logo
ответы

17.Понятие конфликта и его элементы.Фазы развития конфликта.Управление конфликтом.

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:1) объект конфликта, 2) участники конфликта,3) социальная среда, условия конфликта,4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.1 - Объект конфликтаЦенность, которая способна удовлетворить по­требность и из-за овладения которой возникает конфликт, и явля­ется его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.2 - Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники 3 -Понятием социальной среды определяется та почва, на кото­рой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон.4 - Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъек­тивного восприятия или образа конфликта, который создается у дей­ствующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному по­ложению дел, действительной ситуации. Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве. Деструктивная  фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми. Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:-определить его вид конфликта-его причины-его особенности,-а затем применить способ разрешения.Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:-если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.-если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений .Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.Решение: (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).