logo search
tom2

9.2.3Воздушный транспорт

Немаловажной задачей является возрождение авиации в Рязани и Рязанской области. Несмотря на близость к Москве, что позволяет в относительно короткий промежуток времени добраться до столичных аэропортов, такой крупный город как Рязань, являющийся к тому же важным культурно-историческим центром, должен иметь современный аэропорт.

Согласно статистическим данным, в 2003 году воздушным транспортом перевезено 7,3 тыс.пассажиров и 8,3 т грузов (платный багаж пассажиров). Всего в наличии 7 собственных воздушных судов АН-2 и АН-24. В 2003 году в сельском хозяйстве авиация применялась для авиахимических работ на площади 44,5 тыс.га (80,9% от уровня 2001 года).

Сейчас в черте г.Рязани расположены два аэропорта, один из которых – «Турлатово» – ныне не действующий гражданский аэропорт. В настоящее время из «Турлатово» авиакомпании «Рязаньавиатранс» и «АВИАПАНХ» выполняют авиационные работы по обслуживанию сельского хозяйства, промышленности и связи Рязанской, Московской, Тульской и других областей ЦФО.

Второй аэропорт – «Дягилево» – аэродром ВВС 1 класса, расположен в черте города Рязани, в 30 километрах от границ Московской области, на пересечении железнодорожных, автомобильных и речных магистралей общероссийского значения. Сейчас данный аэродром может принимать самолёты массой более 200 тонн, в то время как «Турлатово» – 15 тонн (рентабельными принято считать аэродромы, способные принимать самолёты массой более 60 тонн). Следует выделить ряд преимуществ военного аэродрома «Дягилево» с точки зрения возможностей его развития для обеспечения приема и обслуживания гражданских самолетов:

  1. Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать практически все типы самолетов, в том числе иностранных.

  2. Аэродром находится в круглосуточной готовности к приему самолетов.

  3. Радиотехническое оборудование и системы посадки аэродрома позволяют принимать самолеты в сложных метеоусловиях. Возможна установка гражданских категорированных систем посадки.

  4. Аэродром имеет склад ГСМ емкостью не менее 2000 тонн авиационного топлива, соединенный прямым трубопроводом с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом.

  5. Аэродром имеет все необходимые службы обеспечения полетов: метеорологическую, аэронавигации и управления полетами, поиска и спасения, пожарную, медицинского обеспечения и т.д.

  6. На территории аэродрома расположено ФГУП «Авиаремонтный завод №360», имеющее персонал, оборудование и лицензии на выполнение ремонта и обслуживания, как военных, так и гражданских самолетов.

  7. Имеются подъездные автомобильные и железнодорожные пути.

  8. В границах аэродрома (между ВПП и Рязанской окружной автомобильной дорогой) имеется более 200 га. неиспользуемых земель, пригодных для строительства объектов гражданского сектора: стоянок, складских помещений, грузового (в перспективе – таможенного и пассажирского) комплекса и т.д.

  9. В настоящее время аэродром и вся инфраструктура обеспечения загружены полетами военных самолетов не более чем на 10-15 % своих технических возможностей.

Таким образом, имеющаяся инфраструктура и потенциальные возможности военного аэродрома «Дягилево» позволяют при относительно небольших затратах организовать гражданский сектор, способный принимать большинство типов отечественных и иностранных самолетов.

С точки зрения развития московского аэроузла в целом, представляется целесообразным организовать в его непосредственной близости (150 км от «Домодедово» и «Внуково», 200 км от «Шереметьево») постоянно действующий аэродром для гражданских самолетов, который будет выполнять функции резервного в ситуациях, при которых «Домодедово» и «Внуково» не смогут принимать самолёты по погодным или иным причинам. В настоящее время для Москвы такими ближайшими аэродромами являются Санкт-Петербург (700 км) и Нижний Новгород (400 км). Актуальность развития аэродрома «Дягилево» обусловлена также необходимостью разгрузки Московского аэроузла от транзитных грузовых самолетов.

Сдерживающим фактором в развитии существующего аэродрома «Дягилево» является то, что его взлетно-посадочные полосы находятся на недопустимо малых расстояниях от жилой застройки и не удовлетворяют санитарно-шумовым требованиям. В генеральном плане города Рязани, выпущенном НПИ «Энко» в 2004 году, также отмечалось неблагоприятное по санитарным и градостроительным нормам размещение аэропорта «Дягилево» в непосредственной близости от жилой застройки.

Таким образом, настоящим проектом предлагается два варианта размещения аэропорта:

  1. на базе существующего аэродрома «Дягилево»;

  2. с выделением новой площадки (ориентировочно на границе Рязанского и Рыбновского районов) – основной вариант.

Схема воздушных линий центра Европейской части России

Рисунок 9‑37

Выводы

  1. Роль воздушного транспорта в грузо- и пассажироперевозках крайне низкая, применение авиации в сельском хозяйстве продолжает сокращаться.

  2. Имеются серьезные предпосылки к развитию воздушного транспорта на базе аэропорта «Дягилево». Расположение аэропорта на недопустимо малых расстояниях от жилой застройки требует решения вопросов о выносе части аэропорта за пределы границы г.Рязань или строительстве нового аэропорта.

Направления развития

Создание постоянно действующего аэропорта для гражданских самолетов с организацией регулярных рейсов в крупнейшие города страны. Новый аэропорт также будет выполнять функции резервного по отношению к «Домодедово» и «Внуково». Предлагается два варианта размещения аэропорта:

  1. Сохранение авиапарка и инфраструктуры авиационных работ по обслуживанию сельского хозяйства, промышленности и связи на базе аэропорта «Турлатово».

  2. Развитие малой авиации в крупных подцентрах расселения Рязанской области (Ряжск, Сасово), которое подразумевает под собой, главным образом, реконструкцию имеющихся аэродромов.