Перечень вопросов проводимых модулей
МОДУЛЬ 1.
Понятие о почве и ее происхождении
Факторы почвообразования
Органическое вещество почвы (гумус). Способы пополнения, Агрохимические показатели почвы.
Гранулометрический состав почвы и его значение.
Агрофизические показатели почвы (плотность, пористость, строение пахотного слоя)
Структура почвы, ее значение, пути регулирования.
Физико – технологические свойства почвы.
Категории почвенного плодородия и пути его регулирования.
Основные типы почв пахотных угодий РБ, их краткая характеристика.
Понятие о сорных растениях и меры борьбы с ними.
Факторы жизни растений и пути их регулирования.
Современные задачи, стоящие перед растениеводством в РБ.
Факторы жизни и их влияние на рост и развитие растений.
Фазы роста и развития зерновых культур и их характеристика.
Биологические особенности озимых зерновых культур.
Причины гибели озимых культур и меры борьбы с ними.
Народнохозяйственное значение озимых зерновых культур.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от них и система удобрений озимых зерновых культур.
Способы предпосевной обработки семян (ее значение) и посев озимых зерновых культур (сорта, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами и уборка озимых зерновых культур (сроки, способы).
Народнохозяйственное значение яровых зерновых культур.
Биологические особенности яровых зерновых культур.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от них и система удобрений яровых зерновых культур.
Способы предпосевной обработки семян (ее значение) и посев яровых зерновых культур (сорта, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами и уборка (сроки, способы) яровых зерновых культур.
Значение зернобобовых культур в решении вопроса растительного белка.
Народнохозяйственное значение и биологические особенности гороха.
Предшественники, обработка почвы, система удобрений гороха.
Предпосевная обработка семян и посев гороха (сорта, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами и уборка гороха.
Народнохозяйственное значение, биологические особенности кукурузы.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от предшественника под кукурузу.
Система удобрений под кукурузу. Предпосевная обработка семян и посев кукурузы (гибриды, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами и уборка кукурузы на силос и на зерно.
МОДУЛЬ 2.
Научные основы севооборотов его задачи.
Группы предшественников с/х культур и их качественная характеристика.
Причины чередования с/х культур.
Промежуточные культуры, их роль в земледелии, разновидности
Классификация севооборотов.
Народнохозяйственное значение, биологические особенности картофеля.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от предшественника под картофель.
Система удобрений под картофель. Предпосевная подготовка клубней и посадка картофеля (сорта, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посадками и уборка картофеля.
Народнохозяйственное значение, биологические особенности сахарной и кормовой свеклы.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от предшественника для сахарной свеклы.
Система удобрений сахарной свеклы. Предпосевная подготовка семян и посев сахарной свеклы (сорта и гибриды, сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посадками сахарной свеклы.
Уборка сахарной свеклы.
Особенности возделывания кормовой свеклы.
МОДУЛЬ 3.
Понятие и задачи обработки почвы.
Технологические процессы при обработке почвы.
Приемы основной обработки почвы, их характеристика.
Приемы поверхностной обработки почвы, их характеристика.
Минимализация обработки почвы.
Способы обработки почвы.
Зяблевая обработка почвы под яровые и озимые зерновые культуры.
Задачи, приемы и сроки выполнения предпосевной обработки почвы.
Полупаровая обработка почвы.
Зяблевая обработка почвы после пропашных культур.
Обработка почвы после многолетних и однолетних трав.
Особенности обработки торфяных почв.
Значение глубины пахотного слоя для растений приемы его увеличения.
Народнохозяйственное значение и биологические особенности льна-долгунца.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от них под лен-долгунец.
Система удобрения. Предпосевная обработка семян и посев льна-долгунца (сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами льна-долгунца. Технология уборки льна-долгунца.
Народнохозяйственное значение рапса. Биологические особенности рапса озимого.
Предшественники, обработка почвы в зависимости от них под рапс озимый.
Система удобрения. Предпосевная обработка семян и посев озимого рапса (сроки, способы, нормы, глубина).
