21. Состав содержание бухгалтерского баланса.
Для руководства предприятиями, организациями и учреждениями, прежде всего, нужны сведения об имеющихся у них средствах. При этом следует знать, какими видами средств располагают они и из каких источников эти средства получены. Такие сведения должны представляться в обобщенной денежной оценке на определенную дату. Такое обобщение средств достигается с помощью балансового метода.
Слово «баланс» пришло к нам из французского языка и буквально означает «весы», т. е. равновесие, равенство между двумя какими-то частями. Бухгалтерский баланс представляет собой один из элементов метода бухгалтерского учета. Особенностями бухгалтерского баланса являются:
1. Отражение совокупных средств предприятий (т. е. экономические ресурсы).
2. Отражение источников образования средств предприятий (весь капитал как собственный, так и привлеченный).
3. Отражение хозяйственных средств (экономических ресурсов) и источников (капитала) производится на определенную дату.
4. Отражаемые средства (экономические ресурсы) и источники (капитал) имеют денежную оценку.
Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой способ обобщения и экономической группировки хозяйственных средств (экономических ресурсов) и источников (капитала) на определенную дату и в денежной оценке.
В левой части этой таблицы отражены хозяйственные средства предприятий (экономические ресурсы), а в правой - источники (капитал). Для обозначения сторон балансов в бухгалтерском учете используются специальные термины. Левая сторона этой таблицы названа активом баланса, а правая - пассивом.
Актив баланса представляет собой экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия, использование которых в дальнейшем должно принести прибыль. Активы в балансе представлены в виде материальных ценностей, денежных средств, товарных запасов, зданий, оборудования, а также в форме нематериальных активов.
Пассивы представляют собой собственный и привлеченный капитал.
Следовательно, актив баланса есть способ группировки и отражения экономически однородных видов хозяйственных средств. Пассив баланса - способ группировки и отражения экономически однородных видов источников образования средств. Общий итог показателей актива и пассива баланса называют валютой бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе поддерживается постоянное равенство общей величины показателей актива и пассива баланса. Это равенство обусловлено тем, что и в активе, и в пассиве показывается одна и та же масса средств, только в разных группировках: в активе - по видам и размещению, в пассиве - по источникам.
Каждая позиция в балансе называется статьей баланса. Так как баланс имеет две стороны - актив и пассив, следовательно, статьи в балансе могут быть активными и пассивными. Каждая статья актива баланса представляет собой экономически однородный вид средств, а статья пассива - экономически однородный вид источника. Все статьи в балансе объединяются в группы, а группы - в разделы.
Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. В бухгалтерские балансы, кроме статей, отражающих хозяйственные средства и их источники, включают статьи, уточняющие величину оценки этих средств и источников. Их называют регулирующими статьями. Они расширяют количество балансовых статей и увеличивают объем информации, содержащейся в балансе.
Регулирующие статьи баланса могут быть двух видов: пря мого регулирования и контрарного. Прямые регулирующие статьи являются дополнением к основной статье баланса, а контрарные указывают на уменьшение величины основной статьи и показываются в балансе со знаком минус.
Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто (итал. brutto - грубый, нечистый); без регулирующих статей - балансом-нетто (итал. netto - чистый).
В настоящее время используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.
Бухгалтерский баланс-нетто предусматривает два раздела в активе и три раздела в пассиве
В экономической теории и практике хозяйствования существует множество бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления.
В отечественной экономической литературе отмечается несколько упрощенный взгляд на форму построения и оценку статей баланса: как правило, рассматривается только один вид баланса — бухгалтерский баланс действующей организации. Между тем в практической деятельности различают несколько видов бухгалтерских балансов по функциональному назначению:
• вступительный;
• операционный, в котором выделяют два подвида — промежуточный (месячный, квартальный) и годовой;
• соединительный;
• разделительный;
• санируемый;
• ликвидационный;
• сводный;
• сводно-консолидируемый;
• отдельный.
Все эти виды балансов отличаются как номенклатурой статей, так и методами оценки.
Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой организации. Следует обратить внимание на то, что баланс заново создаваемых организаций отличается от баланса организации, являющейся правопреемником ранее действовавшей. В первом случае бухгалтерский баланс будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная масса состоит в основном из двух—четырех статей: денежных вкладов, организационных расходов, уставного капитала и расчетов с учредителями. При этом организационные расходы в отечественной практике часто отражаются свернуто по статье «Нематериальные активы» (при условии, что в учредительных документах эти расходы определены как; вклад одного из участников в уставный капитал). Во втором случае количество балансовых статей может быть больше, чем в балансе вновь созданной организации. Другое отличие заключается в методах оценки статей, используемых при составлении баланса организации-правопреемника.
Промежуточный (месячный, квартальный) и годовой (операционные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время техника формирования промежуточного (месячного, квартального) и техника формирования годового бухгалтерских балансов имеет значительные различия, о которых часто забывают. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных данных. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют семь основных этапов (см. 1.7).
После выполнения этих семи этапов годовой бухгалтерский баланс выступает как заключительный баланс для отчетного года и одновременно как вступительный — для нового хозяйственного года. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности — преемственности балансов.
Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. На практике ему также, как правило, предшествует составление ликвидационного баланса.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторы, даже если они склоняются к соглашению, хотят предварительно узнать, насколько велик понесенный убыток и есть ли надежда на покрытие его в будущем.
Санируемый баланс составляется, как правило, с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от операционного баланса, который составляется по книжным данным, формирование санируемого баланса предполагает обязательное проведение полной инвентаризации. Если в операционном балансе отдельные статьи могут рассматриваться как реальные, то в санируемом балансе эти же статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их значения не соответствуют действительности (например, наличие неликвидных материальных запасов или отдельных видов дебиторской задолженности, нереальной к взысканию).
Ликвидационный баланс отличается от других как оценкой своих статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость), так и их структурой. Некоторые статьи, обычные для операционного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи — «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было, например стоимость деловой репутации фирмы (гудвилл) и т. п. Обязательным условием составления ликвидационного баланса является полная инвентаризация всех объектов учета.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
Сводно-консолидируемый баланс — новое явление в отечественной учетной практике. Он представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особенность сводно-консолидируемого баланса состоит том, что из него исключаются все внутренние обороты. Он представляет активы и обязательства различных предприятий группы в качестве активов и обязательств единой организации.
Отдельный баланс — это баланс подразделения (филиала), его форма определяется учетной политикой организации.
В зависимости от полноты оценки отдельных статей балансы могут быть разделены на балансы-нетто и балансы-брутто.
Если сальдо всех счетов Главной книги, за исключением результатных, включаются в баланс, то и сальдо регулирующих счетов соответственно показываются в балансе. Сальдо дополнительных счетов увеличивает сальдо тех счетов, которые они дополняют; при этом сальдо контрарных счетов показываются со знаком «минус», как и дополнительные счета (показанные со знаком «плюс») вслед за счетом, оценку которого они дополняют (увеличивая или уменьшая). В этом случае сальдо контрарного счета уменьшает итог баланса, и такой баланс называется «баланс-нетто». Если сальдо, контрарного счета показывается со знаком «плюс», то итог баланса увеличивается, и такой баланс называется «баланс-брутто». Такие балансы в российской практике составлялись до 1996 г.
В качестве учетных регистров организации широко используют оборотно -сальдовые балансы (ведомости), которые еще называют пробными или проверочными, а также шахматные балансы.
Оборотный баланс, по существу, представляет собой перечень всех счетов, приведенных в Главной книге, или более детализированный согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной политики организации. В него включаются все счета, даже те, которые не имеют сальдо, поэтому оборотный баланс можно также называть балансом-брутто. Сальдовый же баланс (операционный, вступительный и др.), который, по существу, представляет собой извлечение из оборотного баланса, по отношению к оборотному балансу можно назвать балансом-нетто.
Оборотный баланс в практике часто недостаточен для изучения динамики хозяйственных операций. В нем приводятся только итоги дебетования и кредитования счетов, однако из него не видны основания, по которым каждый счет был дебетовым и кредитовым — не известна взаимосвязь счетов при отражении той или иной хозяйственной операции. В бухгалтерском учете эта взаимосвязь определяется корреспонденцией счетов. Поэтому если в оборотно -сальдовую ведомость (оборотный баланс) занести данные о корреспонденции счетов по всем оборотам, то оборотный баланс может быть трансформирован в шахматный баланс, который будет характеризовать всю динамику хозяйственной деятельности. На практике этот вид баланса используется реже ввиду трудоемкости заполнения при наличии большого количества синтетических счетов в рабочем плане счетов организации.
