logo
tom2

Динамика основных показателей состояния здравоохранения

Таблица 8.2‑77

Показатели

Годы (конец)

В расчете на 10тыс. населения

1990

1995

2000

2003

2004

1990

2000

2004

Норма-тивы*)

Больничные учреждения с дневными (тыс. коек)

19,6

18,2

16,7

15,6

15,6

145

129

131

104

Амбулаторно- поликлини-ческие учреждения (тыс.посещ. в смену)

22,4

27,5

27,4

27,6

28,1

166,1

215,3

234,9

179,6

Врачей (тыс.чел.)

6,3

6,4

6,6

6,5

6,4

46,6

52,2

53,7

Средний медперсонал (тыс.чел.)

16,2

15,8

15,3

14,5

14,3

120,1

121,4

120,1

*) Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 461 г. – «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год». В Программе приводятся годовые нормативы на 1000 человек.

Ниже, в таблице, приводиться перевод нормативов «Программы» в единовременный норматив.

Таблица 8.2‑78

Виды учреждений здравоохранения

Норматив на 1000чел.

«По Программе», в год

Единовременный

Круглосуточные стационары

2812,5 койко-дня

8,63 койки (2812,5/325 раб. дней)

Дневные стационары

577 дней

1,77 койки (577/325 раб. дней)

Амбулаторно-поликлинические учреждения

9198 посещений

17,96 посещ./смену (9198/512смен)

Скорая медицинская помощь

318 вызовов

За рассматриваемый период происходила определенная трансформация сети здравоохранения:

С середины 90-х годов проводится поэтапное реформирование сети учреждений здравоохранения, перераспределение части объемов помощи стационарного сектора в амбулаторный, в результате число участковых больниц сократилось.

Вместе с тем, несмотря на снижение, обеспеченность по числу коек и по числу посещений амбулаторно-поликлинических учреждений превосходит социальные нормативы («Программа государственных гарантий…», 2004г.). Она основана на обеспечении сбалансированности обязательств государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи с имеющимися ресурсами, и направлена на создание единого механизма реализации прав граждан РФ по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества, за счет всех источников финансирования и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Подобное снижение определяется необходимостью улучшение использования коечного фонда, оборачиваемость которого по отдельным специальностям крайне не эффективна. Следует отметить, что этот обеспеченность койками на 10 тыс.населения составляет: в США – 51 койка, а в самой социально защищенной стране мира Швеции – 62 койки. Такая же ситуация по числу врачей на 10тыс. населения: в США – 20,6 и в Швеции – 31,4, а в Рязанской области – до 54 врача. Для нормальной работы необходимо, чтобы на одного врача приходилось не менее 4 работников среднего медперсонала, а в Рязанской области всего – 2,2 работника.

В целом следует отметить, что определенные несовершенства в работе здравоохранения (как и всей России), связаны в основном не с недостатком учреждений и врачей, а с низким качеством обслуживания, определяемым отсталой организацией структуры отрасли, нехваткой современного оборудования, низкой квалификацией персонала и его малой заинтересованностью в результатах труда.

В «Программе государственных гарантий…» отсутствует нормирование по числу врачей и среднему медперсоналу, которые приводились в «Социальных нормативах и нормах». Это предоставляет большую свободу в деятельности медицинских организаций по увеличению эффективности их функционирования.

Обеспеченность по числу коек и медицинскому персонала в Рязанской области выше чем в большинстве регионов России.

Таблица 8.2‑79 Обеспеченность на 10000 населения за 2004г.

Регионы

Коек

Посещений в смену

Врачей

Среднего медицинского персонала

РФ

112,4

251,3

48,4

108,6

Центр.Фед.Округ

115,7

273,2

51,7

105,1

Рязанская область

130,9

234,9

53,7

120,1

Вместе с тем, в Рязанской области определенным тормозом в эффективности функционирования здравоохранения является большое количество мелких участковых больниц, в которых невозможна организация полноценной стационарной медицинской помощи, т.к. здесь неэффективно по экономическим соображением размещение современного оборудования и полноценное использование высоко квалифицированных специалистов.

Актуальной задачей системы здравоохранения области являются вопросы укрепления материально-технической базы ЛПУ в части замены физически изношенного и морально устаревшего медицинского оборудования, а также модернизация существующей медицинской техники. Многие ЛПУ укомплектованы оборудованием, имеющим практически полный физический износ. За период 2000-2004г.г. было введено в эксплуатацию 330 новых коек (из них 184 койки в г.Рязани) и 3 амбулаторно-поликлинических учреждений на 460 посещений в смену (из них 2 на 260 посещений в смену в г.Рязани).

Межселенная сеть учреждений здравоохранения Рязанской области

Сеть учреждений здравоохранения области состоит из трех основных уровней:

Состав учреждений эпизодического пользования Рязанской области следующий: