logo search
tom2

Решения по развитию отрасли – сельское хозяйство Рязанской области

Выполненный анализ состояния сельского хозяйства и прогноз потенциальных возможностей развития дает все основания для принятия решений по отрасли. Директивным направлением принимаемых решений развития отрасли необходимо считать безусловную интенсификацию производства, с учетом важнейшей цели – представления субъектов РФ на всемирной выставке ЭКСПО-2010. Такая целевая направленность развития открывает возможности для кооперации отрасли области с ближним и дальним зарубежьем, для ее выхода на европейский и мировой уровень, привлечения инвесторов.

Сельское хозяйство вследствие специфической зависимости от природных условий и разрыва между периодом производства и рабочим периодом не может обеспечить оборачиваемость средств на уровне промышленности, торговли, перерабатывающих отраслей. Возможности расширенного воспроизводства должны определяться государственным участием (финансирование целевых программ типа «Плодородие» и пр.). Должна быть создана качественно новая инфраструктура сельхозпроизводства – от МТС до региональных оптовых рынков и бирж. Отечественных производителей необходимо стимулировать на основе заказов, налоговых льгот для торговли и перерабатывающих фирм, закупающих отечественную продукцию.

Диспаритет цен может быть устранен с помощью регулируемых цен и тарифов естественных монополий, контроля за формированием цен для предприятий, производящих материально-технические ресурсы селу. Очень важна интеграция и кооперация:

В области уже созданы подобные структуры в виде успешно работающих агрохолдингов. В качестве интеграторов на первом этапе могут выступать ведущие агропромышленные предприятия области.

Ниже, на отдельном листе приведена возможная схема объединения предприятий переработки и торговли на районном уровне.

СХЕМА

создания координационной системы производства заготовок и переработки продукции животноводства по территориальному признаку

Проблемы реализации продукции решаются на основе системного подхода, включающего гарантии, стимулы, и правовую защиту для производителей, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для этого необходимо следующее: определение объема закупок; заключение договоров на 3-5лет с установлением гарантированных цен с последующей индексацией (не ниже рыночных), введение системы аванса: 50% под посевные работы, остальные работы и прочее. По мере поступления продукции, применения льготных кредитов под сезонный недостаток оборотных средств, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимы государственные дотации, так как зарубежный импорт дотируется (демпинговые цены ниже розничных цен). Часть платежей, связанных с импортом, должна переводиться в специальный фонд поддержки АПК.

На базе региональной продовольственной корпорации следует концентрировать денежные и материально - технические ресурсы, дающие заготовителям возможность кредитовать под конечную продукцию посевные и уборочные работы и пр.

Для оперативного решения проблемы закупок было бы целесообразно в каждом районе возобновить работу заготовительных контор, которые через собственную дилерскую сеть заготавливали бы не только мясо, но и шерсть, кожи, шкуры и реализовали бы эту продукцию предприятиям переработки. В качестве работников или представителей мясокомбинатов или молокозаводов могут выступать специалисты сельских администраций, некоммерческих объединений личных подсобных хозяйств, частные предприниматели. В функцию дилеров заготовительной сети входило бы обследование всех хозяйств на предмет возможной реализации животноводческой продукции, предварительные переговоры о сроках и условиях реализации, заключение договоров, о вывозе продукции и транспорта для передачи скота по технологической цепочке.

При этом механизм взаимоотношений, в особенности ЛПХ, с заготовительными организациями мог бы быть построен не только на простых условиях купли-продажи, но и с использованием аванса, молодняка, продуктивного скота, кормов, услуг по сервисному обслуживанию, которые покрывались бы населением товарной продукцией. Формы взаимоотношений на территории сельской администрации, муниципального образования могут быть разные.

Наряду с приведенной схемой заготовок могут быть применены и такие варианты: предприятия переработки, в частности, мясокомбинаты, молокозаводы вступают в интеграционные связи с сельскохозяйственными предприятиями. На их базе организуются откормочные площадки, фермы по репродукции молодняка, выращиваются корма. Мясокомбинаты и молокозаводы выступают в роли генеральных инвесторов, при этом в интеграционные отношения они вступают с таким количеством хозяйств, которые могут обеспечить их полную загрузку.

