Повышение загрузки существующих производственных мощностей
Как показал опрос промышленных предприятий малых городов и окружающих населенных пунктов низкая загрузка производственных мощностей является характерной чертой подавляющего большинства предприятий. Средний процент загрузки производственных мощностей опрошенных предприятий по отраслям составляет:
полиграфическая - 52%;
промышленность строительных материалов - 54%;
пищевая - 60%;
машиностроение и металлообработка - 60%;
легкая - 82%;
Факторами, определившими данную ситуацию, являются как общеэкономические, связанные с переходом на рыночные отношения в России и комплексом вытекающих из этого негативных последствий, так внутренние, касающиеся широкого круга вопросов управления конкретными предприятиями.
Часть неиспользуемых в настоящее время производственных мощностей может быть вовлечена в производство. Среди этих мощностей есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были оставлены по причине низкого спроса на продукцию, резкого подорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей между предприятиями.
Необходимо отметить, что производственные мощности металлургии, химической, текстильной, пищевой промышленности еще в 80-х – начале 90-х годов были в значительной мере сформированы на импортном оборудовании и вполне в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. По оценкам Института экономики и народно-хозяйственного прогнозирования РАН в отдельных отраслях промышленности потенциальный прирост производственной продукции за счет использования неиспользуемых мощностей в настоящее время составляет от 12 до 50%.
В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости, смягчение социальной напряженности.
Таблица 4.2‑2 Максимально возможное увеличение использования простаивающих производственных мощностей
Отрасли | Прирост выпуска продукции, % |
Черная металлургия | 12-14 |
Машиностроение | 30-32 |
Деревообрабатывающая промышленность | 20-22 |
Промышленность стройматериалов | 37-44 |
Легкая промышленность | 35-50 |
Пищевая промышленность | 20-25 |
Использование свободных промышленных площадей может рассматриваться в перспективе, в качестве потенциальных площадок для реализации инвестиционных проектов. Сокращение производственной деятельности за период экономических реформ высвободило из оборота значительные производственные площади. По результатам опроса, проведенного среди промышленных предприятий малых городов и других небольших по численности поселений, 76% предприятий имеются неиспользуемые площади: пустующие помещения (в различном состоянии), незанятые под здания и сооружения территории.
Привлекательными факторами для инвесторов размещения производств на имеющихся площадях в малых городах являются:
концентрация дешевой рабочей силы;
развитая инфраструктура территорий;
низкие затраты на создание производственной базы.
Для привлечения инвесторов на имеющиеся пустующие площади необходимо на региональном и муниципальном уровне формирование и ежегодное обновление единого реестра свободных индустриальных площадей Рязанской области. По данным на 2005 год Реестр свободных индустриальных площадей содержит 44 объекта.
Для эффективного его использования в обязательном порядке необходимо обеспечение свободного доступа к банку данных.
Развитие новых отраслей и производств – «точек роста». Перспективными «точками роста» в малых городах являются:
разработка местных месторождений полезных ископаемых, которыми Рязанская область обладает в достаточном количестве. Для реализации данного направления необходима геологическая разведка и картографирование территории Рязанской области с целью определения объемов запасов и качественных характеристик промышленных месторождений глины, песка, торфа, урана, воды, а также выявление площадей, перспективных на золотосодержащие и собственно золотые россыпи в Рязанской области.
более глубокая переработка сельхозсырья;
более глубокая деревопереработка;
организация новых производств на базе значительных грузопотоков, проходящих транзитом через Рязанскую область.
Формирование новых «точек роста» особенно актуально для монопрофильных поселений. В Рязанской области достаточно проблемная ситуация сложилась в г. Кораблино, в г. Спас-Клепики – монопрофильных городах с ориентацией соответственно на текстильную и швейную промышленность. Внимание со стороны органов власти должно быть направлено на своевременное определение проблемных ситуаций и создание условий, возможно даже для принудительной, переориентации территории.
Расширение рынка сбыта. Освоение экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, применение агрессивной маркетинговой политики позволит расширить рынки сбыта продукции и выйти на новые рынки.