Указанные виды балансов могут составляться не только за год, но и за месяц и даже за день в виде особых ведомостей. Шахматный баланс делится на ряд клеток, получающихся при пересечении горизонтальных и вертикальных линий. Каждая клетка предназначена для отдельного счета Главной книги. При этом порядок следования счетов одинаков как в горизонтальном, так ив вертикальном направлениях (обычно в горизонтальном направлении принято записывать счета-дебиторы). Сумма, записанная в клетке, всегда будет стоять против какого-нибудь счета-дебитора в горизонтальном направлении и против другого счета-кредитора в вертикальном направлении, показывая, что по данным хозяйственной операции один счет был дебетован, а другой — кредитован. Зная основания корреспонденции счетов, легко определить и характер той или иной хозяйственной операции.
С 1 января 2012 года в бухгалтерском балансе данные представлены за 3 отчетных периода ( года)
Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета — это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности субъекта. Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета.
Объектами учета являются:
— имущество предприятия;
— обязательства предприятия;
— хозяйственные операции, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности.
Согласно части первой Налогового кодекса РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Для правильного учета хозяйственной деятельности предприятия необходимо пользоваться определенным методом бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция; счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.
Рассмотрим подробнее содержание отдельных элементов метода бухгалтерского учета.
1. Документация - способ первичного контроля и наблюдения за хозяйственными операциями; ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документов. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
2. Инвентаризация заключается в проверке средств в натуре, а также состояния расчетов с другими предприятиями. Основные положения о порядке и сроках приведения инвентаризации регламентируются Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», «Методическими указаниями о инвентаризации имущества».
3. Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйственного субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
4. Калькуляция представляет собой исчисление в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции.
5. Счета - способ группировки и текущего отражения хозяйственных средств. На каждый вид хозяйственных средств или их источников открываются отдельные счета, которые ведутся в книгах, на листах или карточках, имеющих форму таблиц.
6. Двойная запись - взаимосвязанное отражение и контроль каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах и в одной и той же сумме.
7. Бухгалтерский баланс - способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату. Отражаемые в балансе средства характеризуются равенством общей суммы видов средств сумме источников их образования. Это равенство объясняется тем, что в балансе показан один и тот же объект - хозяйственные средства - только в двух разрезах: по составу и размещению, с одной стороны; по источникам образования и целевому назначению, с другой.
8. Отчетность - система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятий и включающих ряд таблиц (форм), в которых содержатся эти показатели. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.
Таким образом, метод бухгалтерского учета - это система способов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обращения в денежном выражении движения хозяйственных средств предприятия с целью контроля за выполнением плана и обеспечения сохранности государственной собственности.
- 1.Механизм рыночного ценообразования.
- 3. Особенности ценообразования на рынке земли.
- 4. Фирма в рыночной экономике: место, роль, виды.
- 5. Виды рыночных структур, их сравнительная характеристика.
- 6. Аграрная политика государства: необходимость, содержание.
- 7. Сущность менеджмента, его функции.
- 8. Мотивация труда руководителей и специалистов сельскохозяйственного предприятия.
- 9. Система менеджмента качества, ее роль в сельскохозяйственном производстве
- 11. Основные типы структур управления сельхозпредприятий
- 12.Кадры управления сельхозпредприятий, кадровая политика и её содержание в условиях рынка.
- 15 Понятие персонал и его структура.Персонал как особый объект управления.Принципы работы с персоналом
- 16. Задачи и принцы планирования персонала. Внутренние и внешние факторы, влияющие на планирование персонала.Управление карьерой в организации.Планирование карьеры.
- 17.Понятие конфликта и его элементы.Фазы развития конфликта.Управление конфликтом.
- 18 .Классификация стилей управления на основе двух базисных элементов управленческого поведения:ориентация на деятельность/результат и ориентация на людей
- 19 Сущность и виды учёта.
- 20. Бухгалтерский учёт как информационная система, его правовое и методическое обеспечение.
- 21. Состав содержание бухгалтерского баланса.
- 23. Счета и двойная запись.
- 24 . Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства Назначение и основные принципы управленческого учета
- 25 . Цели, концепции и принципы бухгалтерского учета
- 26. Цели и концепция управленческого учета.
