Условий жизни растений
1. Плодородие почвы и его категории
2. Факторы и условия плодородия. Пути регулирования
3. Общие физические свойства
4. Физико-механические свойства почвы
5. Режимы почвы и пути их регулирования
Плодородие почвы и его категории. Учение о плодородии пахотных земель – это теоретическая основа научного земледелия. Плодородие формируется в результате развития почвообразовательного процесса, на который налагается процесс окультуривания. Под плодородием следует понимать способность почвы обеспечивать рост и развитие растений элементами питания, водой, воздухом.Это значить, что почва служит растениям средой обитания и факторами жизни для них. Сохранение и воспроизводство плодородия почв главная задача земледелия.Воспроизводство – это програмированное повышения плодородия. Различаютпростое воспроизводство – восстановление плодородия до исходного уровня ирасширенное воспроизводство – повышение плодородия по сравнению с исходным.
В почве происходит постоянные процессы превращения, что ведет к изменению отдельных ее составных частей, разложению, а наряду с тем и накопление питательных веществ. В настоящее время существует много терминов и понятий различных видов плодородия. Целесообразнее пользоваться такими категориями плодородия.
Естественное плодородие– формируется в процессе развития почв под влиянием природных факторов почвообразования. Оно может быть сравнительно высоким, или наоборот, низким.
Эффективное (искусственное) плодородие – результат совокупного влияния природных факторов и агротехнических мероприятий по его улучшению. В результате природное плодородие может увеличиваться равно, как и урожай полевых культур, сенокосов, пастбищ, садов, овощей.
В настоящее время уровень эффективного плодородия почвы позволяет в целом по республике получить урожайность зерновых на уровне 19–22 ц/га.
Относительное плодородие– плодородие по отношению к самому растению. Так, на кислых почвах нельзя надеяться на получение высоких урожаев пшеницы, в то время как биологические особенности люпина и овса позволяют разместить на подобных участках. На основе относительного плодородия составляется структура посевных площадей, и проектируются эколого-контурные севообороты.
Выделяют категорию и потенциального плодородия– суммарное плодородие почвы, определяемое как ее природными свойствами, так и в процессе улучшения.
Экономическое плодородиесвязано с оценкой участков почв в зависимости от их расположения, удаленности и удобства пользования.
Факторы и условия плодородия. Пути регулирования. Плодородие почвы – это обеспечение растений всеми факторами жизни. Выделяют три группы факторов плодородия: физические, биологические и химические. Условия плодородия – это совокупность почвенных свойств и режимов, действие которых влияет на продуктивность растений.
Биологические показатели. К биологическим показателям относятся органическое вещество, микрофлора почвы и фитосанитарное состояние – чистота почвы от сорняков, вредителей и болезней.
Агрохимические показатели. Это содержание и режим питательных веществ. Важным показателем плодородия является наличие в ней доступных для растений питательных веществ. Содержание их в почве служит одним из оснований для разработки системы удобрений.
В группу физических факторов плодородия относят гранулометрический состав почвы, строение и мощность пахотного слоя, структура почвы.
Пути регулирования. Основные пути окультуривания агрофизических свойств почвы состоят в физико-механическом воздействии на почву. Сюда относят способы обработки почвы (отвальная, безотвальная), физико-химические методы создания агрономически ценной структуры, приемы регулирования режимов почвы.
Положительное влияние научно-обоснованной мелиорации улучшает качество почв. Балл (бонитет) торфяно-болотных почв после мелиорации возрастает с 30 до 80 баллов. На избыточно переувлажненных дерново-подзолистых почвах после мелиорации и первичного освоения бал возрастает на 20-25 баллов бонитета Обработка почвы способствует ее аэрации. С увеличением рыхлости почвы повышается ее общая пористость, а, следовательно, и воздухоемкость, улучшается при этом и водный режим. Однако чем чаще почву обрабатывают, тем больше минерализуется гумуса. На основании обширных научных исследований рекомендована разноглубинная система обработки почвы, сочетающая глубокие обработки со средними, мелкими и поверхностными..
В настоящее время уже на многих старопахотных почвах мощность пахотного слоя достигает 20–22 см, а иногда и выше. Однако окультуренность его большей частью недостаточна. Поэтому первостепенная задача состоит в том, чтобы окультурить существующий пахотный слой.
Пути регулирования биологических показателей плодородия почвы основываются на обогащении почвы гумусом и биологическим азотом. Одним из основных источников пополнение гумуса в почве являются органические удобрения. При внесении в почву свежего органического вещества 70–80% его массы минерализуется в течение двух лет. Остальные 20–30% подвергаются гумификации. В свою очередь собственно гумус также минерализуется. Поэтому необходимо применение приемов уменьшающих минерализацию органического вещества.
Значительное место в пополнении гумуса в почве занимают послеуборочные остатки. С урожаем зерновых культур и однолетних трав отчуждается 60–65% биомассы, кукурузы и картофеля –70–73%, сена многолетних трав – 40%. Остальная часть растений остается на поле.
Особое влияние на баланс органического вещества и питательных элементов оказывает посев многолетних бобовых трав и их травосмесей обеспечивающий не только восстановление, но и увеличение гумусовых веществ. Баланс гумуса в значительной мере зависит от структуры посевных площадей. В севообороте, включающем 25% зерновых, 50%– пропашных и 25% клевера, ежегодно убыль почвенного гумуса составляет в среднем 12,8 ц/га. В зернотравяном севообороте с 40 процентным участием многолетних бобовых трав, растительные остатки культур полностью восполняют потери минирализованного гумуса.
Повышение агрохимических показателейплодородия включает в основном химические приемы воздействия на почву. Одностороннее применение минеральных удобрений не может стабилизировать гумусовый режим почвы, и только сочетание органических и минеральных удобрений обеспечивают устойчивый баланс гумуса.