По данным Рязанской таможни внешнеторговый оборот в 2005 году составил 1816,1 млн. долларов и по сравнению с 2004 годом возрос на 14,5%, в том числе экспорт – 1610,1 млн. долларов, импорт – 206 млн. долларов. Сальдо торгового баланса сложилось положительное 1404,1 млн. долларов (в 2004 году – положительное: 1144,2 млн. долларов). Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 88,7%, доля импорта – 11,3%.
Основными экспортными товарами Рязанской области остаются продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения, кожевенное сырье и изделия из него, черные и цветные металлы и изделия из них. Импорт более широк по своей номенклатуре. По стоимостному объему среди ввозимых товаров лидируют транспортные средства, телефонные коммутаторы, приемо-передающая аппаратура, продукция химической промышленности и газовый конденсат.
По существу, экпортно ориентированными в малых городах являются только несколько предприятий машиностроения - ОАО «Саста», ОАО «Ряжский авторемонтный завод и кожевенный завод в г. Спасск-Рязанске.
Перспективы расширения рынка сбыта имеют:
предприятия машиностроения, для которых приоритетными рынками сбыта, являются регионы России (ЦФО), а также страны СНГ, ЕврАЗЭС, Ближнего и Дальнего зарубежья - ОАО «Саста», ОАО «Ряжский авторемонтный завод, которые уже сейчас осуществляют экспорт производимой продукции;
кожевенная промышленность – регионы России, страны СНГ, ЕврАЗЭС, Ближнего и Дальнего зарубежья;
предприятия пищевой промышленности, расположенные повсеместно, в настоящее время обеспечивают региональный рынок основными продуктами питания. За редким исключением (консервы, замороженные продукты) направляются в другие регионы России. Перспективным рынком сбыта для многих предприятий является Московский регион, проникновение на который возможно только при организации интенсивной маркетинговой деятельности.
- 1Общие положения гипотезы
- 1.1Глобальный контекст и его влияние на развитие Рязанской области в перспективе
- 1.1.1Принцип поляризованного развития - внешняя рамка территориального планирования
- 1.1.2 Макроэкономические условия развития области (анализ рынков влияния)
- Рынки влияния экономики Рязанской области – современное состояние и прогноз развития
- Возможные ограничения для представленного сценария позиционирования на рынках
- 2Определение миссии и образа будущего Рязанской области
- 2.1Возможные модели сценарного развития Рязанской области
- 3Анализ сложившихся тенденций развития экономики Рязанской области
- Особенности развития промышленного комплекса
- Особенности развития сельского хозяйства
- 4Особенности и перспективы формирования конкурентоспособной экономики Рязанской области
- 4.1Промышленность
- Машиностроение, промышленность строительных материалов
- Пищевая промышленность
- Комбикормовая промышленность
- Лёгкая промышленность
- Полиграфическая промышленность
- Медицинская промышленность
- Стекольная промышленность
- Прочие отрасли промышленности
- 4.2Основные направления совершенствования промышленных комплексов малых городов и поселков городского типа
- Повышение загрузки существующих производственных мощностей
- Система интеграции науки и производства.