В Рязанской области сформировался ряд успешно действующих агропромышленных предприятий, в виде сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов – СППК «Агрофирма «Михайловомясо» и СППК «Агрофирма «Ижевский молочноконсервный комбинат» (объединяют поставщиков сырья и хозяйства, реализующие продукцию через сеть фирменных торговых точек). ОАО «Нива Рязани» - крупная структура агрохолдингового типа, включающая в себя сельскохозяйственное производство, переработку, торговлю и другие виды деятельности. В составе агрохолдинга успешно функционируют специализированные предприятия: 8 МТС «Нива Рязани», 4 молочных комбината, Шацкий мясокомбинат, ООО «Нива-Лес», ООО «Авиа-Нива», ООО «Нива-Строй».

В общем виде система заготовок должна осуществляться по нескольким каналам: сельхозпредприятия (созданные на их базе, откормочные площадки) поставляют свою продукцию на ближайшие предприятия переработки. Личные подсобные хозяйства, через специалистов сельских администраций, районные управления сельского хозяйства – на заготовительные пункты, потребкооперации или тех же молокозаводов и мясокомбинатов, или через частных предпринимателей на рынке и предприятия переработки. Кроме того, продукция, произведенная в ЛПХ, может быть закуплена сельхозпредприятиями, в особенности, выращенная на договорной взаимовыгодной основе.

Главным моментом, стимулирующим производство, является уверенность товаропроизводителя в востребованности его продукции и в своевременности ее оплаты «живыми» деньгами.

Выводы и решения

Ресурсный потенциал региона, а также решение задач, стоящих перед сельским хозяйством (при росте валовой продукции сельского хозяйства) позволит к расчетному сроку обеспечить потребности населения продуктами местного производства и вывозить их излишки за пределы области, что даст возможность решить проблему обеспечения продовольственной безопасности области.

Требует большого внимания сохранение и повышение почвенного плодородия, а также биологическое земледелие для получения качественной экологически чистой продукции, так как в регионе есть все возможности для этого. А получение маркировочного знака качества, ГОСТа, организация рекламы позволит повысить спрос на эту продукцию. Продукция может стать конкурентоспособной. Особенно важно для области увеличение мясной продукции.

Максимально возможная переработка полученной сельхозпродукции даст возможность обеспечить круглогодичную занятость трудоспособного сельского населения, стимулирует развитие малого предпринимательства.

Развитие сельского хозяйства должно быть актуализировано, согласно возможностям реализации и реальным ресурсам, при обязательной государственной поддержке:

В настоящее время нет механизма закупок зерна и другой сельхозпродукции, действует неорганизованный рынок. Необходимо создание электронных бирж, для этого нужно подготовить необходимых специалистов. Целесообразно организовать такую биржу (зерновую, например) в городе Рязань. Оптовые рынки по продаже сельхозпродукции можно организовать в крупных населенных пунктах. Держателями пакета акций могут быть администрации районов, городов.

Сегодня введены институты регулирования трех важнейших стратегических рынков аграрной продукции – сахарного, зернового, мясного. Теперь их можно корректировать и улучшать. Производителям можно планировать долгосрочную стратегию, думать о других институциональных мерах – биржевой торговле, страховании, информационном обеспечении, которые будут еще более способствовать стабилизации и прогнозируемости рынков. Тогда можно подойти и к системной стратегии развития АПК и подумать о долгосрочном законе о сельском хозяйстве с бюджетом, институтами и механизмами.

В настоящее время правительство РФ уже понимает важность сельскохозяйственной отрасли для всего государства. Сельское хозяйство объявлено одним из 4 национальных проектов. У проекта два приоритетных направления – ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. В связи с этим очень своевременно решение о создании во многих сельских районах снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые станет осуществляться поставка продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, в сети сбыта. Таким образом, будет сформирована система, которая потеснит, а может быть, и вытеснит с рынка многочисленных спекулянтов и посредников, которые разоряют сельчан.