Одним из источников пополнения органического вещества является солома. Её можно непосредственно запахивать в почву. Для повышения коэффициента гумификации при запахивании на удобрение необходимо дополнительно вносить в почву 8–12 кг минерального азота в расчете на каждую тонну соломы.
Агрохимические показатели можно улучшить сидерацией.Влияние их на плодородие почвы определяется не только количеством (массой), но и химическим составом. На зеленое удобрение используют бобовые культуры (люпин, горох, сераделлу, донники) и крестоцветные (рапс яровой и озимый, горчицу, редьку масличную). Их высевают как основные культуры, так и в качестве промежуточных. Самостоятельные посевы люпина весьма эффективны на легких почвах. Под влиянием запаханной массы в пахотном слое улучшаются показатели азота и гумуса, увеличивается поглотительная способность и связность. Промежуточные бобовые сидераты за счет накопленного биологического азота обеспечивают прибавку урожая первой культуры в среднем: картофеля – 60–90 ц/га, силосных – 50–150, зерна гречихи – 5–8, ячменя, овса, озимой ржи – 6–10ц/га. (К.И. Довбан, 1987). Установлено также и высокое последействие сидератов на вторую культуру.
Известкование почвы способствует накоплению в ней азота и гумуса, улучшает условия развития клубеньковых бактерий бобовых трав, улучшает структурные показатели почвы.
Заслуживает внимания при окультуривании связных минеральных земель послойная (разноглубинная, поочередная) обработка почвы (разработана в БелНИИМиЛ, а.с. СССР № 967313) которая предусматривает использование субстрата растительных остатков с применением системы разноглубинной обработки. В итоге создается однородный по плодородию пахотный слой мощностью 25–35 см, с биомелиоративной прослойкой между ним и нижележащим слоем. Прослойка регулирует влажность, а также создает условия для увеличения запасов элементов плодородия почвы
Окультуривание почвы. При сельскохозяйственном использовании почв происходит изменение их природных процессов почвообразования и свойств почвы. Этот процесс изменения природных свойств почвы благоприятную сторону называется процессом окультуривания.
Окультуривание– это комплекс мероприятий по регулированию почвенных процессов путем направленного производственного воздействия, включая коренную переделку структуры почвы и расширенное воспроизводство почвенного плодородия. Под окультуренностью почвы понимается совокупность таких изменений ее свойств, которые обеспечивают максимальный урожай. В зависимости от интенсивности культурного почвообразовательного процесса почвы подразделяет на слабо-, средне-, и хорошо окультуренные. По диагностическим показателям степени окультуренности дерново-подзолистые почвы считаются почвы освоенными при наличии 1,5–2,5% гумуса, рН до 5, с емкостью поглощения до 60%; окультуренными – 2,5 – 3,5% гумуса, рН до 5,5 с емкостью поглощения до 80%; сильноокультуренными – 3,0–3,5% гумуса, рН до 6,5 с емкостью поглощения более 80%.
Т а б л и ц а 2.1. Оптимальные показатели окультуренности связных
- Министерство сельского хозяйства
- Пояснительная записка
- Модуль 1. Введение
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- Лекция 2.Основные типы почв пахотных угодий
- Научные основы земледелия
- При норме осадков 600 мм
- Условий жизни растений
- Минеральных почв
- И износ рабочих органов почвообрабатывющих при вспашке (по в.Н.Степанову)
- Модуль 2. Севообороты
- Методические указания по выполнению практических работ
- И составление севооборотов на разных типов почв
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Модуль 3. Научные основы обработки почвы
- Методические указания по выполнению практических работ
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Удобрения в интенсивном растениеводстве
- Рекомендуемая литература
- Модуль 1. Теоретические основы растениеводства
- Культерные растения. Рост и развитие полевых культур
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Семена, их строение и физико-механические свойства
- Р а б о т а 1. Строение зерновки
- Р а б о т а 2. Определение размеров семян
- Р а б о т а 3. Общая характеристика хлебов 1-й и 2-й групп
- Р а б о т а 4. Общая характеристика хлебных злаков
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Озимые зерновые культуры
- Лекция 3.Озимая рожь
- Лекция 4.Озимая тритикале
- Лекция 5.Озимый ячмень
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Яровые зерновые культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Методические указания по выполнению практических работ
- 1. Хлеба первой группы р а б о т а 1. Пшеница
- Р а б о т а 2. Рожь
- Р а б о т а 3. Тритикале
- Р а б о т а 4. Ячмень
- Р а б о т а 5. Овес
- 2. Хлеба второй группы р а б о т а 1. Кукуруза
- Р а б о т а 2. Гречиха
- Зернобобовые культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Определение зернобобовых культур по семенам
- Р а б о т а 2. Определение зерновых бобовых культур по всходам
- Т а б л и ц а 2.1. Определение зернобобовых культур по всходам
- Р а б о т а 3. Определение зерновых бобовых по листьям
- Р а б о т а 4. Определение зернобобовых культур по плодам
- Р а б о т а 5. Виды гороха, люпина
- Итоговый контроль по модулю №1
- Модуль 2. Клубнеплоды и корнеплоды
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Определение картофеля по ботаническим признакам
- Р а б о т а 2. Сравнительная морфологическая характеристика корнеплодов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Модуль 3. Прядильные культуры
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Ботаническая характеристика льна
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Масличные и эфирномасличные культуры
- Методические указания по выполнению практических работ
- Р а б о т а 1.Хозяйственно-биологическая характеристика масличных культур
- Семейства Крестоцветные (Капустные)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Перечень вопросов проводимых модулей
- Андрей Андреевич Пугач