logo
tom2

1.1.1Принцип поляризованного развития - внешняя рамка территориального планирования

Как показывает мировой опыт, большинство территориально-диверсифицированных стран, показывавших в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигали их, как правило, за счет опережающего роста нескольких регионов1. Эти регионы-лидеры становятся центрами инновационного развития страны, они же демонстрируют новый тип экономического и социального роста для других территорий.

Исходя из этого, задачей периферийных территорий становится не столько копирование пути развития вырвавшихся вперед регионов-лидеров, сколько встраивание в формирующуюся в геоэкономическом пространстве глобального мира новую региональную иерархию2.

Таким образом, в РФ благодаря разработке Концепции пространственного развития Российской Федерации, предлагается сформировать новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития.

Узлами опорного каркаса должны выступить регионы, причем не обязательно ограниченные существующими административными границами, а уж тем более не сводящиеся к субъектам Федерации. Более того, опыт других стран свидетельствует, что такими опорными регионами чаще всего выступают крупные городские агломерации – инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и выступающие источником изменений.

На данный момент в России можно говорить о существовании только одной постиндустриальной городской агломерации, международного масштаба – Московской3. Есть так же вторая потенциально формируемая постиндустриальная агломерация – Санкт-Петербургская, ее становление вопрос ближайших 10-15 лет.

Кроме того, в России есть еще целый ряд агломерационных систем, которые могут стать своеобразными центрами инноваций и точками роста для всех макрорегионов РФ. Пока данные агломерации можно выделить лишь субъективно, отталкиваясь всего от нескольких признаков – 1) экономико-географического положения, 2) транспортной связности, 3) сложившейся структуры экономики, 4) научной, образовательной и средовой базы, а так же 5) успешности проведения рыночных реформ последних 15 лет.

Наиболее высокие шансы стать полюсами роста общероссийского уровня имеют следующие города: Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

Уже сейчас на федеральном уровня разрабатывается целый пакет законопроектов и программ по стимулированию ускоренного развития перечисленных городских центров. Одним из инструментов подобного стимулирования может стать концентрация государственных инвестиций в реализацию образовательных и инновационных проектов («национальных проектов»).

В то же время, в 10 крупнейших городских агломерациях страны проживает не более 25% населения РФ. Следовательно, главным вопросом становится выбор механизма действий для встраивания в новую иерархию других, меньших по сумме потенциалов, но не менее важных для страны регионов и городов.

Для них есть 2 глобальных пути:

Для территории Рязанской области наиболее оптимальным и реалистичным является первый путь развития. В главе 2.1. «Возможные модели сценарного развития Рязанской области», подробно изложена наиболее оптимальная схема встраивания региона в новую иерархию.