Уход за посевами и уборка рапса озимого.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….... | 3 | |
Введение………………………………………………………………………………………………………… | 5 | |
Основы почвоведения…………………………………………………………………………………………… | 8 | |
| Лекция 1. Происхождение, состав и свойства почв………………………………………………….... | 8 |
| Лекция 2. Основные типы почв пахотных угодий……………………………………………………… | 10 |
| Научные основы земледелия……………………………………………………………………………….. | 15 |
| Лекция 1. Факторы жизни растений и законы земледелия………………………………………………. | 15 |
| Лекция 2. Воспроизводство плодородия почвы и оптимизация условий жизни растений…………… | 19 |
| Лекция 3. Сорные растения и меры борьбы с ними……………………………………………………… | 29 |
Севообороты………………………………………………………………………………………………………. | 34 | |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………. | 37 |
Научные основы обработки почв………………………………………………………………………………… | 40 | |
| Лекция 1. Обработка почвы………………………………………………………………………………… | 40 |
| Лекция 2. Система способов и приемов обработки почвы………………………………………………. | 43 |
| Лекция 3. Система обработки почвы под яровые культуры…………………………………………….. | 45 |
| Лекция 4. Обработка почвы под озимые культуры………………………………………………………. | 47 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………. | 49 |
Удобрения в интенсивном растениеводстве……………………………………………………………………. | 50 | |
Теоретические основы растениеводства………………………………………………………………………… | 54 | |
| Лекция 1. Растениеводство как наука и отрасль АПК. Культурные растения. Рост и развитие полевых культур…………………………………………………………………………………………….. |
54 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 57 |
Озимые зерновые культуры………………………………………………………………………………………. | 59 | |
| Лекция 1. Озимые зерновые культуры…………………………………………………………………….. | 59 |
| Лекция 2. Озимая пшеница…………………………………………………………………………………. | 61 |
| Лекция 3. Озимая рожь……………………………………………………………………………………… | 64 |
| Лекция 4. Озимая тритикале………………………………………………………………………………… | 66 |
| Лекция 5. Озимый ячмень…………………………………………………………………………………… | 68 |
Яровые зерновые культуры………………………………………………………………………………………. | 71 | |
| Лекция 1. Яровая пшеница…………………………………………………………………………………. | 71 |
| Лекция 2. Яровой ячмень……………………………………………………………………………………. | 73 |
| Лекция 3. Овес……………………………………………………………………………………………….. | 75 |
| Лекция 4. Кукуруза………………………………………………………………………………………….. | 77 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 80 |
Зернобобовые культуры………………………………………………………………………………………….. | 84 | |
| Лекция 1. Горох……………………………………………………………………………………………… | 84 |
| Лекция 2. Люпин…………………………………………………………………………………………….. | 86 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 88 |
Клубнеплоды и корнеплоды……………………………………………………………………………………… | 91 | |
| Лекция 1. Картофель………………………………………………………………………………………… | 91 |
| Лекция 2. Сахарная свекла………………………………………………………………………………….. | 94 |
| Лекция 3. Кормовая свекла…………………………………………………………………………………. | 97 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 99 |
Прядильные культуры……………………………………………………………………………………………. | 101 | |
| Лекция 1. Лен-долгунец…………………………………………………………………………………….. | 101 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 104 |
Масличные и эфирномасличные культуры……………………………………………………………………… | 105 | |
| Лекция 1. Озимый рапс……………………………………………………………………………………… | 105 |
| Методические указания по выполнению практических работ…………………………………………… | 107 |
Перечень вопросов проводимых модулей……………………………………………………………………… | 109 |
Учебное издание
- Министерство сельского хозяйства
- Пояснительная записка
- Модуль 1. Введение
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- Лекция 2.Основные типы почв пахотных угодий
- Научные основы земледелия
- При норме осадков 600 мм
- Условий жизни растений
- Минеральных почв
- И износ рабочих органов почвообрабатывющих при вспашке (по в.Н.Степанову)
- Модуль 2. Севообороты
- Методические указания по выполнению практических работ
- И составление севооборотов на разных типов почв
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Модуль 3. Научные основы обработки почвы
- Методические указания по выполнению практических работ
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Удобрения в интенсивном растениеводстве
- Рекомендуемая литература
- Модуль 1. Теоретические основы растениеводства
- Культерные растения. Рост и развитие полевых культур
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Семена, их строение и физико-механические свойства
- Р а б о т а 1. Строение зерновки
- Р а б о т а 2. Определение размеров семян
- Р а б о т а 3. Общая характеристика хлебов 1-й и 2-й групп
- Р а б о т а 4. Общая характеристика хлебных злаков
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Озимые зерновые культуры
- Лекция 3.Озимая рожь
- Лекция 4.Озимая тритикале
- Лекция 5.Озимый ячмень
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Яровые зерновые культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Методические указания по выполнению практических работ
- 1. Хлеба первой группы р а б о т а 1. Пшеница
- Р а б о т а 2. Рожь
- Р а б о т а 3. Тритикале
- Р а б о т а 4. Ячмень
- Р а б о т а 5. Овес
- 2. Хлеба второй группы р а б о т а 1. Кукуруза
- Р а б о т а 2. Гречиха
- Зернобобовые культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Определение зернобобовых культур по семенам
- Р а б о т а 2. Определение зерновых бобовых культур по всходам
- Т а б л и ц а 2.1. Определение зернобобовых культур по всходам
- Р а б о т а 3. Определение зерновых бобовых по листьям
- Р а б о т а 4. Определение зернобобовых культур по плодам
- Р а б о т а 5. Виды гороха, люпина
- Итоговый контроль по модулю №1
- Модуль 2. Клубнеплоды и корнеплоды
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Определение картофеля по ботаническим признакам
- Р а б о т а 2. Сравнительная морфологическая характеристика корнеплодов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Модуль 3. Прядильные культуры
- Методические указания по выполнению практических работ р а б о т а 1. Ботаническая характеристика льна
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Масличные и эфирномасличные культуры
- Методические указания по выполнению практических работ
- Р а б о т а 1.Хозяйственно-биологическая характеристика масличных культур
- Семейства Крестоцветные (Капустные)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Перечень вопросов проводимых модулей
- Андрей Андреевич Пугач