25 . Цели, концепции и принципы бухгалтерского учета
Задачи бухгалтерского учета на современном этапе
Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, 5язательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Основные задачи бухгалтерского учета:
1. Формирование полноценной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, управляющим, участникам и собственникам имущества), а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. Предотвращение отрицательных финансовых результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
4. Формирование системы стандартов обеспечивающих полезность информации.
5. Обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.
6. Оказание методической помощи организации в понимании системы управленческого учета.
7. Формирование нормативной базы.
8. Международное сотрудничество.
Организация бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»
Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности,
Руководитель экономического субъекта, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В открытых акционерных обществах , страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, и др. главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и график документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности -план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на получение их от вышестоящей организации.
Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных самостоятельно, составляются с соблюдением требований, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете».
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота Под документооборотом, как уже говорилось, понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, ответственных за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей: в первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй - сведения по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться соответствующими указаниями и инструкциями, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
В плане организации труда работников бухгалтерии определяются структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.
Применение других методов Оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях (особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников. Кроме того, в соответствии с данным допущением имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах. Стоимость имущества, находящегося во владении организации, но не принадлежащего ей на правах собственности, учитывается на забалансовых счетах (001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа»).
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».
Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике еще и консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам.
В отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам, они могут создаваться в течение финансового года (ежеквартально) на основе проведенной инвентаризации не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике.
В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.
С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.
Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1 -е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
- 1.Механизм рыночного ценообразования.
- 3. Особенности ценообразования на рынке земли.
- 4. Фирма в рыночной экономике: место, роль, виды.
- 5. Виды рыночных структур, их сравнительная характеристика.
- 6. Аграрная политика государства: необходимость, содержание.
- 7. Сущность менеджмента, его функции.
- 8. Мотивация труда руководителей и специалистов сельскохозяйственного предприятия.
- 9. Система менеджмента качества, ее роль в сельскохозяйственном производстве
- 11. Основные типы структур управления сельхозпредприятий
- 12.Кадры управления сельхозпредприятий, кадровая политика и её содержание в условиях рынка.
- 15 Понятие персонал и его структура.Персонал как особый объект управления.Принципы работы с персоналом
- 16. Задачи и принцы планирования персонала. Внутренние и внешние факторы, влияющие на планирование персонала.Управление карьерой в организации.Планирование карьеры.
- 17.Понятие конфликта и его элементы.Фазы развития конфликта.Управление конфликтом.
- 18 .Классификация стилей управления на основе двух базисных элементов управленческого поведения:ориентация на деятельность/результат и ориентация на людей
- 19 Сущность и виды учёта.
- 20. Бухгалтерский учёт как информационная система, его правовое и методическое обеспечение.
- 21. Состав содержание бухгалтерского баланса.
- 23. Счета и двойная запись.
- 24 . Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства Назначение и основные принципы управленческого учета
- 25 . Цели, концепции и принципы бухгалтерского учета
- 26. Цели и концепция управленческого учета.
- 27. Состав и содержание бухгалтерской( финансовой) отчетност
- 29.Понятие и организационно-экономическое содержание системы ведения с/х
- 30. Специализация сельскохозяйственного производства, понятие, виды, показатели, характеризующие ее уровень
- 31.Производственная и социальная инфраструктура в с/х
- 32. Понятие и виды себестоимости. Распределение затрат по элементам и статьям. Пути снижения себестоимости.
- 34.Показатели уровня и экономической эффективности интенсификации. Эффективность интенсивных технологий.
- 35 Система планов предприятия, их взаимосвязь
- 36.Бизнес-план: назначение, исходная информация для составления, методика разработки
- 37.Стратегическое планирование на предприятии
- 39 . Современные способы изучения затрат рабочего времени
- 40. Виды норм и их роль в сельском хозяйстве
- 41. Нормирование труда на механизированных полевых работах.
- 42. Нормирование труда в животноводстве
- 43 .Классификация экономико-математических методов и моделей. Области применения в аграрном секторе экономики.
- 44 .Прикладные программные продукты, используемые при обработке экономической информации: назначение, основные характеристики.
- 45. Оптимизационные экономико-математические модели в планировании аграрного производства
- 47 .Структура и функциональные возможности арм экономиста
- 48 Агропромышленный рынок и его развитие в рыночных условиях. Кризис в апк и пути его преодоления
- 49. Экономическая сущность производственных фондов в с/х, классификация, эффективность использования.
- 50.Эффективность использования основных средств предприятия.
- 51 .Эффективность использования оборотных средств предприятия
- 52. Экономика производства зерна.
- 53.Экономика производства технических культур (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 55. Экономика производства молока (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 56 .Экономика производства мяса (специализированное мясное скотоводство и молочно – мясной скот, их эффективность)
- 57.Экономика свиноводства (значение, развитие, экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 58.Экономика овощеводства закрытого и открытого грунта(значение,развитие,экономическая эффективность и пути ее повышения)
- 59.Экономика производства продукции скотоводства (значение, развитие, экономическая эффективность)
- 60.Показатели экономической эффективности капитальных вложений
- 61. Апк и его структура в оренбургской области .Пути совершенствования.
- 62 Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятия, виды)
- 63 .Земельный кадастр. Экономическая оценка земли.
- 64 Понятие и классификация сельскохозяйственных рынков
- 65.Характеристика рынка индивидуальных потребителей и рынка предприятий
- 67. Развитие и размещение предприятий сельскохозяйственного машиностроения (тракторостроение, комбайностроение).
- 68. Методика обоснования рациональных размеров сельскохозяйственных предприятий
- 69. Налогообложение кфх
- 70 Формы кредитования сельскохозяйственных предприятий.
- Инвестиции: понятие, виды, экономическая эффективность и направления ее повышения.
- 72. Документация и ее роль в системе управления. Организация делопроизводства на сельскохозяйственных предприятиях
- 77. Система маркетинговых коммуникаций (реклама, pr и пропаганда, персональные продажи и стимулирование сбыта).
- 78. Понятие маркетинга. Концепция маркетинга.
- 79. Товар: понятие, классификация, жизненный цикл
- 80.Методы распространения товаров. Каналы распределения товара, товародвижение, оптовая и розничная торговля.
- 81. Особенности маркетинга в апк
- 82.Конкурентоспособность и качество товаров и услуг.
- 83.Сделки на рынке недвижимости
- Дарение
- Безвозмездное пользование недвижимостью
- Ипотека
- Купля - продажа
- 90.Понятие и сущность рациональной организации труда.Прогрессивные формы организации труда в с/х предприятиях.
- 91 . Тарифная система как элемент организации заработной платы. Бестарифная система.
- 93. Формы и системы оплаты труда в сельском хозяйстве
- 94. Методика расчета плановых затрат труда и средств на производство продукции растениеводства и определение себестоимости 1ц. Продукции.
- 95. Методика расчета затрат труда и средств на производство продукции животноводства и определение себестоимости 1ц продукции.
- 96 .Условия и принципы осуществления предпринимательской деятельности
- 98. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 99. Виды предпринимательской деятельности, их отличительные особенности.
- 1 Производственное предпринимательство
- 2 Коммерческо-торговое предпринимательство
- 3 Финансово-кредитное предп-во
- 4 Страховая деятельность
- 5 Консультативное предпринимательство