- Структура посевных площадей, в % от общей площади в хозяйствах всех категорий
- 4.2.1Региональная промышленная политика, как механизм повышения конкурентоспособности промышленности
- 4.3Агропромышленный комплекс
- Роль личного сектора
- Прогнозный баланс производства и потребления продукции сельского хозяйства
- Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области
- Основные показатели развития валового производства продукции сельского хозяйства
- 4.4Мелиорации земель
- Контурно-мелиоративное земледелие
- Культуртехнические мероприятия
- 4.5Рыбохозяйственный комплекс
- 4.6Строительный комплекс Актуализация проблемы формирования строительного комплекса
- Анализ современной ситуации
- Промышленность строительных материалов
- Перспективы развития строительного комплекса в области
- 4.7Наука и образование
- 4.8Малый и средний бизнес
- 4.9Прочие отрасли Перспективы развития отраслей, ориентированных на потребительский спрос
- 4.10Прогноз динамики структуры производства врп Рязанской области
- 5Население
- 5.1Прогноз численности населения
- Формирование структуры занятости
- 6Расселение
- 6.1Этапы формирования системы расселения
- 6.2Современное состояние
- 6.2.1Городское расселение
- 6.2.2 Сельское расселение
- 6.3Перспективы развития системы расселения
- I. Системы расселения на базе межселенного культурно-бытового обслуживания населения
- 2 Групповые системы населенных мест
- II. Групповые системы населенных мест
- Рязанская групповая система населенных мест (гснм)
- Ряжская, Сасовская, Касимовская, Шиловская групповые системы населенных мест (формируемые)
- 6.3.1Городская агломерация г. Рязань Общие положения
- Обоснование внешней границы агломерации
- Характеристика Рязанской агломерации и основные направления ее развития
- Научные и проектные организации, высшее образование
- Использование историко-культурных памятников
- Водоснабжение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Газоснабжение
- Электроснабжение
- Инженерная подготовка территории
- Основные направления формирования Рязанской агломерации
- I пояс агломерации (ядро агломерации)
- II пояс агломерации
- 7 Планировочная организация территории Рязанской области
- 7.1Анализ сложившейся планировочной структуры
- 7.2Проектная планировочная структура и функциональное зонирование
- 7.3Градостроительная Концепция Схемы
- 7.4Выявление зон концентрации градостроительной активности территории области
- 8 Гипотеза социального развития Рязанской области
- 8.1Жилищное строительство Современное состояние
- 8.2Система культурно-бытового обслуживания Современное состояние
- Основные направления построения системы культурно-бытового обслуживания населения
- 8.2.1Образование Современное состояние
- Сеть общеобразовательных учреждений
- Сеть среднего специального и высшего образования
- Прогноз развития сети общеобразовательных учреждений
- Детские дошкольные учреждения
- Общеобразовательные школы
- Учреждения профессионального начального, среднего и высшего образования
- 8.2.2Здравоохранение Современное состояние
- Динамика основных показателей состояния здравоохранения
- 1.Учреждения областного уровня (все расположены в г.Рязани):
- 2.Учреждения межрайонного уровня:
- Прогноз развития сети здравоохранения
- Учреждения социальной защиты населения
- 8.2.3Физическая культура и спорт Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений физической культуры и спорта
- 8.2.4Учреждения культуры Современное состояние
- Прогноз развития сети учреждений культуры
- 8.2.5Прочие виды культурно-бытового обслуживания населения
- Торговля
- Общественное питание
- Прочие учреждения жилищно-коммунального хозяйства
- 8.3Рекреация и туризм
- 8.3.1Современное состояние
- Историко-культурный каркас Рязанской области
- Памятники архитектуры, истории, культуры и искусства
- П амятники истории и искусства
- Культовые объекты
- 8.3.1.1Санаторно-курортный комплекс
- 8.3.1.2Коллективные садоводства
- 8.3.1.3Краткая характеристика туристических и рекреационных зон области Современное состояние
- Туристические зоны
- Рязанская зона
- Рыбновская зона
- Солотчинская зона
- Касимовская
- Рекреационные зоны
- Клепиковская
- Солотчинская
- Спасск-Рязанская
- 8.3.2Проектные решения
- 8.3.2.1Рекреация
- 8.3.2.2Туризм
- 8.3.2.3Формирование рекреационно-туристской системы Рязанской области
- Основные инвестиционные проекты сферы туризма
- 9 Гипотеза развития транспортной инфраструктуры
- 9.1Цели развития транспортной инфраструктуры
- 9.2Современное состояние и проектные решения
- 9.2.1Железнодорожный транспорт
- 9.2.2Автомобильный транспорт
- 9.2.3Воздушный транспорт
- Оценка эффективности строительства нового аэропорта
- 9.2.4Водный транспорт
- 9.2.5Трубопроводный транспорт