Вслед за проектом должен быть разработан и подробный бизнес-план, который станет руководством к действию для региональных властей и причастных к этому организаций. Но он строится на максимально полной информации о состоянии дел в инвестируемом секторе. Решить проблему с недостатком информации поможет Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая прошла с 1 по 25 июля 2006 года по всей России. Перепись позволит получить уточненные сведения по всем категориям хозяйств (без которых государство не может выработать эффективную политику развития сельского хозяйства): о занятости в сельхозпроизводстве, площадях посевных земель, поголовье скота и численности птицы, наличии техники и оборудования.

Таблица 4.3‑10 Актуализация основных показателей развития сельского хозяйства Рязанской области (все категории хозяйств)

Показатели

Единица измерения

2004 г. отчет

2007г.

2015г.

2025г.

Рост в % к отчетному году

Посевная площадь всего

тыс. га

831.4

840.0

900.0

1000.0

20

В том числе : зерновые и зернобобовые

тыс. га

426.8

428.0

474.0

530.0

24

Картофель и овощные культуры всего

тыс. га

62.0

62.0

66.0

75.0

21

Картофель

тыс. га

50.9

51.0

53.0

60.0

18

Овощи (без высадков)

тыс. га

11.1

11.0

13.0

15.0

35

Технические культуры (сах. свекла)

тыс. га

19.2 (11.0)

25.0 (15.0)

30.0 (20.0)

35.0 (25.0)

82 (в 2.3 р.)

Кормовые культуры-всего

тыс. га

323.4

325.0

330.0

360.0

11

Поголовье скота и птицы

Крупный рогатый скот *)

тыс. гол.

282.0

300.0

650.0

800.0 / 1000.0

в 2.8 р. /в 3.5 р.

В том числе: коровы *)

тыс. гол.

129.8

140.0

300.0

370.0 / 460.0

в 2.8 р. /в 3.5 р.

Свиньи

тыс. гол.

89.4

200.0

337.0

350.0

в 3.9 р.

Овцы и козы

тыс. гол.

46.8

50.0

100.0

150.0

в 3.2 р.

Птица - всего

млн. гол.

3.5

3.7**

4.7

5.0

в 1.4 р.

Лошади

тыс. гол.

7.0

7.5

9.0

10.0

в 1.4 р.

Пчелы

тыс.семей

24.7

30.0

50.0

65.0

в 2.6 р.

Валовое производство продукции

Зерно (в весе после доработки)

тыс. тонн

811.7

1100.0

1280.0

1400.0

в 1.7 р.

Картофель

тыс. тонн

485.3

560.0

610.0

750.0

в 1.5 р.

Овощи (открытого и защищенного грунта) / овощи открытого грунта

тыс. тонн

176.6 / 171.2

186.0 / 180.0

208.0 / 200.0

251.0 / 240.0

в 1.4 р.

Сахарная свекла

тыс. тонн

202.5

325.0

400.0

570.0

в 2.8 р.

Плоды и ягоды

тыс. тонн

99.4

100.0

120.0

150.0

51

Молоко

тыс. тонн

383.6

430.0

1000.0

1350.0/ 1700.0

в 3.5 / 4.4 р.

Мясо (живой вес)

тыс. тонн

74.3

94.0

140.0

170.0 / 210.0

в 2.3 / 2.8 р.

Мясо (убойный вес)

тыс. тонн

48.4

60.0

90.0

110.5 / 136.5

в 2.3 / 2.8 р.

Шерсть

тонн

65.0

150.0

320.0

500.0

в 7.7 р.

Яйца

млн. шт.

346.0

370.0

400.0

500.0

44

Мед

тонн

360.0

600.0

1100.0

1600.0

в 4.4 р.

*) увеличение поголовья КРС по двум вариантам; с учетом резерва кормовых угодий (корма на пашне, сенокосы и пастбища)

**) в том числе 1,7 млн.голов – бройлеры (по программе развития АПК Рязанской области на 2006 – 2008 гг.)

Одна из важных задач национального проекта «Развитие АПК» - это доступность кредитных ресурсов для личных подсобных и фермерских хозяйств. Впервые предполагается осуществить 100-процентное субсидирование процентной ставки, т.е. владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств будут предоставляться беспроцентные кредиты (наиболее нуждающиеся в средствах будут выявлены также с помощью переписи).

Конкретно, основные выводы и решения приведены в нижеследующих таблицах и схемах (см. на отдельной странице).