 360.0 | 600.0 | 1100.0 | 1600.0 | в 4.4 р. |
*) увеличение поголовья КРС по двум вариантам; с учетом резерва кормовых угодий (корма на пашне, сенокосы и пастбища)
**) в том числе 1,7 млн.голов – бройлеры (по программе развития АПК Рязанской области на 2006 – 2008 гг.)
Одна из важных задач национального проекта «Развитие АПК» - это доступность кредитных ресурсов для личных подсобных и фермерских хозяйств. Впервые предполагается осуществить 100-процентное субсидирование процентной ставки, т.е. владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств будут предоставляться беспроцентные кредиты (наиболее нуждающиеся в средствах будут выявлены также с помощью переписи).
Конкретно, основные выводы и решения приведены в нижеследующих таблицах и схемах (см. на отдельной странице).
- 1Общие положения гипотезы
- 1.1Глобальный контекст и его влияние на развитие Рязанской области в перспективе
- 1.1.1Принцип поляризованного развития - внешняя рамка территориального планирования
- 1.1.2 Макроэкономические условия развития области (анализ рынков влияния)
- Рынки влияния экономики Рязанской области – современное состояние и прогноз развития
- Возможные ограничения для представленного сценария позиционирования на рынках
- 2Определение миссии и образа будущего Рязанской области
- 2.1Возможные модели сценарного развития Рязанской области
- 3Анализ сложившихся тенденций развития экономики Рязанской области
- Особенности развития промышленного комплекса
- Особенности развития сельского хозяйства
- 4Особенности и перспективы формирования конкурентоспособной экономики Рязанской области
- 4.1Промышленность
- Машиностроение, промышленность строительных материалов
- Пищевая промышленность
- Комбикормовая промышленность
- Лёгкая промышленность
- Полиграфическая промышленность
- Медицинская промышленность
- Стекольная промышленность
- Прочие отрасли промышленности
- 4.2Основные направления совершенствования промышленных комплексов малых городов и поселков городского типа
- Повышение загрузки существующих производственных мощностей
- Система интеграции науки и производства.
- Структура посевных площадей, в % от общей площади в хозяйствах всех категорий
- 4.2.1Региональная промышленная политика, как механизм повышения конкурентоспособности промышленности
- 4.3Агропромышленный комплекс
- Роль личного сектора
- Прогнозный баланс производства и потребления продукции сельского хозяйства
- Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области
- Основные показатели развития валового производства продукции сельского хозяйства
- 4.4Мелиорации земель
- Контурно-мелиоративное земледелие
- Культуртехнические мероприятия
- 4.5Рыбохозяйственный комплекс
- 4.6Строительный комплекс Актуализация проблемы формирования строительного комплекса
- Анализ современной ситуации
- Промышленность строительных материалов
- Перспективы развития строительного комплекса в области
- 4.7Наука и образование
- 4.8Малый и средний бизнес
- 4.9Прочие отрасли Перспективы развития отраслей, ориентированных на потребительский спрос
- 4.10Прогноз динамики структуры производства врп Рязанской области
- 5Население
- 5.1Прогноз численности населения
- Формирование структуры занятости
- 6Расселение
- 6.1Этапы формирования системы расселения
- 6.2Современное состояние
- 6.2.1Городское расселение
- 6.2.2 Сельское расселение
- 6.3Перспективы развития системы расселения
- I. Системы расселения на базе межселенного культурно-бытового обслуживания населения
- 2 Групповые системы населенных мест
- II. Групповые системы населенных мест
- Рязанская групповая система населенных мест (гснм)
- Ряжская, Сасовская, Касимовская, Шиловская групповые системы населенных мест (формируемые)
- 6.3.1Городская агломерация г. Рязань Общие положения
- Обоснование внешней границы агломерации
- Характеристика Рязанской агломерации и основные направления ее развития
- Научные и проектные организации, высшее образование
- Использование историко-культурных памятников
- Водоснабжение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Газоснабжение
- Электроснабжение
- Инженерная подготовка территории
- Основные направления формирования Рязанской агломерации
- I пояс агломерации (ядро агломерации)
- II пояс агломерации
- 7 Планировочная организация территории Рязанской области
- 7.1Анализ сложившейся планировочной структуры
- 7.2Проектная планировочная структура и функциональное зонирование
- 7.3Градостроительная Концепция Схемы
- 7.4Выявление зон концентрации градостроительной активности территории области
- 8 Гипотеза социального развития Рязанской области
- 8.1Жилищное строительство Современное состояние
- 8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние
- Основные направления построения системы культурно-бытового обслуживания населения
- 8.2.1Образование Современное состояние
- Сеть общеобразовательных учреждений
- Сеть среднего специального и высшего образования
- Прогноз развития сети общеобразовательных учреждений
- Детские дошкольные учреждения
- Общеобразовательные школы
- Учреждения профессионального начального, среднего и высшего образования
- 8.2.2Здравоохранение Современное состояние
- Динамика основных показателей состояния здравоохранения
- 1.Учреждения областного уровня (все расположены в г.Рязани):
- 2.Учреждения межрайонного уровня:
- Прогноз развития сети здравоохранения
- Учреждения социальной защиты населения
- 8.2.3Физическая культура и спорт Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений физической культуры и спорта
- 8.2.4Учреждения культуры Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений культуры
- 8.2.5Прочие виды культурно-бытового обслуживания населения
- Торговля
- Общественное питание
- Прочие учреждения жилищно-коммунального хозяйства
- 8.3Рекреация и туризм
- 8.3.1Современное состояние
- Историко-культурный каркас Рязанской области
- Памятники архитектуры, истории, культуры и искусства
- П амятники истории и искусства
- Культовые объекты
- 8.3.1.1Санаторно-курортный комплекс
- 8.3.1.2Коллективные садоводства
- 8.3.1.3Краткая характеристика туристических и рекреационных зон области Современное состояние
- Туристические зоны
- Рязанская зона
- Рыбновская зона
- Солотчинская зона
- Касимовская
- Рекреационные зоны
- Клепиковская
- Солотчинская
- Спасск-Рязанская
- 8.3.2Проектные решения
- 8.3.2.1Рекреация
- 8.3.2.2Туризм
- 8.3.2.3Формирование рекреационно-туристской системы Рязанской области
- Основные инвестиционные проекты сферы туризма
- 9 Гипотеза развития транспортной инфраструктуры
- 9.1Цели развития транспортной инфраструктуры
- 9.2Современное состояние и проектные решения
- 9.2.1Железнодорожный транспорт
- 9.2.2Автомобильный транспорт
- 9.2.3Воздушный транспорт
- Оценка эффективности строительства нового аэропорта
- 9.2.4Водный транспорт
- 9.2.5Трубопроводный транспорт