7.3 Свободные экономические зоны Беларуси
Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире функционируют около 5 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30% мирового товарооборота.
Они создаются для ускоренного социально-экономического развития страны и ее регионов, комплексного использования и освоения природных ресурсов, увеличения экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач:
- привлечению в экономику иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;
- формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой, мировым рынком и отечественным хозяйством;
- развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;
- ускоренному внедрению научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок, «ноу-хау» и передачи их для широкого использования на внешний и внутренний рынки;
- апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;
- практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Целями создания СЭЗ могут быть:
- придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменфющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, обработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
В зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
- комплексные специальные зоны производственного характера;
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
- функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые и др.).
Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
В республике создано шесть свободных экономических зон – «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента (275 из них – действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» – 100 (35,2% общего сила резидентов( и «Минск» – 84 (29,6%). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» – 38 резидентов (13,4%), «Витебск» – 26 (9,1%), «Гродноинвест» – 23 (8,1%) и «Могилев» – 13 резидентов (4,6%).
Создание СЭЗ на территории Беларуси обусловлено следующими факторами. Во-первых, на переходном этапе, когда еще только формируются механизмы экономического регулирования, законодательная база, СЭЗ можно рассматривать как своего рода испытательный полигон для моделей реформирования народного хозяйства республики, для апробирования новой экономической и промышленной политики. Во-вторых, выгодное экономико-географическое положение Беларуси в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка стран СНГ. В-третьих, особенности экономики Беларуси, характеризующиеся недостаточной обеспеченностью природными ресурсами с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, определяют ориентацию производства на экспорт высокотехнологической продукции.
Свободные экономические зоны позволяют активно формировать экономику открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.
По состоянию на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ накоплено 160,4 млн. дол. Иностранных инвестиций (без учета банков – резидентов СЭЗ), причем 32,1% из них получено в виде взносов в уставный фонд. По объемам накопленных иностранных инвестиций зоны располагаются в следующем порядке: «Брест» – 50,9 млн. дол, «Минск» – 50,2 млн. дол., «Гомель-Ратон» – 26,7, «Витебск» – 9,2, «Могилев» – 9,8, «Гродноивест» – 3,6 млн. дол.
Экспорт товаров резидентами СЭЗ в 2004 г. составил 485,5 млн.дол., или 3,5 общего экспорта товаров из Беларуси. Среди экспортируемых СЭЗ товаров: мебель, и части к ней (20,5%), готовые или консервированные продукты из рыбы (9,1%), колбасные и другие готовые и консервированные изделия из мяса (9%), закупорочные и упаковочные принадлежности из недрагоценных металлов (4,6%), холодильники, морозильники и холодильное оборудование (4,4%), изделия для транспортировки и упаковки из пластмассы (2,5%), шоколадные изделия (2,3%), провода изолированные и кабели (2%) [3, с.135].
Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся с созданием СЭЗ в Беларуси, следует отметить несколько негативных моментов, которые могут отрицательно сказаться на эффективности их функционирования.
Во-первых, это отсутствие четко определенной нормативно-правовой базы образования и функционирования СЭЗ. Во-вторых, недостаточно научно-обоснованная стратегия развития СЭЗ. Утвержденная правительством Концепция организации свободных зон на территории республики Беларусь представляет собой скорее инструкцию по подготовке документов, необходимых для регистрации СЭЗ. Это ведет к серьезным ошибкам при установлении в них правового режима, налоговых льгот. В-третьих, условия хозяйствования в СЭЗ должны в первую очередь зависеть от технологического уровня размещаемых на ее территории производств. К сожалению, пока налоговые льготы для резидентов СЭЗ не зависят от уровня применяемых ими технологий. Более того, резидентами СЭЗ и предприятиям с зарубежными инвестициями представлены большие налоговые льготы, чем для предприятий и производств, основанных на новых и высоких технологиях. Это не стимулирует зарубежные компании размещать на территории республики высоко технологические производства и не отвечает интересам Беларуси, которая владеет достаточно высоким научно-техническим потенциалом. Тем не менее, несмотря на все недостатки функционирования СЭЗ в Беларуси, они постепенно становятся эффективным инструментом развития регионов республики. Их деятельность сегодня способствует формированию положительного инвестиционного имиджа страны, выступает фактором активизации рыночных производств в регионах.
В целом же вклад свободных экономических зон во внешнеэкономический потенциал страны пока еще недостаточен. Для ускорения их развития необходимо увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и усиление ориентации экспорта с ближнего на дальнее зарубежье.
Термины и понятия
Международное разделение труда
Внешнеторговый потенциал
Экспорт
Импорт
Свободные экономические зоны
Контрольные вопросы
1 Назовите внутренние предпосылки участия страны в мировом хозяйстве?
2 В чем заключается значение внешнеторговых экономических связей для национальной экономики Беларуси?
3 Какие особенности имеют мировые внешне экономические связи?
4 Дате определение понятия «свободная экономическая зона».
5 Охарактеризуйте размещение свободных экономических зон на территории Беларуси.
6 Охарактеризуйте структурные изменения, происходящие в экспортно-импортном обороте Беларуси.
7 Выделите основные районы, формирующие экспортные потоки Республики Беларусь.
- Введение
- 1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- 1.3 Перспективы экономической географии
- 2.1.1 Приближенные и точные методы анализа
- 2.1.2 Экономико-математические методы и модели
- 2.1.3 Система оптимизационных моделей
- 2.1.4 Выбор оптимального варианта размещения производства
- 2.2 Обоснование размещения отраслей хозяйства и отдельных предприятий
- 2.2.1 Учет факторов размещения отрасли и предприятия
- 2.2.2 Порайонная дифференциация стоимостных показателей
- 2.2.3 Определение местоположения предприятий по факторам
- 2.2.4 Технико-экономические расчеты при размещении предприятий
- 2.2.5 Производственно-сбытовое зонирование
- 2.2.6 Балансовые расчеты при размещении предприятий
- 3 Условия и факторы территориальной организации хозяйственной деяткельности
- 3.1 Экономико-географическое и геополитическое положение
- 3.2 Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 3.2.1 Природные условия
- 3.2.2 Природные ресурсы
- 3.3 Размещение населения и трудовых ресурсов
- 3.4 Национальный состав и численность населения
- 3.5 Половозрастной состав населения
- 3.6 Состав трудовых ресурсов
- 4 Роль транспорта в размещении производительных сил
- 4.1 Транспорт в инфраструктурном комплексе страны
- 4.2 Характеристика основных видов транспорта
- 4.3 Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь
- 5 Размещение и равитие межотраслевых комплексов в республике беларусь
- 5.1 Добывающая промышленность
- 5.2 Топливно-энергетический комплекс
- 5.3 Металлургия
- 5.4 Химический комплекс
- 5.5 Машиностроительный комплекс
- 5.6 Лесопромышленный комплекс
- 5.7 Строительно-промышленный комплекс
- 5.8 Социальный комплекс (производство товаров народного потребления и сфера услуг)
- 5.9 Агропромышленный комплекс
- 6 Территориальный аспект народнохозяйственного комплекса республикибеларусь
- 6.1 Региональные социально-экономические комплексы
- 6.2 Экономико-географическое районирование
- 7 География внешнеэкономических связей
- 7.1 Глобализация экономики внешнеэкономической деятельности: необходимость и возможность участия в них Республики Беларусь
- 7.2 Республика Беларусь в системе международных торгово-экономических отношений
- 7.3 Свободные экономические зоны Беларуси
- Список литературы
- Оглавление