logo
tom2

8.3.1.2Коллективные садоводства

Особое внимание проектом уделяется садово-дачному хозяйству области, представляемому один из элементов рекреационной деятельности населения. Порядка 75% жителей города проводят отпуска на своих дачных участках.

По ориентировочным подсчетам Управления сельского хозяйства Рязанской области, общее число дач составляет порядка 140 тыс., что для населения данного региона очень значительно, то есть составляет 180 участков на 1 тыс. человек городского населения.

Рисунок 8‑35

Как видно из графика, максимальный рост садово-дачных участков приходится на период с 1992 по 1995 годы, что объясняется. Прежде всего, резким падением уровня жизни населения, снижением уровня зарплаты по отношению к росту цен на товары и услуги.

Садово-дачные участки области различаются по характеру использования и благоустройству:

Как правило, они расположены в 30-40 км зоне от г. Рязани, в пределах лесопарковых зон, на берегах рек и озер. К ним относится порядка 8% общего количества дачных участков (11 тыс. дач).

Они составляют основную часть от общего количества дач, порядка 75% (105 тыс. участков)

Для Рязанской области характерно ряд особенностей в части размещения садово-дачных участков.

В целом они размещены на территории области крайне не равномерно. Основная их часть расположена вокруг города Рязани и крупных районных центров, вдоль дорог.

70% всех участков – в пятидесятикилометровой зоне вокруг Рязани, при плотности 16 участков на 1 квадратный километр.

Наименьшая концентрация садово-дачных участков наблюдается на южной и восточной периферии области, где их количество минимально – 1 участок на 1 квадратный километр.

С адово-дачные массивы – это специфические рекреационные зоны, расположенные по железной дороге на Ряжск (ст. Денежников, Шевцово), Шилово (Турлатово, Зеленово, Проня и пр.) и Москву (Батурино, Дивово и пр.), а также вдоль железнодорожной ветки Рыбное – Узуново и Рязань – Вышгород. По автодороге Рязань – Пронск крупные дачные массивы существуют в районе с. Романцево, а к северо-востоку от Рязани – в районе Агро-Пустыни, Мурмино и Казарь.

Следует отметить специфичность в размещении групп отдыхающих. Наиболее благоприятные районы отдыха находятся в северной части Рязанской области, в Клепиковском, Рыбновском, Рязанском районах, а так же вдоль железных дорог в радиусе 40-60 км от Рязани. В этих районах располагаются дачные постройки и другие различные базы отдыха, рассчитанные не только на областное население, но и для жителей Московского столичного региона.

Учитывая тенденции сокращения потребности в коллективных садоводствах населения Рязанской области, Схемой предполагается выделение незначительных территорий для этой цели, в основном, на базе существующих дачных массивов, вокруг города Рязани и крупных районных центров.

Имеющиеся возможности организации отдыха и туризма используются в настоящее время в области далеко не в полной мере. Количество учреждений отдыха и туризма недостаточно, ни по набору, ни по мощности.

Размещение их сосредоточено, в основном, в районах, приближенных к г. Рязани.

Город Рязань является наиболее крупным организующим центром области, в котором пересекаются почти все туристские потоки.

Ежегодно в нём бывает до 70% от общего числа туристов, посещающих область. Здесь сосредоточено более 90% всей инфраструктуры туризма области.

В качестве подцентров туризма выступают города – Скопин, Шацк, Спас-Клепики, создавая туристический каркас области.

В настоящее время сложилась целая система туристских маршрутов с целью знакомства с историей Земли Рязанской, с достопримечательностями Рязани и основных исторических городов, знакомства с памятниками истории, культуры, архитектуры, а также с уникальными природными ландшафтами и заповедными местами Мещеры.

Сдерживающими факторами развития рекреации и туризма в области являются:

Сведения о наличии учреждений рекреации и туризма по области за ряд лет представлены ниже.

Таблица 8.3‑91 Динамика наличия учреждений рекреации и туризма области

Виды учреждений (объектов/мест)

На конец года

1990

2000

2004

Санатории и учреждения отдыха

37/5933

26/4706

27/4797

в том числе:

санатории круглосуточного пребывания

5/1525

8/2067

10/2772

санатории-профилактории

11/762

4/250

3/230

Дома и пансионаты отдыха

2/724

2/739

1/347

Базы отдыха

13/1300

11/1250

10/978

Туристские базы

6/1682

1/400

3/700

Детские оздоровительные учреждения

428

251

211

Анализ динамики свидетельствует о резком уменьшении общего количества учреждений отдыха и туризма в период с 1990 года, что связано, прежде всего, со значительным сокращением всех видов финансирования этой отрасли.

Численность лечащихся и отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха области также резко снизилась, с 218 тыс. чел. в 1990 году до 25 тыс. человек – в настоящее время.

Рисунок 8‑36

Что касается современной инфраструктуры для обслуживания рекреантов и туристов, то она также не получила должного развития.

Гостиницы – немногочисленны, основной гостиничный сервис представлен 12-ью гостиницами на 818 мест, расположенными в городе Рязани.

Всего порядка 4% всех гостиничных мест располагается в сельской местности. Как правило, многие из них не отвечают современным стандартам качества.

Таблица 8.3‑92 Динамика развития гостиничной сети области

Наименование показателей

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Число гостиниц (мест)

40

39

39

38

37

39

в том числе:

в городской местности

31

30

30

32

32

34

в сельской местности

9

9

9

6

5

5

Их единовременная вместимость – чел., всего

1952

1926

1903

1719

1516

1846

в том числе:

в городской местности

1705

1679

1708

1626

1432

1780

в сельской местности

247

247

195

93

84

66

Услуги питания имеются, в основном, в городах и практически отсутствуют вне населенных пунктов, на автомагистралях.

Транспортная сеть слаборазвита, имеются значительные недостатки, устранение которых займет годы.

Основные автомобильные и железнодорожные магистрали проходят в меридиальном направлении, предопределяя подчиненность территорий центру.

Межобластные трассы слаборазвиты, покрытия дорог часто грунтовые. Недостаточное количество, а часто и отсутствие дорог с твердым покрытием, малое количество комфортабельного транспорта, отсутствие прогулочных судов высокого класса - факторы, оказывающие негативное влияние на развитие рекреации и туризма.