- 27. Состав и содержание бухгалтерской( финансовой) отчетност
- 29.Понятие и организационно-экономическое содержание системы ведения с/х
- 30. Специализация сельскохозяйственного производства, понятие, виды, показатели, характеризующие ее уровень
- 31.Производственная и социальная инфраструктура в с/х
- 32. Понятие и виды себестоимости. Распределение затрат по элементам и статьям. Пути снижения себестоимости.
- 34.Показатели уровня и экономической эффективности интенсификации. Эффективность интенсивных технологий.
- 35 Система планов предприятия, их взаимосвязь
- 36.Бизнес-план: назначение, исходная информация для составления, методика разработки
- 37.Стратегическое планирование на предприятии
- 39 . Современные способы изучения затрат рабочего времени
- 40. Виды норм и их роль в сельском хозяйстве
- 41. Нормирование труда на механизированных полевых работах.
- 42. Нормирование труда в животноводстве
- 43 .Классификация экономико-математических методов и моделей. Области применения в аграрном секторе экономики.
- 44 .Прикладные программные продукты, используемые при обработке экономической информации: назначение, основные характеристики.
- 45. Оптимизационные экономико-математические модели в планировании аграрного производства
- 47 .Структура и функциональные возможности арм экономиста
- 48 Агропромышленный рынок и его развитие в рыночных условиях. Кризис в апк и пути его преодоления
- 49. Экономическая сущность производственных фондов в с/х, классификация, эффективность использования.
- 50.Эффективность использования основных средств предприятия.
- 51 .Эффективность использования оборотных средств предприятия
- 52. Экономика производства зерна.
- 53.Экономика производства технических культур (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 55. Экономика производства молока (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 56 .Экономика производства мяса (специализированное мясное скотоводство и молочно – мясной скот, их эффективность)
- 57.Экономика свиноводства (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 58.Экономика овощеводства закрытого и открытого грунта(значение,развитие,экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 59.Экономика производства продукции скотоводства (значение, развитие, экономическая эффективность)
- 60.Показатели экономической эффективности капитальных вложений
- 61. Апк и его структура в оренбургской области .Пути совершенствования.
- 62 Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятия, виды)
- 63 .Земельный кадастр. Экономическая оценка земли.
- 64 Понятие и классификация сельскохозяйственных рынков
- 65.Характеристика рынка индивидуальных потребителей и рынка предприятий
- 67. Развитие и размещение предприятий сельскохозяйственного машиностроения (тракторостроение, комбайностроение).
- 68. Методика обоснования рациональных размеров сельскохозяйственных предприятий
- 69. Налогообложение кфх
- 70 Формы кредитования сельскохозяйственных предприятий.
- Инвестиции: понятие, виды, экономическая эффективность и направления ее повышения.
- 72. Документация и ее роль в системе управления. Организация делопроизводства на сельскохозяйственных предприятиях
- 77. Система маркетинговых коммуникаций (реклама, pr и пропаганда, персональные продажи и стимулирование сбыта).
- 78. Понятие маркетинга. Концепция маркетинга.
- 79. Товар: понятие, классификация, жизненный цикл
- 80.Методы распространения товаров. Каналы распределения товара, товародвижение, оптовая и розничная торговля.
- 81. Особенности маркетинга в апк
- 82.Конкурентоспособность и качество товаров и услуг.
- 83.Сделки на рынке недвижимости
- Дарение
- Безвозмездное пользование недвижимостью
- Ипотека
- Купля - продажа
- 90.Понятие и сущность рациональной организации труда.Прогрессивные формы организации труда в с/х предприятиях.
- 91 . Тарифная система как элемент организации заработной платы. Бестарифная система.
- 93. Формы и системы оплаты труда в сельском хозяйстве
- 94. Методика расчета плановых затрат труда и средств на производство продукции растениеводства и определение себестоимости 1ц. Продукции.
- 95. Методика расчета затрат труда и средств на производство продукции животноводства и определение себестоимости 1ц продукции.
- 96 .Условия и принципы осуществления предпринимательской деятельности
- 98. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 99. Виды предпринимательской деятельности, их отличительные особенности.
- 1 Производственное предпринимательство
- 2 Коммерческо-торговое предпринимательство
- 3 Финансово-кредитное предп-во
- 4 Страховая деятельность
- 5 Консультативное предпринимательство